Количественный состав группы

Идеальное количество человек в группе – 12 +/- 2.

Минимальное – 8 человек (меньшее количество не создает нужной групповой динамики – см. тему 4) .

Максимальное – 16 человек. Большее количество затрудняет работу тренера в связи с необходимостью распределения внимания между всеми участниками. Кроме того, группа численностью более 15-16 человек перестает работать как единое целое и начинает делиться на подгруппы. Все это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, уменьшению времени, уделяемого каждому участнику, исчезновению условий для проявления активности каждого человека.

Известны тренинги, проводимые с пятьюдесятью и большим числом участников. В таких случаях ведущий обычно использует помощь нескольких ассистентов; большинство упражнений проводится в подгруппах, на которые дробится основная группа. Многие тренинговые ведущие, однако, считают, что развивающая работа в больших группах гораздо менее эффективна, поскольку не позволяет организовать достаточное число интеракций (взаимодействий) между участниками и не в пропорциональной степени включает активность всех. К тому же есть опасность возникновения неподконтрольных тренеру эмоциональных реакций и смысловых фиксаций.

3.3. Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы

Таблица 2.

Обязательные и добровольные группы

Способ набора Обязательные группы (существуют в рамках учебного процесса - в школе, в ВУЗе; на предприятиях и в организациях) Добровольные группы (участники самостоятельно приходят по объявлению)
Плюсы - стабильность состава (группа существует в одном и том же составе от начала и до конца всего тренинга)   - есть заинтересованность - высокая мотивация - есть возможность регулировать состав группы на этапе набора  
Минусы - низкая или разноуровневая мотивация - возможный негатив по отношению к тренеру на начальном этапе работы - возможная нестабильность состава - разнородность мотивации
Особенности работы - необходимо снять негатив (через присоединение к группе, аттракцию) - обязательное индивидуальное целеполагание с каждым участником (что может взять полезного из тренинга лично он) - необходимо снять страхи и опасения - обязательная «привязка» всего происходящего к основной деятельности и к потребностям участников группы - группа держится на постоянном интересе, необходима новизна и необычность - необходимо соблюдать баланс серьезных и развлекательных упражнений - занятия нужно завершать «на самом интересном месте» (создавать мотивацию на дальнейшее посещение) - каждое занятие должно быть целостным и завершенным


3.4. Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы

Гомогенная группа – группа, все участники которой имеют одинаковые характеристики по каким-либо параметрам.

Гетерогенная группа – группа, участники которой имеют различные характеристики по каким-либо параметрам.

Значимые критерии гомо/гетерогенности группы:

1. Основные критерии – учитываются всегда

· пол

· возраст (возрастная группа)

2. Дополнительные критерии – могут учитываться либо не учитываться в зависимости от специфики тренинга

· образование

· социальное положение (статус)

· уровень интеллекта

· сферы деятельности (профессия)

· интересы

· личностная проблематика участников

· тип личности и стиль поведения

· убеждения и ценностные ориентации (в том числе и религиозные)

· цели участия в группе

· другие

Таблица 3

Гомогенные и гетерогенные группы

Состав (определяется по значимым в данном тренинге критериям) Гомогенные группы Гетерогенные группы
Плюсы - изначально более склонны к сплоченности, быстрее формируется доверие в группе - психологическая атмосфера более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно - участники группы охотно оказывают друг другу эмоциональную поддержку   - участники получают более разнообразный опыт (связано с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности, переживаемых эмоций, способов поведения и т.д.) - группу можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире - у участников есть возможность получить опыт личностного общения с непривычными им категориями людей
Минусы - недостаточная почва для споров, что приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, необходимых для успешной работы группы   - первое время в группе сильно действие социальных стереотипов - потенциально высокая конфликтность - существует возможность изоляции отдельных участников или разделения группы на группировки
Особенности работы - необходимо дополнительно стимулировать групповую динамику - давать динамические (активные) упражнения - необходимо уделить больше внимания сплочению группы на первых этапах работы - необходимо следить, чтобы участники не создавали группировки по сходству признаков - давать упражнения на снятие напряжение

По мнению ряда тренеров, группам с коротким курсом занятий, а также тем группам, чьей функцией является эмоциональная поддержка, показана большая гомогенность (сходство между участниками); группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность.

Деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин.

3.5. Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности

Таблица 4.

Наши рекомендации