Центральным звеном тренировки является программа тренировки.

Программа реализует оперативный, текущий и этапный контроль.

Исходными данными для составления многолетнего плана являются:

1) продолжительность подготовки для достижения наилучшего результата

2) темпы прироста результата от разряда

3) оптимальный возраст

4) индивидуальные особенности

5) материально-техническая база

В многолетней динамике спортивных результатов выделяются возрастные зоны:

1) зона первых больших успехов

2) зона оптимальных возможностей

3) зона сохранения высоких результатов

Многолетнее планирование направлено на то, чтобы рубеж мастера спорта пришёлся на первую зону

Содержание перспективного плана:

Групповой план состоит из разделов:

1) краткая характеристика группы

2) цель и главные задачи многолетней подготовки

3) этапы подготовки и их продолжительность

4) основные соревнования на каждом этапе

5) основная направленность тренировок по этапам

6) распределение занятий, соревнований и дней отдыха на каждом этапе

7) спортивно-технический результат по этапам

8) контрольные нормативы для различных сторон подготовленности

9) изменения в составе команды

10) мероприятия педагогического и врачебного контроля

11) места занятий, оборудование и инвентарь

Содержание индивидуального перспективного плана:

1) – 8) также

9) основные средства тренировки и их распределение по этапам

10) ориентировочный объём и интенсивность тренировочных нагрузок

11) индивидуальная система врачебно-педагогического контроля

Годовой план:

Разделы:

1) цель и задачи

2) календарь соревнований с конкретными задачами

3) цикличность подготовки и конкретные задачи периодов

4) спортивно-технические показатели

5) контрольные нормативы

6) распределение основных и дополнительных средств в мезоциклах, объём и интенсивность тренировочной нагрузки

7) врачебно-педагогический контроль

План составляется в виде таблицы или плана-графика

Контроль в системе подготовки:

задачи:

1) сбор информации

2) оценивание показателей

3) анализ информации и показателей состояния спортсменов

Разнообразие методов контроля:

1) сбор мнений спортсменов и тренеров

2) анализ рабочей документации

3) педагогические наблюдения

4) определение и регистрация показателей подготовленности и функционального состояния

5) система тестов

6) медико-биологические исследования

По направленности:

1) анаэробная – алактатная (скоростно-силовая)

2) анаэробно – гликолитическая (скоростная выносливость)

3) аэробно – анаэробная (все виды)

4) аэробная (общая выносливость)

5) анаболитическая (сила и силовая выносливость)

По координационной сложности нагрузки:

1) скорость и амплитуда движений

2) наличие или отсутствие активного противоборства

3) дефицит времени

4) внезапность изменения ситуации

Основные формы контроля:

Годичный:

оценивает показатели:

1) степень реализации основной и промежуточной цели подготовки

2) спортивные результаты на основных и подготовительных соревнованиях

3) степень реализации нормативов различных видов подготовленности

4) выполнение плана тренировочных и соревновательных нагрузок

Поэтапный контроль предполагает регулирование, регистрацию ряда показателей в начале и конце каждого этапа годичного цикла.

Поэтапный контроль включает в себя:

1) анализ данных тренировочной и соревновательной нагрузок;

2) оценка ОФП и СФП по данным тестирования. (тесты могут быть сквозными и несквозными и подбираются так, чтобы: соответствовать конкретному этапу подготовки; функциональному состоянию спортсмена; технике движений;

Текущий контроль:

1) позволяет оценить повседневные изменения в состоянии спортсмена и его подготовленности

2) позволяет определить параметры нагрузок и микроциклах

Оперативный контроль:

-предназначен для срочной оценки

1) функционального состояния

2) техники движений после выполнения серии упражнений

Основные документы учёта в детско-юношеской спортивной школе:

1) журнал учёта посещаемости

2) дневник тренировок

3) журнал учёта разрядников

4) таблица рекордов

5) протоколы соревнований

6) личные карточки и карточки врачебного обследования

Классификация и виды критериев спортивных результатов:

по способу измерения результатов:

1) объективные (выражены в физических единицах)

2) субъективные ( выражены в безмерных величинах)

3) смешанные

по способу сравнения результатов:

1) популяционные (основаны на сравнении показанного результата с аналогичными характеристиками большой группы спортсменов (генеральной совокупности = 10; 100 лучших спортсменов)

2) индивидуальные (имеют в своей основе сравнение показанного результата с результатом, показанным несколько ранее)

3) должные (устанавливают степень соответствия уровня спортивных достижений запросам спортивной практики. Установление верхних и нижних границ значений спортивных результатов, выступают в качестве должной нормы).

по применению для оценки готовности и высоких достижений:

1) представительность (определяются отношением лучшего индивидуального результата к абсолютному рекорду в спортивной группе)

2) прогрессирование (характеризует спортивную форму по степени прироста и абсолютному уровню достижений в большом цикле тренировки; показатели этого критерия: а) величина разности между лучшим индивидуальным достижением в предыдущем цикле тренировки и результатом показанным в текущем цикле; б) величина разности между результатом контрольного соревнования и результатом первых стартов)

3) стабильность, плотность, надёжность результатов

по степени определения:

1) промежуточные (процессуальные)

2) конечные

по характеру достигнутого эффекта:

1) внешние (а) факт удара; б) факт начисления очка; в) факт проведения конкретного приёма

2) внутренние (а) внутренняя реакция организма на условия соревновательного упражнения – содержание молочной кислоты, чсс, уровень потребления кислорода)

по характеру характеризуемых параметров:

1) единичные критерии

2) комплексные

Наши рекомендации