Кавказская война (1817-1864 гг.).

Горный Кавказ был нужен России не так экономически, как стратегически: здесь проходили пути в Закавказье. В 1784 г. началось строительство Военно-Грузинской дороги. Вдоль дороги возводились крепости, размещались войска. В 1785 г. на Кавказе вспыхнуло восстание горцев
под руководством шейха Мансура. Мансур впервые объединил горцев Центрального и Восточного Кавказа под лозунгом газавата – священной войны мусульман против неверных. Ему удалось превратить распри между горцами и кровную месть. Лишь в 1791 г. Мансур был пленен
и через три года умер от чахотки в Шлиссельбурге. В 1817 г. Ермолов начал сооружение за Тереком Сунженской линии. Была основана крепость Грозная. Русские кордоны отрезали горную Чечню от плодородных равнин. Русские власти требовали у мирных присягу в том, что они не станут помогать непокорным соплеменникам, вынуждая их нарушать вековые традиции гостеприимства. Для вольных горских обществ покориться означало смириться с крушением традиционного мира. Паскевич отказался от медленного вытеснения горцев, и перешел к стремительным карательным экспедициям. Но горцы при приближении русских сжигали аулы, угоняли скот в горы и непрерывно нападали на уставшие войска, нанося им тяжелые потери. С середины 1820-х гг. на Кавказе стал распространяться мюридизм. Мюридизм – мусульманское учение, приверженцы которого, мюриды (послушники), стремясь достичь нравственного совершенства, должны были беспрекословно повиноваться своему наставнику (имаму). Кавказские проповедники мюридизма поставили в центр своего учения газават: только возродясь нравственно, мусульмане Кавказа смогут свергнуть русское иго. Мюридизм утверждал равенство всех правоверных. В конце 1920-х гг. приверженцы мюридизма провозгласили имамом аварца
Гази-Мухаммеда. В 1831 г. он собрал 10 тыс. воинов, захватил Кизляр, осадил Дербент и даже угрожал Владикавказу. В конце концов Гази-Мухаммед был разбит русскими войсками и в 1832 г. погиб в бою. Новым имамом был избран Гамзат-бек. В 1834 г. он перебил аварских ханов, которые не поддержали газават, но вскоре сам был убит их приверженцами. Во-первых, учение мюридизма подчеркивало равенство всех мусульман перед Аллахом, что уравнивало хана и раята. Во-вторых, ханы опасались чрезмерного влияния мусульманского духовенства. Но знать, ослабленная репрессиями русских властей, не сумела противостоять имамам и их мюридам. В 1834 г. был избран третий имам – Шамиль. Шамиль, обладавший железной волей и выдающимися организаторскими талантами, возглавлял сопротивление горцев в течение 25 лет.Он создал горское теократическое государство – имамат. В 1834 г. Шамиль, вытесненный русскими войсками из Аварии, отступил в Северный Дагестан, а в 1839 г. – в горную Чечню. В 1840–1841 гг. Шамиль вновь овладел горным Дагестаном. В 1845 г. русские войска во главе с наместником М.С. Воронцовым разорили резиденцию имама в ауле Дарго, но на обратном пути попали в засаду и были разгромлены, потеряв 5 тыс. человек. Воины Шамиля хорошо знали местность, прекрасно чувствовали себя в горах. К тому же в горах много удобных позиций для обороны (хороший стрелок способен сдерживать роту, пока у него есть боеприпасы) и для устройства засад. С конца 40-х гг. положение имамата ухудшилось. Дагестан и Чечня были разорены войной, сельское хозяйство пришло в упадок. Рядовые горцы были недовольны высокими податями и произволом наибов, превращавшихся в новую знать. Поддержка имамата
стала ослабевать. В 1859 г. Шамиль, с которым остались 400 преданных мюридов, был блокирован в своей резиденции – неприступном дагестанском ауле Гуниб. Понимая бесперспективность дальнейшей борьбы, Шамиль 26 августа 1959 г. сдался наместнику Кавказа князю А.И.Барятинскому. Российское правительство согласилось на почетные условия капитуляции: Шамиля поселили в Калуге, а в 1870 г. отпустили в хадж. По завершении хаджа, Шамиль посетил Медину, где и умер в марте 1871 г. В исторической памяти народов Кавказа он остался героем национально-освободительной борьбы. В России Шамиля считали то вождем освободительного движения, то английским и турецким шпионом. Даже после капитуляции Шамиля продолжалось сопротивление горцев Западного Кавказа. Черкесы сражались против русского господства вплоть до 1864 г. Подавив сопротивление адыгов, российские власти изгнали
большинство уцелевших с Кавказа в османскую империю. Депортация сопровождалась массовой гибелью переселенцев от болезней и голода. До Турции, по свидетельству современников добралась едва ли половина выселенных. В начале ХХI в. в России проживало 750 тыс. адыгов
(черкесов, кабардинцев, адыгейцев, шапсугов). За пределами России – свыше 5 млн., в т.ч. 4 млн. в Турции.



Наши рекомендации