Тренировки операций по вербовке.

Большое внимание в Кэмп-Пери уделяется обучению курсантов искусству вербовки нужных для работы людей. Курсантам объясняют, что чаще всего работа по созданию агентурной сети ЦРУ в определенной стране не ограничивается засылкой туда одних лишь агентов-профессионалов. Иногда из всей агентурной сети только резидент является кадровым сотрудником ЦРУ, остальные агенты являются завербованными местными жителями, а дополнительные «кадры» резидентуры при необходимости должны быть доукомплектованы на месте путем вербовки отдельных граждан из числа местного населения. Но такую работу резидент обычно проводит не лично, а через имеющихся агентов-вербовщиков, перед которыми он (или его заместитель) ставит такую задачу. Работа резидентуры — процесс динамичный, у ЦРУ постоянно возникают новые цели и задачи, нужны новые сведения, поэтому у резидента обычно существует постоянная необходимость в вербовке новых агентов. Оперативные сотрудники резидентуры должны постоянно искать новых агентов, чтобы активизировать уже проводимые операции и предпринимать новые, более эффективные. Такой поиск (который при благоприятном результате завершается вербовкой) состоит из выявления кандидата, его разработки и оценки. Выявление кандидата в агенты — это деятельность, направленная на поиск потенциального агента и определения его потенциальных возможностей. Разработка кандидата — это постепенное изучение потенциального агента и проверка его личных способностей и возможностей, а оценка кандидата — это определение возможностей наиболее эффективного использования потенциального агента. Если после тщательного анализа всех имеющихся данных о потенциальном агенте будет принято позитивное решение относительно его вербовки, то проводится официальная процедура проверки благонадежности кандидата через штаб-квартиру. Вербовка агента может осуществляться различными приемами, часто предопределяемыми видом операции, для которой предназначается данный агент, и самим ходом разработки кандидата. В некоторых случаях вербовка проводится от имени ЦРУ, особенно если кандидатами являются американские граждане или высокопоставленные персоны, вербуемые для психологических и полувоенных операций. Однако нередко вербовка предпринимается без четкого указания на того, кто в ней заинтересован; кандидату просто предоставляется возможность предположить, что он вербуется для ЦРУ. В других случаях более целесообразно действовать «под чужим флагом», так чтобы объект вербовки пришел к заключению, что речь идет о какой-то другой службе или ведомстве. Принудительная вербовка, скажем, члена коммунистической партии в какой-нибудь слаборазвитой стране (под угрозой, якобы исходящей от местной службы безопасности) может оказаться для начала более эффективным приемом, чем раскрытие ЦРУ как истинного организатора вербовки. Позднее, когда приобретут силу финансовые и другие средства контроля над агентом, завербованному можно постепенно раскрыть его подлинного хозяина. Обычно агенты-вербовщики ведут работу с кандидатами на вербовку, которых им поставляют наводчики. Вербовщики проверяют данные, сообщенные наводчиками, собирают новые, более детальные сведения о кандидатах. Вербовщики, не привлекая внимания, незаметно принимаются за своих «подопечных». Они интересуются привычками фигурантов, их образом жизни, пороками и слабостями, политическим мировоззрением, отношением к правительству и существующему строю. Вербовщики интересуются и тем, не проявляют ли эти люди недовольства условиями жизни в стране и происходящими там событиями, т. е. не являются ли они потенциальными или реальными диссидентами (инакомыслящими). Понятно, что легче вербовать человека, который недоволен не только своим положением, но и вообще положением дел в стране.

Признаки диссидента.

Признаками диссидента можно считать:

1. Постоянные жалобы начальству, журналистам или различного рода депутатам на трудные бытовые условия, несправедливое обращение, «зажим» критики и другие факторы.

2. Частые попытки обращения «через голову» (минуя непосредственного начальника) в вышестоящие организации, чтобы рассказать там о своих бедах.

3. Участие в неразрешенных собраниях, создание групп для выражения коллективных протестов, участие в демонстрациях, симуляция болезней в рабочее время.

4. Частые незначительные акты неповиновения или дерзости, например, нарочито медленное выполнение распоряжений руководства (саботаж).

5. Посещение помещений гражданских экстремистов или пребывание на их митингах.

6. Распространение подпольных газет и листовок.

7. Диссидентские надписи, выполняемые тайком на зданиях, передвижных средствах, имуществе.

8. Уничтожение или порча государственного имущества.

9. Демонстративное пренебрежение к символам власти, например отказ в общественных местах вставать и снимать головной убор при публичном исполнении государственного гимна.

10. Раздувание на работе мелких инцидентов, преувеличение их с целью вызвать недовольство коллег, распространение тревожных слухов, провоцирование конфликтов.

11. Антиправительственная агитация. Говоря о диссидентах, следует оговориться, что если, с одной стороны, диссидент удобен для вербовки, то с другой — такой человек может уже находиться под наблюдением местных «компетентных органов», так что работа с инакомыслящим — палка о двух концах.

В любом случае вербовщик тщательно присматривается к потенциальному кандидату, а затем докладывает резиденту (или его заместителю) свое мнение в отношении целесообразности использования данного лица для дальнейшей его разработки.

Наши рекомендации