Реформы в системе местного самоуправления в 16 веке

Постеп. ликвидирован институт кормлений. В ходе губной реф. 1539-41 важнейшие угол. дела изъяты из ведения наместников и волостелей и переданы в руки выборных дворян из губных старост. В 1555-56 широкое осущ. губной реформы. Земская реф. – власть наместников заменялась земскими старостами, выборными их зажиточных посадских людей и черносошных крестьян. В городах вводилось выборное самоуправление (не распр. на Москву, Новг., окраины). В каждом губном округе из дворян или детей боярских выбирался губной староста (плату не получали). При каждом старосте со 2пол. 16в. появилась губная изба, делопроизводство в кот. вёл губной дьяк. 1нач. губные старосты выбирались бессрочно, затем погодно. В волостях или городах – земский староста. В центр. уездах земские органы часто отсутствовали и управление осущ. городовыми приказчиками и губными старостами. Др. местные органы управления – таможенные и кабацкие головы, целовальники (осущ. сбор косвенных налогов). Кормленческий откуп – деньги выдаваемые служилым людям из средств прошлых кормлений на покрытие расходов по содержанию своих воинов.

Преобразования в рус. армии

Порядок несения воинской службы определялся Уложением о службе 1556. Согласно уложению с каждых 100 четвертей земли д.б. выходить 1 конник. С 1ых 100 четвертей – сам землевладелец, с ост. его воен. холопы. Служили бояре с 15 лет (новик, до 15 – недоросль). Ден. помогу давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше 100 четвертей. Вместо войска из старшей и млад. дружины. Обязательные смотры. Полное жалование стрельцы во время воен, походов. Привилегии д/стрельцов – вести хоз-во, торговля беспошлинная. Стрелецкое войско (из организованных при Иване3 отрядов пищальников). Появл. артиллерия – пушки. Служба по отечеству – боярские дети, дворяне. По прибору – казаки, стрельцы, город. люди (мелкие служивые, воротники, пушкари). На воен. службу привлекали иностранцев – давали хорошее жалованье. Армия приобрела вид, кот. имела в 17 веке. Основа – дворянское ополчение.

К XVI в. относится складывание российского самодержавия. Круг ближайших советников великого князя составляла Боярская дума (законодательный, совещательный, исполнительный, судебный орган). С начала XVI в, в работе Думы стали участвовать все, более широко думные дворяне и думные дьяки. В этом проявилось стремление великокняжеской власти к изменению первоначального аристократического состава Боярской думы, за счет привлечения представителей менее знатного боярства и дворянства. В первой трети XVI в. было лишь два общегос. ведомства: дворец и казна. Первый ведал землями великого князя, судил население; казна ведала не только финансовыми вопросами, но и руководила внешней политикой, была по сути дела и государственной канцелярией (здесь находились государственный архив и государственная печать). После ликвидации удельных княжеств для управления отдельными землями создавались местные дворцы: рязанский, тверской и т.д. Страна делилась на уезды (границы их совпадали с границами прежних удельных и великих княжеств), волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях - волостелям. Должности эти назывались «кормлениями», а сами управители - «кормленщиками». «Кормление» представляло собой вознаграждение за прежнюю службу «кормленщика». В первой трети XVI в. гос. аппарат существовал, но в нем не было разделения функций, существовали пережитки феод. раздробленности. Центральные органы власти не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей. В правление Ивана4 изменяется система гос. управления. Самой крупной из реформ стала отмена в 1555-1556 гг. системы «кормлений». Вместо «кормленщиков» в пограничные города назначались воеводы. Неограниченные доходы кормленщиков превращались в фиксированный налог. За счет его служилым людям выплачивалась «подмога» для выхода на военную службу. Большое значение имело переустройство местного управления. В уездах вводились должности губных старост - «излюбленные головы» из местного служилого дворянства, зажиточных черносошных крестьян (земские старосты), верхушки посадских людей (городовые). Эти должности были выборными; к ним отходила вся полнота власти: раскладка налогов, повинностей, судебные дела. Таким образом, реформы власти на местах были вызваны во многом неразвитостью аппарата гос. власти. В середине XVI в, государство принимало форму сословно-представительной монархии. Серьезные изменения произошли и в самом гос. аппарате. Получила развитие система приказов - функциональных учреждений, которые ведали различными сторонами управления. К середине XVI в. приказная система стала основной формой гос. управления. Она имела немало архаичных черт: приказы были территориальные и ведомственные, дворцовые и общегосударственные; четкого плана их организации или структуры не было, часто они возникали от случая к случаю. Например, Посольский приказ для выполнения функций внешних сношений получал в своеобразной корм определенную область. Первые приказы, созданные в период Избранной Рады, назывались «избами». Челобитенный приказ принимал жалобы на имя царя, проводил расследования по ним. В приказах появляется новый элемент управления - приказные люди - незнатные, но оказывающие все большее влияние на ход гос. дел.





Наши рекомендации