Текст «Ученикам о войне он рассказывал скупо»

15.2 Война не ща­ди­ла ни­ко­го: ни взрос­лых, ни детей. На дет­ские плечи ло­жи­лись за­бо­ты по дому, порой не­по­силь­ные, ра­бо­та в кол­хоз­ных полях, на за­во­дах и фаб­ри­ках. Дети во­ен­ной поры рано взрос­ле­ли, самая свет­лая и счаст­ли­вая пора их жизни была «укра­де­на», по­то­му что война всё ис­ко­вер­ка­ла и пе­ре­вер­ну­ла с ног на го­ло­ву. Вот об этом и го­во­рит Люд­ми­ла Улиц­кая в фи­на­ле тек­ста.

Учи­тель, сам про­шед­ший войну, не может без боли смот­реть на своих уче­ни­ков: «…нужны ли все эти куль­тур­ные цен­но­сти де­воч­кам, уку­тан­ным в чи­не­ные плат­ки, успев­шим до зари при­брать ско­ти­ну и малых бра­тьев-сестёр, и маль­чи­кам, вы­пол­няв­шим всю муж­скую тяжёлую ра­бо­ту?»(пред­ло­же­ние номер 16). Какая учёба может идти на ум после этого?

Учи­тель за­клю­ча­ет, что «дет­ство у них давно за­кон­чи­лось» (пред­ло­же­ние номер 18). И он, фрон­то­вик, ис­пы­ты­ва­ет даже не­ко­то­рую не­лов­кость за то, что дол­жен от­вле­кать де­ре­вен­ских ре­бя­ти­шек от их ра­бо­ты.

Про­чи­тав текст, не­воль­но ло­вишь себя на мысли: а я смог бы? Какой силой духа нужно об­ла­дать, чтобы всё вы­не­сти, пре­одо­леть не­дет­ские ис­пы­та­ния и при этом всё же оста­вать­ся детьми!

15.3 Когда го­во­рят о силе, чаще всего под­ра­зу­ме­ва­ют силу фи­зи­че­скую. Но есть ещё и дру­гое по­ня­тие силы. Че­ло­ве­ка, пре­одо­лев­ше­го жиз­нен­ные труд­но­сти, спра­вив­ше­го­ся с тя­же­лей­ши­ми ис­пы­та­ни­я­ми судь­бы: бо­лез­нью, по­те­рей близ­ких людей, — тоже на­зы­ва­ют силь­ным. В этом слу­чае речь идёт о силе духа, то есть о той внут­рен­ней силе, стой­ко­сти, ко­то­рые по­мог­ли ему спра­вить­ся со всеми не­взго­да­ми.

Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная война рас­кры­ла не­бы­ва­лый по­тен­ци­ал силы че­ло­ве­че­ско­го духа. Она не ща­ди­ла ни­ко­го: ни взрос­лых, ни детей. Дети и жен­щи­ны пол­но­стью за­ме­ня­ли ушед­ших на фронт отцов и мужей. Про­чи­тав текст Люд­ми­лы Улиц­кой, не­воль­но ло­вишь себя на мысли: а я смог бы? Какой силой духа нужно об­ла­дать, чтобы всё вы­не­сти, пре­одо­леть не­дет­ские ис­пы­та­ния и при этом всё же оста­вать­ся детьми!

В наше мир­ное время при­ме­ром могут стать па­ра­лим­пий­цы — люди с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, но не­огра­ни­чен­ной силы духа. Имен­но по­это­му им по­ко­ря­ют­ся горы, вода и небо. Алек­сей Аша­па­тов — че­ло­век ве­ли­кой силы духа. По­те­ряв ногу, он не сдал­ся, а про­дол­жал ис­кать себя. И нашёл. Он стал па­ра­лим­пий­ским чем­пи­о­ном Пе­ки­на в тол­ка­нии ядра и ме­та­нии диска, стал об­ла­да­те­лем двух ми­ро­вых ре­кор­дов по этим видам спор­та. Вот при­мер тем, кто «рас­ки­са­ет» под на­тис­ком судь­бы, ноет при ма­лей­ших труд­но­стях.

Силен тот, кто, не под­да­ва­ясь со­блаз­нам, стро­ит свою жизнь со-глас­но соб­ствен­но­му сце­на­рию. Силь­ные духом люди не толь­ко себя могут пре­одо­леть, но и стать при­ме­ром для окру­жа­ю­щих, по­мо­гая им по­ве­рить в себя и свою внут­рен­нюю силу.

Текст «Девочку звали Алиса»

15.2 По­ня­тия «хо­ро­шо» или «плохо» яв­ля­ют­ся аб­стракт­ны­ми для каж­до­го че­ло­ве­ка, не­смот­ря на об­ще­при­ня­тые нормы. Но в любом об­ще­стве нрав­ствен­ность че­ло­ве­ка рас­смат­ри­ва­ют через его по­ве­де­ние, по­ступ­ки, от­но­ше­ние к тем или иным вещам, к сво­бо­де его вы­бо­ра. В фи­на­ле тек­ста Юрия Яко­вле­ва Алиса увела не­зна­ко­мо­го парня «не толь­ко от по­зо­ра и не­бла­го­дар­но­сти», но ещё и от разо­ча­ро­ва­ния, разо­ча­ро­ва­ния в людях.

На­за­ров, не раз­ду­мы­вая, бро­сил­ся спа­сать Сер­ге­е­ву, сде­лав свой нрав­ствен­ный выбор. Он мог по­гиб­нуть, но рис­ко­вать или не рис­ко­вать, во­прос для него не стоял. Он и рас­ска­зы­ва­ет-то об этом про­сто, как бы не­множ­ко стес­ня­ясь: пред­ло­же­ния под но­ме­ра­ми 24 — 29.

Срод­ни по­ступ­ку На­за­ро­ва по­сту­пок Алисы. Она, ко­неч­но, не бро­си­лась за ним в ле­дя­ную воду, но сде­ла­ла не менее важ­ный шаг: она не поз­во­ли­ла ему стер­петь чёрст­вое от­но­ше­ние из­ба­ло­ван­ной ак­три­сы. «А когда спа­са­ют, то долго не ду­ма­ют, а раз — и в хо­лод­ную воду!» — го­во­рит автор.

Нрав­ствен­ный выбор — это выбор че­ло­ве­ка в поль­зу добра или зла, выбор эти­че­ской аль­тер­на­ти­вы. Си­ту­а­ция нрав­ствен­но­го вы­бо­ра поз­во­ля­ет вы­явить ис­тин­ную сущ­ность че­ло­ве­ка: одни при этом ру­ко­вод­ству­ют­ся об­ще­че­ло­ве­че­ски­ми цен­но­стя­ми, дру­гие — ко­ры­стью, эго­из­мом, ин­стинк­том са­мо­со­хра­не­ния.

15.3 По­ня­тия «хо­ро­шо» или «плохо» яв­ля­ют­ся аб­стракт­ны­ми для каж­до­го че­ло­ве­ка, не­смот­ря на об­ще­при­ня­тые нормы. Но в любом об­ще­стве нрав­ствен­ность че­ло­ве­ка рас­смат­ри­ва­ют через его по­ве­де­ние, по­ступ­ки, от­но­ше­ние к тем или иным вещам, к сво­бо­де его вы­бо­ра. Имен­но в этих сфе­рах че­ло­век по­ка­зы­ва­ет себя, про­яв­ля­ясь при этом как лич­ность.

На­за­ров, герой тек­ста Юрия Яко­вле­ва, не раз­ду­мы­вая, бро­сил­ся спа­сать Сер­ге­е­ву, сде­лав свой нрав­ствен­ный выбор. Он мог по­гиб­нуть, но рис­ко­вать или не рис­ко­вать, во­прос для него не стоял. Срод­ни по­ступ­ку На­за­ро­ва по­сту­пок Алисы. Она, ко­неч­но, не бро­си­лась за ним в ле­дя­ную воду, но сде­ла­ла не менее важ­ный шаг: она не поз­во­ли­ла ему стер­петь чёрст­вое от­но­ше­ние из­ба­ло­ван­ной ак­три­сы. «А когда спа­са­ют, то долго не ду­ма­ют, а раз — и в хо­лод­ную воду!» — го­во­рит автор.

Когда слу­чи­лась беда на Алтае: на­вод­не­ние смыло дома, уни­что-жило иму­ще­ство не­счаст­ных людей, для моей мамы не воз­ни­ка­ло во­про­са, при­ютить или не при­ютить у себя по­стра­дав­ших, пока не будут по­стро­е­ны дома для них. Зачем она это сде­ла­ла, ведь на­вер­ня­ка они бы не оста­лись на улице? Про­сто так она при­вык­ла жить, по-че­ло­ве­че­ски от­но­сить­ся к людям.

Свой выбор, каким бы труд­ным он ни был, мы долж­ны со­вер­шать по со­ве­сти. При этом сле­ду­ет пом­нить, что за каж­дый по­сту­пок при­дет­ся от­ве­чать перед собой и окру­жа­ю­щи­ми, и от того, каким будет этот выбор, за­ви­сит не толь­ко наша жизнь, но и жизнь тех, кто с нами рядом.

Наши рекомендации