Геополитическое положение Российской Федерации - 25 мин.
Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным - к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центральноазиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.
Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса.Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Сильные российские Вооруженные Силы имеют геополитическое значение,В условиях ослабления целого ряда международных институтов в сфере безопасности именно укрепление потенциала ВС РФ будет являться фактором, предотвращающим окончательный распад системы международных отношений, основанной на принципах международного права. Именно Вооруженные Силы Российской Федерации могут обеспечить глобальную стабильность в широком понимании данного термина.
Особенности геополитического положения России.
Главная, наиболее характерная, исторически сложившаяся особенность геополитического положения России заключается в том, что ее громадная территория с несметными природными ресурсами — 17 075 кв. км (против 9597 кв. км КНР, 9809 кв. км США, 3288 кв. км Индии) — расположена между Старым и Новым Светом, имеющими разные истории цивилизаций.
Вторая весьма важная в военно-политическом отношении особенность современного геополитического положения России состоит в том, что ее территория на Западе окаймляется с севера на юг странами - участницами НАТО, а на юге — военными (авиационными) базами США, расположенными на территориях Узбекистана и Киргизии - бывших союзных республик СССР. Последнее - непредвиденная, качественно новая характеристика геополитического положения России первого пятилетия XXI в., последствия которого в будущем могут быть самыми неожиданными.
Третья особенность состоит в том, что различные части ее громадной территории омываются водами Мирового океана, являющимися районами боевого маневрирования авианосных многоцелевых групп, подводных лодок и надводных кораблей - носителей высокоточных континентальных ракет.
В «Концепции внешней политики Российской Федерации» утверждается, что в современных условиях «сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта».
Значимость этого результата миротворческой деятельности народов мира, ООН неоценима. Это - трамплин к принятию государствами хартии о запрете применения ядерного оружия. И в то же время в концепции имеет место и такое важное положение: «...в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию структуры мира при экономическом и силовом доминировании Соединенных Штатов Америки». Силовое (военное) доминирование США реально, оно подтверждается первой (1991 г.) и второй (2003 г.) войнами в Персидском заливе, операцией «Решающая сила» на Балканах (1999 г.).
В «Военной доктрине Российской Федерации» (раздел I, пункт 5) определены основные внешние угрозы России в современных условиях. К ним прежде всего следует отнести: «расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации»; «ввод иностранных войск... на территорию сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств»; «международный терроризм».
Теоретическое положение Военной доктрины РФ о расширении военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ подтвердилось реальностью через четыре года после ввода в действие военной доктрины (Указ Президента РФ № 706 от 21 апреля 2000 г.).