Количественный состав экспериментальной и контрольной групп
Образовательные учреждения, курс | Эксперимен-тальная группа | Контрольная группа | Экспериментальные условия |
Военный университет, 3 курс (средний возраст курсантов 22 года) | 30 курсантов | 30 курсантов | психотренинг повышения стрессоустойчивости курсантов в стрессовых ситуациях |
4. Определить сроки проведения формирующего эксперимента с учетом конкретных условий (1 семестр 2016-2017 учебного года).
5. Разработать психотренинг повышения стрессоустойчивости курсантов в стрессовых ситуациях.
Основной этап (1 семестр 2016-2017 учебного года). В нем проводился формирующий эксперимент, основным содержанием которого стала внедрение разработанного психотренинга повышения стрессоустойчивости курсантов в стрессовых ситуациях.
На третьем (заключительном) этапе (2017 г.) велась всесторонняя проверка, интерпретация и обобщение полученной информации.
Полученные результаты обсуждались на научном совете факультета, на кафедре психологии, в индивидуальных беседах с командным и преподавательским составом, курсантами.
Разработанный «план временных срезов», помог выявить степень эффективности предпринимаемых экспериментальных воздействий и осуществлялся двумя замерами в экспериментальной и контрольной группах: начальным: - 2016 г., и конечным -2017 г.
Комплекс используемых в исследовании методов был определен исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами всего экспериментального исследования и отдельными его этапами.
2.2. Методы исследования особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности
Для выявления особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности нами применялись следующие методы исследования: наблюдение, беседа (интервью), анкетирование, анализ продуктов деятельности обучающихся, тестирование.
Рассмотрим каждый из перечисленных методов.
Наблюдение - это старейший метод психологической диагностики, с помощью которого можно получить обширную информацию о человеке. В этом методе в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает цель и схему.
Нами использовалось и поисковое, и конкретное наблюдение.
Поисковое наблюдение проводилось на начальном этапе разработки
изучаемой нами проблемы, поскольку позволило получить наиболее полное
описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить
ее целиком. Конкретное наблюдение использовалось нами на этапе
отслеживания эффективности предложенной нами модели и технологии
военно-патриотической подготовки. Конкретное наблюдение характеризуется определением предметного содержания наблюдения (что наблюдать) и проведением расчленения наблюдаемого на единицы.
Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил он позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдениях, информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). Нами использовалось свободное интервью (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизированное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов; стойкая стратегия и тактика) и частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).
Анализ продуктов деятельности курсантов - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т.п.).
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально «анализ содержания»). Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.
Анкетирование - метод получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека. Оно предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать анкетируемый может наедине с самим собой либо в присутствии экспериментатора. Анкетные опросы классифицируются, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.
Тестирование - это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Нами использовались следующие методики:
1) Методика оценки уровня притязаний В. К. Гербачевского.
2) Методика измерения мотивации достижения. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы (А и Б).
3) Диагностика психических состояний и свойств личности. ШКАЛА САМООЦЕНКИ (Ч.Д. Спилбергера., Ю.Л. Ханина). Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным (Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера Л. ЛНИИТЕК, 1976).
Как мы считаем, использование комплекса названных нами методик, позволило получить достоверную информацию о динамике особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.
Полученные данные от начала и до завершения эксперимента анализировались и оценивались с использованием методов математической статистики, а их достоверность была подтверждена проверкой по t критерию Стьюдента (p<0,01).
Для расчёта по критерию Стьюдента использовалась формула:
,
где Md - среднее различие показателей; σd- стандартно отклоняющиеся различия; N – число замеров.
Все эмпирические данные были обработаны с использованием методов математической статистики.
Обработка полученных данных осуществлялась с использованием системы SPSS Statistics 21.0. [51].
2.3. Результаты эмпирического исследования особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности и их анализ
Итак, основными методами получения исходных данных, как уже констатировалось выше являлись наблюдение, беседа (интервью), анализ продуктов деятельности курсантов, анкетирование, тестирование. Полученные данные имеют следующие формы представлений: графическую и цифровую (см. табл. 6).
Таблица 6