Порядок проведения административного
(служебного) расследования
Командир (начальник) воинской части принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение в день получения доклада о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка или данных о признаках его совершения.
Срок разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру (начальнику) стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка.
Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования. В любом случае решение командира (начальника) должно содержать в себе указание, кому и в какой срок следует провести административное расследование.
Административное расследование, связанное с материальной ответственностью военнослужащего или гражданского персонала, должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Внеобходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником (в порядке подчиненности) еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.
Если в ходе приема и сдачи дел должностными лицами, ведающими войсковым хозяйством, одно из указанных лиц, при составлении акта о приеме дел, письменно заявило свои возражения по отдельным статьям акта, то расследование истинного положения проводится в двухнедельный срок;
Административное расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследования.
При несчастном случае, происшедшем с лицом гражданского персонала на производстве, расследование проводится в трехдневный срок, а расследование группового несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Организация контроля за проведением административного расследования (разбирательства) заключается в возложении на конкретное должностное лицо функции контроля за соблюдением порядка его проведения (процедуры, срока, полноты, соответствием выводов установленным обстоятельствам, а предложений - требованиям законодательства Российской Федерации, а также порядка оформления при необходимости соответствующих материалов).
Принятие решения о необходимости такого контроля и его возложении на должностное лицо (как правило, на одного из заместителей командира воинской части по линии ответственности) следует оформлять в том же приказе или резолюции, которым назначается проведение разбирательства и ответственный за его проведение, в противном случае командир (начальник) воинской части обязан осуществлять данный контроль лично.
Административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией. Проведение административного расследования может поручаться любому офицеру. В то же время необходимо назначать должностных лиц, проводящих разбирательство, административное расследование, проверку, ревизию, таким образом, чтобы исключить конфликт интересов или иную личную заинтересованность должностных лиц в результатах этих разбирательств, расследований, проверок, ревизий.
Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.
В каждом конкретном случае, в зависимости от подлежащих установлению обстоятельств и данных следует при необходимости принимать решения о привлечении к проведению разбирательств, расследований, проверок, ревизий специалистов (юридических, кадровых, финансовых, тыловых, технических служб, органов по работе с личным составом и иных служб), обладающих необходимыми знаниями и опытом.
В деятельности командиров (начальников) воинских частей необходимо исключить случаи уклонения от принятия необходимых решений по выявленным признакам состава преступления, дисциплинарного проступка в действиях подчиненных должностных лиц.
В случаях, указанных в статье 75 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Дисциплинарного устава), разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, военным комендантом гарнизона, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами.
Военнослужащие, проводящие административное расследование (разбирательство), имеют право запрашивать и получать документы (копии документов), материалы, акты, справки, заключения специалистов, экспертов, иные документы по вопросам, относящимся к разбирательству.
Должностные лица органов военного управления, соединений и воинских частей в рамках проводимого разбирательства обязаны предоставлять запрашиваемые материалы в срок, устанавливаемый военнослужащими, проводящими административное расследование (разбирательство).
При проведении административного расследования (разбирательства) вина военнослужащего должна быть доказана в порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другими федеральными законами.
Военнослужащий, в отношении которого проводится разбирательство, не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в его виновности толкуются в пользу военнослужащего.
Практикой проведения административных расследований выработана определенная логическая последовательность (алгоритм) действий офицера (либо комиссии), назначенного (назначенной) для проведения административного расследования, которая условно может быть разделена на несколько этапов.
На первом этапе необходимо изучить все имеющиеся в материалах административного расследования документы, в которых содержится первичная информация, на основании которой административное расследование было назначено. Это могут быть рапорты, акты приема сдачи должности, материалы проверки, инвентаризации или ревизии и т. п.
На втором этапе следует изучить все нормативные правовые акты, непосредственно относящиеся к расследуемым обстоятельствам. В зависимости от особенностей конкретного дела могут подлежать изучению нормативные правовые акты, содержащие, например, правила учета, хранения, эксплуатации (использования) и списания материальных средств, их охраны и т. п. Без такого изучения невозможно правильно квалифицировать действия военнослужащих и установить лиц, виновных в причинении ущерба.
На третьем этапе необходимо продумать последовательность и характер предстоящих действий по установлению фактических обстоятельств дела. Составляется краткий план расследования с учетом указаний командира, представляющий собой перечень вопросов, подлежащих выяснению, наименований документов, которые должны быть приобщены к делу в качестве доказательств, а также расчет времени.
Заблаговременное планирование позволяет согласовать расследующему свои действия с деятельностью воинской части, ее подразделений и служб, а при назначении комиссии — деятельностью ее членов. Кроме того, на данном этапе определяется необходимость привлечения дополнительных средств (автотранспорта, измерительных приборов и т. п.), в связи с чем делается соответствующий запрос командиру (начальнику) воинской части.
На четвертом этапе непосредственно устанавливаются все фактические обстоятельства дела:
имел ли в действительности место ущерб воинской части;
где, когда, кем, при каких обстоятельствах он был причинен;
в чем выразился и с какой целью был причинен ущерб;
требования каких именно нормативных правовых актов при этом были нарушены;
явились ли действия или бездействие военнослужащего причиной возникновения ущерба;
наличие вины в действиях (бездействии) военнослужащего, а также степень вины каждого в случае причинения ущерба несколькими лицами;
обстоятельства, влияющие на степень материальной, дисциплинарной или другого вида ответственности; размер причиненного ущерба;
причины и условия, способствовавшие причинению ущерба.
Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц.
Если же эти обстоятельства установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводиться.
Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.
В ходе административного расследования (разбирательства) выяснению подлежат следующие вопросы:
1) событие правонарушения либо дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
2) лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
3) наличие вины военнослужащего (гражданского персонала) в совершении правонарушения, форма вины и мотивы его совершения, последствия. Действие (бездействие) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами.
Виновным в совершении правонарушения признается военнослужащий, совершивший его умышленно или по неосторожности.
Правонарушение (проступок) признается совершенным умышленно, если он совершен: с прямым умыслом, то есть лицо его совершившее осознавало общественную опасность своего действия (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления; с косвенным умыслом, то есть военнослужащий (гражданский персонал) осознавал общественную опасность своего действия (бездействия), предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.
Правонарушение (проступок) признается совершенным по неосторожности, если он совершен: по легкомыслию, то есть военнослужащий предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий; по небрежности, то есть военнослужащий не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своего действия (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия;
4) данные, характеризующие личность военнослужащего (гражданского персонала), совершившего проступок (в том числе из материалов последней аттестации, служебной характеристики на день совершения проступка, служебной карточки);
5) наличие и характер вредных последствий правонарушения (проступка). Вредные последствия проступка могут быть существенными или незначительными, реально наступившими или вероятными (возможными, но не наступившими в связи с событиями и обстоятельствами, не зависящими от воли правонарушителя) и выражаться в снижении боевой готовности воинских частей либо их структурных подразделений, нарушении прав и свобод человека и гражданина, незаконном создании препятствий в их осуществлении или неправомерном привлечении подчиненного к ответственности, неправомерном возложении на него каких-либо обязанностей, причинении экономического ущерба, создании условий для коррупционных действий, хищений, иных преступлений корыстной направленности, нарушений в финансово-хозяйственной деятельности должностных лиц, ухудшении морально-психологической или криминогенной обстановки, отрицательном примере для подчиненных и других военнослужащих и т.д.;
6) обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
7) обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются: раскаяние военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок; добровольное сообщение военнослужащим о совершенном им дисциплинарном проступке командиру; предотвращение военнослужащим, совершившим дисциплинарный проступок, вредных последствий дисциплинарного проступка; добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение дисциплинарного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Командир (начальник), применяющий к военнослужащему дисциплинарное взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.
Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются: продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его; повторное совершение такого же дисциплинарного проступка, если за первый дисциплинарный проступок к военнослужащему уже применялось дисциплинарное взыскание и оно в установленном порядке не снято; совершение двух и более дисциплинарных проступков, ни за один из которых к военнослужащему не было применено дисциплинарное взыскание, а также совершение одного действия (бездействия), содержащего признаки двух и более дисциплинарных проступков; совершение дисциплинарного проступка группой военнослужащих; совершение дисциплинарного проступка в состоянии опьянения. Обстоятельства, указанные в настоящем абзаце, не могут учитываться как отягчающие в случае, если они квалифицируются как дисциплинарный проступок:
8) причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
9) характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
10) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
Результаты административного расследования (разбирательства) оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов.
В ходе проведения административного расследования (разбирательства) в обязательном порядке готовятся следующие документы:
· рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования (разбирательства);
· объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.;
· в случае причинения материального ущерба - справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов;
· в случае причинения ущерба здоровью - медицинское заключение о характере и степени повреждений;
· заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности;
· постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела (по согласованию с военным прокурором);
· при необходимости к материалам расследования могут прилагаться и другие документы или их копии (выписки), надлежащим образом заверенные.
Лицо, которому поручено расследование, начинает его с уяснения первоначальных данных по делу. В этих целях он должен, прежде всего, внимательно ознакомиться с содержанием имеющегося документа: рапорта, сообщения, акта ревизии или получить информацию от соответствующего должностного лица. Затем расследующий изучает положения необходимых по данному делу нормативных правовых актов (федеральных законов, указов, постановлений, уставов, приказов, директив и т.д.), относящихся к делу.
После предварительного знакомства с делом составляется краткий план расследования с учетом указаний командира (начальника).
Объяснения даются на имя командира (начальника), назначившего расследование, и записываются расследующим по возможности дословно. По желанию опрашиваемого ему может быть предоставлена возможность собственноручно изложить свои ответы на поставленные вопросы.
Перед началом беседы расследующий обязан разъяснить опрашиваемому для выяснения каких обстоятельств он приглашен, а затем предложить ему рассказать, что он знает о проступке, факте или происшествии и ответить на поставленные вопросы.
Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и должностным лицом, проводящим расследование (приложение № 2). Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается.
Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которого требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы
Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В случае отказа от дачи письменных объяснений военнослужащим (гражданским персоналом), являющимся свидетелем, либо виновным по факту правонарушения, необходимо провести ряд следующих мероприятий:
предложить военнослужащему (гражданскому персоналу) дать письменный отказ от объяснений и приобщить его к материалам расследования;
в случае повторного отказа пригласить двух и более свидетелей (военнослужащих или гражданского персонала), не состоящих в подчинении объясняющегося и вновь предложить ему написать объяснение или отказ от дачи объяснений;
после очередного отказа при приглашенных свидетелях составить акт (приложение № 3), который подписывается свидетелями;
приобщить акт засвидетельствования отказа к материалам административного расследования.
При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них (заверенные). Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для полноты и наглядности к материалам могут прилагаться схемы, таблицы, фотокарточки с соблюдением правил обращения с документами и сведениями, составляющими государственную тайну.
При необходимости должностное лицо, проводящее расследование (разбирательство), производит осмотры помещений, местности, техники, предметов и документов, проводит простейшие эксперименты для проверки объяснений опрошенных лиц и возникающих версий, истребует и приобщает к делу подлинные документы или выписки из них.
К расследованию наиболее сложных правонарушений и фактов, по указанию соответствующих должностных лиц, могут привлекаться специалисты и эксперты, имеющие специальные познания в исследуемой сфере.
Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает события, данные и обстоятельства.
В качестве доказательств допускаются:
объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности. Объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, представляют собой сведения, имеющие отношение к решению данного вопроса. Целесообразно сообщение этих сведений в письменной форме;
объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Объяснения указанных лиц представляют собой сведения, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Целесообразно сообщение этих сведений в письменной форме;
заключение и пояснения специалиста. Заключение специалиста - лица, обладающего специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, представляет собой его суждение, высказанное в письменной форме в пределах его профессиональной компетенции в соответствии с поставленными вопросами. Пояснения специалиста представляют собой сведения об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения, и сообщаются специалистом в устной или письменной форме;
документы. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, должностными лицами или гражданами, имеют значение для решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. К таким документам могут относиться: протоколы; справки (акты) о медицинском освидетельствовании; вступившие в законную силу судебные акты, материалы ревизии, проверки, административного расследования; служебная характеристика, копия служебной карточки, медицинская характеристика и выписка из медицинской книжки военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности и другие документы;
показания специальных технических средств. Показания специальных технических средств, то есть измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих сертификаты и прошедших метрологическую поверку, отражаются в протоколе о грубом дисциплинарном проступке или в другом протоколе, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а в случае необходимости записываются и приобщаются к материалам о дисциплинарном проступке;
вещественные доказательства. Под вещественными доказательствами при решении вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности понимаются предметы дисциплинарного проступка или предметы, использованные при его совершении, либо предметы, сохранившие на себе следы дисциплинарного проступка. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к материалам о дисциплинарном проступке. О наличии вещественных доказательств делается запись в материалах о дисциплинарном проступке либо в протоколе, предусмотренном законодательством Российской Федерации (при совершении грубого дисциплинарного проступка - в протоколе о грубом дисциплинарном проступке). Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке. Возврат, передача и уничтожение вещественных доказательств осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, если в ходе расследования (разбирательства) установлено, что в действии (бездействии) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, гражданского персонала усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее расследование, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру (начальнику) воинской части (учреждения) и действовать в соответствии с его указаниями.
Командир (начальник) воинской части как орган дознания обязан проверить данное сообщение о преступлении и в пределах установленной компетенции в срок не позднее 3 суток принять по нему решение, т.е. возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела.
При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.
Командир (начальник) воинской части вправе по письменному ходатайству дознавателя, продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий военный прокурор, по ходатайству органа дознания или дознавателя, вправе продлить этот срок до 30 суток.
При удовлетворении ходатайства дознавателя о продлении срока проверки сообщения о преступлении орган дознания незамедлительно направляет его копию со своим решением по нему военному прокурору.
При наличии поводов и оснований, командир (начальник) воинской части возбуждает уголовное дело, о чем незамедлительно, т.е. в день вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, уведомляет военного прокурора и руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.
При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела командир (начальник) воинской части как орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Основаниями для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела являются:
отсутствие события преступления;
отсутствие в деянии военнослужащего (гражданского лица) состава преступления;
истечение сроков давности уголовного преследования;
смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
малозначительность деяния (деяние не представляет большой общественной опасности).
Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется военному прокурору.
Признав постановление органа дознания, дознавателя о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, военный прокурор отменяет его и направляет соответствующее мотивированное постановление начальнику органа дознания со своими указаниями.
Командир (начальник) воинской части как орган дознания обязан в срок, установленный военным прокурором, который не может превышать 3 суток, провести дополнительную проверку, после чего повторно принять решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. По письменному ходатайству дознавателя срок дополнительной проверки может быть продлен до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий военный прокурор вправе по ходатайству органа дознания или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.
Расследование завершается оформлением заключения об итогах расследования факта правонарушения (далее - заключение).
Заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.
В вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.
В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследованного проступка (правонарушения) с указанием:
какое именно нарушение имело место в данном случае;
кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено;
умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены;
во время службы или в иной обстановке;
есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействиями) лица и наступившими вредными последствиями.
Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку. В резолютивной части должно быть изложено; кто конкретно и в чем именно виновен;
конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных);
предложения по устранению выявленных в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению;
предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела, если в ходе административного расследования (разбирательства) установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления.
Заключение подписывает должностное лицо, ответственное за проведение административного расследования (разбирательства), с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорта, письма, акты и другие документы), представляется командиру (начальнику) (приложения № 4, 5).
Все материалы разбирательств, по итогам которых в отношении виновных военнослужащих могут быть приняты индивидуально-значимые решения (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности, снижение в воинском звании, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, лишение либо уменьшение размеров дополнительных выплат и т.п.), необходимо оформлять в письменной форме с документальным подтверждением всех установленных фактов и обстоятельств.
По материалам административного расследования (разбирательства) командир (начальник) в срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, зашиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием или разбирательством (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или применение мер общественного воздействия).
При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, перечень которых определен в приложении № 7 к Дисциплинарному уставу, или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру (начальнику) воинской части (учреждения).
Командир (начальник) воинской части (учреждения) принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.
Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола (приложение № 6). При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.
Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру (начальнику) воинской части (учреждения) для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру (начальнику) воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.
Командир (начальник) воинской части (учреждения) обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного Дисциплинарным уставом.
В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром (начальником) воинской части (учреждения) может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир (начальник) воинской части (учреждения) назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.
Принятое решение командира (начальника) заинтересованным лицом в соответствии с общеустановленным порядком может быть обжаловано вышестоящему командиру (начальнику) или в судебном порядке.
Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершённом дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращении в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.
Решение (приказ) соответствующего командира (начальника) воинской части (учреждения) о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.
В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части (учреждения).
В сложных случаях расследующим могут быть привлечены к делу специалисты воинской части. Проведение экспертизы в рамках административного расследования, проводимого в воинской части, как правило, не предусмотрено, однако командир воинской части вправе при необходимости обратиться в соответствующие экспертные учреждения или к экспертам за заключением.
При этом, экспертиза производится в упрощенном виде: эксперту предоставляются объект исследования и перечень вопросов, которые интересуют расследующего в рамках дела. По окончании экспертизы эксперт представляет свое заключение. Такая экспертиза проводится за счет воинской части.
Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.
При административном расследовании не проводятся: обыски; выемки; допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ.
Вместе с тем, если в ходе административного расследования