Сравнительный анализ ценностных ориентации младших школьников экспериментальной и контрольной групп

Оценка нормальности распределений изучавшихся пере­менных.Проверка на нормальность распределения изучавшихся переменных основана на критерии Колмогорова-Смирнова. Уро­вень достоверности различий оценивался на 10% уровне (p>0,1), тенденция к нормальности квалифицировалась при 0,05> p<0,1

Высокая степень нормальности распределения характерна для следующих ценностей: соматических (р=0,746), эмоциональных (р=0,245). интеллектуальных (p=0,199), нравственных (р=0,292), материальных (р=0,846), культурных (р=0,663), ориентации на людей и общество (р=0,217). Группа волевых ценностей обнару­жила тенденцию к нормальности распределения при р=0,063.

Распределение других изучавшихся переменных значимо от­личается от нормального

Следовательно, для всего массива данных можно применять устойчивую к отклонениям от нормальности меру - медиану, а для переменных с нормальным распределением, - сравнение средних, дисперсионный и ранговый анализы.

Результаты ранжирования по средним значениям пере­менных. Врезультате проверки распределений на нормальность были выбраны средние значения массива переменных. Процедура ранжирования проводилась методом начисления большему сред­нему значению меньшего ранга (табл. 1).

Таблица 1.Средние и ранговые значения

ценностных ориентации младших школьников

Ценностные ориентации Эксперимен­тальная группа Контрольная группа Общая выборка
М Ранг М Ранг М Ранг
Соматические Волевые Эмоциональные Интеллектуальные Нравственные Материальные Культурные Люди и общество 27,50 35,63 23,43 24,84 24,92 25,33 27,44 27,25 2 1 8 7 б S 3 4 29,82 29,44 25,66 27,15 27,63 27,80 29,75 29,72 1 4 8 7 6 5 2 3 28,54 31,96 24,64 26,06 26,31 26,64 28,58 28,58 4 1 8 7 6 5 2 2

Данное ранжирование представляет собой ненадежное упоря­дочивание средних без их сравнения. Использование метода оп­равдано последующим анализом результатов в сравнении с анало­гичными, полученными ранее другими исследователями

Второе ранжирование с опорой на критерий знаков при 5% уровне достоверности (р<0,05) позволило сделать парные оценки переменных по типу соматические ЦО=волевые ЦО; соматиче­ские ЦО>эмоциональные ЦО и т д

В результате, порядковая шкала по 3-м анализируемым груп­пам приняла вид, представленный на рис. 1.

Сравнительный анализ ценностных ориентации младших школьников экспериментальной и контрольной групп - student2.ru

Результаты ранжирования всего массива переменных на общей выборке определили порядок в иерархии ценностных ориентации испытуемых Максимальное количество баллов (31, 96 из 40 воз­можных) школьники присвоили волевым ЦО Второе место разде­лили культурные ценности и ориентация на людей и общество (28, 58). Далее ЦО в порядке убывания их значимости, соматические, материальные, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные

В экспериментальной и контрольной группах последователь­ность предпочтений имеет ряд отличий: в экспериментальной груп­пе (далее - 1 группа) 1 ранг имеют волевые ценности (35, 63), в кон­трольной (далее - 2 группа) - соматические (29, 82) 2-ой ранг при­своен в 1 группе - соматическим (27, 50). Во 2 группе - культурным (29, 75) ценностям. Последующие места распределились между ценностями в порядке убывания их значимости: в группе - куль-

турные, ориентация на людей и общество, материальные (5 ранг), нравственные (6 ранг), интеллектуальные (7 ранг), эмоциональные (8 ранг); во 2 группе - ориентация на людей и общество, волевые, материальные (5 ранг), нравственные (6 ранг), интеллектуальные (7 ранг), эмоциональные (8 ранг) Обращает на себя внимание тот факт, что последние 4 ранга совпадают по типам ценностных ори­ентации в обеих группах и, как следствие, выборке в целом.

На основании полученных результатов можно предполо­жить, что: 1) в иерархии ЦО наблюдается некоторая инвари­антность относительно материальных, нравственных, интел­лектуальных и эмоциональных ценностей, 2) верхушка иерархиче­ской пирамиды подвержена влиянию независимой переменной, что свидетельствует о меньшей устойчивости ориентации на людей и общество, а также волевых, соматических и культурных ЦО,

В распределении средних значений ЦО на порядковой шкале в 1 и 2 группах и всей совокупности переменных наблюдается ряд отличий (рис. 1): «нулевой» сдвиг переменных имеет место у эмо­циональных и волевых ЦО (первые - крайние слева, вторые -крайние справа), «типичный» сдвиг - за счет смещения матери­альных ценностей и ориентации на людей/общество в сторону усиления значения признака «Нетипичный» сдвиг культурных и соматических ориентации в сторону ослабления значения призна­ка происходит в связи с дроблением групп ценностей от 4-х в кон­трольной к 5-ти - в экспериментальной группах

Результаты шкалирования подтверждают наличие измене­ний в иерархии ценностных ориентации и характеризуют усиле­ние материальных ЦО и ориентации на людей и общество.

Результаты исследований ЦО младших школьников, выпол­ненных санкт-петербургскими психологами (Н А. Волкова, 1983, Л.Г. Десфонтейнес, 1995.), продемонстрировали иную последова­тельность в рассматриваемой иерархии ценностных ориентации Так, например, в работе НА Волковой, проведенной в 1983г. на ленинградских школьниках, дети отдавали предпочтение, нравст­венным ЦО (1 рангХ волевым ЦО и ориентации на лю­дей/общество (2 ранг), интеллектуальным ЦО (3 ранг). Матери­альные ценности в исследовании НА Волковой занимали по­следнее 8 место.

В работе Л.Г. Десфонтейнес (1995г) ранжировались 6 типов ЦО; познание (1 ранг), труд (2 ранг), материальные ценности (4

ранг), игра (6 ранг), нравственные ценности (3 ранг), творчество (5 ранг) (четвертый раиг шестизначной шкалы можно примерно соотнести с пятым рангом восьмизначной).

Несмотря на отличия в типологии ценностных ориентации сравнительный анализ ранга материальных ценностей в исследо­ваниях Н.А. Волковой и Л.Г. Десфонтейнес показал сдвиг этих ценностей в сторону усиления их значимости в период между 1983 и 1995 годами.

Таким образом, анализируя изменение ранга материальных ценностей в исследованиях НА. Волковой (1983г.), Л.Г. Десфон­тейнес (1995г.) и нашего (1998г.), можно предположить, что за по­следние 15 лет в сознании младших школьников усилилась значи­мость материальных ценностей. Изучение причин таких измене­ний требуют специальных исследований.

Описание различий переменных между эксперименталь­ной и контрольной группами по медиане. Анализ переменных по медианному тесту на 5% уровне значимости (р<0,05) не выявил значимых различий между экспериментальной и контрольной группами по следующим факторам: пол, уровни общественной ак­тивности и успеваемости, а также некоторым ЦО, которые не бу­дут участвовать в дальнейшем обсуждении.

В первую очередь обращает на себя внимание группа волевых ценностей, которая характеризуется наиболее значимыми разли­чиями. Испытуемые экспериментальной группы оценивают воле­вые качества выше, чем школьники из контрольной группы в про­порции 37 к 11, соответственно, низкие оценки по группе волевых ценностей обнаружены у 13 детей экспериментальной группы и 39 - контрольной. Общий результат конкретизируется следующим: «решительность», «настойчивость», «самостоятельность» имеют выше оценки в обеих группах, но в экспериментальной в несколь­ко раз выше, чем в контрольной. «Инициативность» и «воспитание сильной воли» имеют симметрично низкие оценки, однако в экс­периментальной группе они снова значительно выше (18 к 5). «Доводить начатое дело до конца» высоко оценили только дети экспериментальной группы (33 к 11).

Группа соматических ценностей обнаружила различия по од­ной ценности: «любить подвижные игры». Причем испытуемые экспериментальной группы склонны занижать ее значение (43 чел из 50), тогда как во второй группе сопоставимое количество детей

дает высокие и низкие оценки (20 и 30 чел).

Нравственные ценности в экспериментальной группе в целом занижены (18 человек дают высокие и 32 чел. - низкие), в кон­трольной - наоборот, их оценка получилась более высокой (соот­ветственно 31 и 19). Из восьми нравственных ценностей только по «чувству ответственности» обнаружилось значимое различие (8 высоких и 42 низких оценки в экспериментальной группе, 31 и ] 9 - контрольной)

Оценки материальных ценностей в первой и второй группах обратно пропорциональны 18 испытуемых экспериментальной и 32 - контрольной групп высоко оценили данный тип ценностей и наоборот - 32 и 18 - дали низкую оценку

Группа культурных ценностей и, конкретно, «способность на­слаждаться произведениями искусства» детьми контрольной груп­пы оценивается выше (соотношение высоких и низких оценок. 12 и 38 экспериментальной группе, 26 и 24 - в контрольной).

Такая же тенденция наблюдается и по ориентациям на людей и общество Значимое различие получено по ценности «иметь много знакомых ребят во дворе», высокая оценка обнаружена у 15 детей из экспериментальной группы и у 21 - из контрольной

Таким образом, сравнительный анализ ценностных ориентации показал, что дети экспериментальной группы склонны выше оцени­вать волевые ценности, тогда как дети контрольной группы дают более высокие оценки культурным, нравственны.», материальным, соматическим ценностям и ориентации на людей и общество

Наши рекомендации