Й бюллетень австрийского командования

Виндишгрецом. Так как, если бы, как утверждает бюллетень, императорские войска на самом деле 26-го остались победителя­ми, они смогли бы на следующий день, усиленные корпу­сом Шлика — Шульцига, нанести мадьярам чувствительное поражение.

2) О том, что «победа» Виндишгреца сводится к самой незна­
чительной схватке, говорит ничтожное число павших с мадь­
ярской стороны. За 2 дня боев 300 человек! Что касается взятого
в плен батальона, то это еще ничего не значит.

В венгерской армии среди офицеров все еще-имеются высоко­родные предатели, только и ждущие случая так расположить свои части, чтобы, соблюдая приличия, иметь возможность сдать­ся в плен. Беззаветная храбрость мадьярских солдат даже благоприятствует подобному предательству.

3) То, что императорские войска так хорошо знают потери венгров, но еще не выяснили своих собственных, также очень «знаменательно».

4) Что же касается, наконец, реальных преимуществ, до­стигнутых императорскими войсками, то они ограничиваются ровно одной милей захваченной территории. Венгры начали сра­жение у Капольны и Верпелета, а сейчас стоят у Маклара, одной милей восточнее. Эрлау, в одной миле к северу от Маклара, тоже, по-видимому, еще в руках мадьяр и служит опорой их правому крылу; в противном случае бюллетень уж раструбил бы с надле­жащим ликованием- о том, что этот важный город снова взят австрийцами.

5) Summa Summarum *: венгры, достигнув цели своей экспе­диции к воротам Пешта, отступили, не приняв решающего сра­жения на менее выгодной для них местности. Они сражались лишь постольку, поскольку это было необходимо для прикрытия их отхода к Тисе и Хернаду, а также чтобы держать император­ские войска на почтительном расстоянии. Эта цель полностью достигнута.

Это доказывает весь тон бюллетеня и тот факт, что император­ские войска продвинулись, по их собственному признанию, всего на одну милю. Венгерское наступление, в ходе которого они оказались в шести милях от Пешта, помимо морального воз­действия имело следующий результат: Гёргей объединился с главными силами, а комитаты, расположенные между Херна-дом, Тисой и Карпатами, очищены от австрийцев. Мадьяры могут оттянуть свое правое крыло к Карпатам и войти в непо­средственную связь с галицийскими революционерами ш; они

* — Общий итог. Ред.

26-Й БЮЛЛЕТЕНЬ АВСТРИЙСКОГО КОМАНДОВАНИЯ 195

оттеснили Шлика от его оперативной базы (Галиции) и этим вынудили австрийцев изменить весь план их кампании.

«Kölnische Zeitung», располагающая, как известно, сведе­ниями из Трансильвании от 16-го, могла бы все же пояснить, почему бюллетень ни словом не упоминает о событиях у Герман-штадта, происшедших до этого числа.

Написано Ф. Энгельсом Печатается по тексту газеты

7 марта 1849 г.

Перевод с немецкого
Напечатано
в «Neue Rheinische Zeitung» M 240, Ha русском языке публикуется впервые

S марта 1849 г.

196 ]

С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Вчера мы уже привели напечатанную в венской литографи­рованной корреспонденции 175 выдержку из последнего (26-го) армейского бюллетеня *. Сегодня в нашем распоряжении его полный текст.

Как бы ни старался Виндишгрец представить бои под На­польной m как крупное сражение, сколь "ретиво он ни распро­странялся бы о штыковых атаках, кавалерийских налетах, кано­надах и т. п., его разоблачает указанное им же самим число плен­ных и убитых: 200—300 павших на стороне мадьяр в течение двухдневного крупного сражения, в ходе которого «мы повсе­местно сражались с главными силами неприятеля»! Ясно, что с мадьярской стороны участвовало всего несколько корпусов, которые, как мы уже вчера отмечали, в первую очередь предна­значались для того, чтобы прикрывать отход главных сил и дер­жать австрийцев на почтительном расстоянии Ибо в сраже­нии между двумя большими армиями, особенно если оно длится два дня, потери не ограничиваются несколькими сотнями че­ловек.

Еще более смешным выглядит хвастовство Виндишгреца, когда он говорит о «численном превосходстве» мадьяр. Война в Венгрии давно бы закончилась, если бы небольшой мадьярский народ мог достичь хотя бы «численного» равенства с император­скими войсками; но численное превосходство! Превосходство 5 миллионов над 31!!

* См. настоящий том, стр. 193. Ред.

С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ



Одна корреспонденция доходит даже до утверждения, что 27 тысяч австрийцев под Капольной разбили вдвое превосходя­щие их силы мадьяр! Кроме того, это сообщение так удивительно искусно и правдоподобно составлено, что оно, не переводя дыха­ния, сообщает, будто вернувшиеся в Эрлау мадьяры были встре­чены там Гёцем. Но известно, что Гёц болтается где-то в 30 ми­лях оттуда, в районе Кашау и Эперьеша, а тут он вдруг дошел до Эрлау!

Впрочем, бюллетень не содержит ничего нового, и мы спо­койно можем отложить его в сторону.

Теперь перейдем к Трацсильвании. Здесь Бем, правда, не взял Германштадта, и по весьма простой причине. Присоединив к себе прибывшую из Венгрии колонну в 4 тысячи человек, он двинулся вверх по Марошу на соединение с ополчением секле-ров117. В то время как он двигался от Мюлленбаха через Медиаш, секлеры шли к нему навстречу с другой стороны и 16-го силами в 7 тысяч человек взяли Шессбург. Гарнизон и часть граждан­ского ополчения 183 города бежали в Германштадт. Бем пресле­довал их и, как сообщается в письме из Германштадта от 18-го, вновь стоит вблизи этого города. По одному сообщению Пух-нер уже оставил его.

Отсюда следует, что Бем опять совершил один из тех победо­носных походов через Трансильванию, в которых он уже много раз так блестяще зарекомендовал себя. Его связи с живущи­ми у самой молдавской границы бесстрашными секлерами, ока­завшиеся одно время под угрозой со стороны Пухнера и рус­ских, восстановлены; над Саксенландом нависла серьезнейшая угроза, «ключи от Саксенланда находятся теперь в его ру­ках».

К тому же саксы142 жалуются на плохое руководство со сто­роны высшего командования и недостаток мужества у румын, которые якобы показали себя очень трусливыми. В одном из сообщений говорится:

«Не хватает только хорошего руководства со стороны высшего коман­дования, а также мужества и выдержки у валашских войск. До сих пор все неудачные сражения были проиграны по вине валахов. Под Зальц­бургом валашские регулярные части залегли после первого орудийного выстрела, а под Кронштадтом русские вынуждены были занять позиции позади валахов, чтобы те не разбежались. В случае же победы они первые и наиболее свирепые мародеры, не щадящие ни врагов, ни союзников, лежащих ранеными на поле боя».

Вот какие разбойничьи банды использует императорско-королевский режим для сохранения своей власти. Впрочем,

С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

«Siebenbürger Bote» ожидает следующие подкрепления импера-торско-королевских войск:

«По имеющимся сведениям, предназначенное для Трансильванин соединение под командованием генералов Глезера, Теодоровича и Менгена состоит из следующих частей: 8 батальонов пехоты Лейнингена, Рука-вины, петервардейнцев, румын, иллирийцев и немецко-банатских грани-чар 139; 5 эскадронов улан, 300 конных сербов, 80 сережан ш; 1 ракетная батарея, 1 батарея конной тяжелой артиллерии, 2 обычных батареи тяжелой артиллерии, 5 сербских пушек. Всего 15 тысяч человек».

Трансильванским фламандцам 142 придется еще не один раз возносить молитвы богу, прежде чем прибудут эти воображае­мые 15 тысяч человек. Дамьянич и Феттер на Нижнем Мароше доставляют им, увы, еще слишком много забот, почему они и предоставили Трансильванию русским.

С банатского театра военных действий новостей немного. Сербы хвастают следующими подвигами:

«Терезиопель взят сербами, а с Савы сообщают 25-го, что между сирмскими батальонами ° и мадьярским гарнизоном Нейзаца дело дошло до сражения у Футака, в результате чего это местечко сожжено последним дотла».

Мы оставляем открытым вопрос о том, что здесь соответст­вует истине. Одновременно нам стало известно, что великий герой Нугент, который, как мы предполагали, давно находится на Нижней Тисе или в окрестностях Петервардейна, еще даже не форсировал Дунай и только теперь «собирается переправиться у Мохача» через эту реку!!

В то время как он тешится этими прожектами, мадьяры, совсем рядом с ним, в комитате Тольна, на правом берегу Дуная, в тылу Офена ведут себя чрезвычайно дерзко. Здесь, в местности, которая так часто «очищалась» императорско-ко-ролевскими войсками, внезапно появляется в качестве вождя партизан давно считавшийся без вести пропавшим Перцель и приводит в движение всю округу. Послушаем:

«В Батасеке в результате этой агитации был взят в плен офицер импе­раторской армии, а в Пакше был задержан императорский курьер и разо­ружены два человека, составлявшие его охрану. В Домбоварском районе был перерезан весь принадлежавший князю Эстергази рогатый скот. В Лацхазе, во время ярмарки, также появились 50 инсургентов из Дуна-вече и Шольта со своими свинчатыми кнутами [Bleiknopfpeitsche] 9le и забрали весь скот, пригнанный туда для продажи».

Таковы сегодняшние известия. Победа Виндишгреца сво­дится к бесцельной и безрезультатной атаке, операции Бема в Трансильванин столь же искусны, как и успешны, сербы в Ба-

С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 199

нате по-прежнему беспомощно стоят у Мароша, Нугент все еще не в состоянии перебраться через Дунай в Банат, область между Дравой и Дунаем готовится к восстанию против импера­торских войск — таково вкратце положение воюющих сторон по последним сообщениям.

Написано Ф. Энгельсом Печатается по тексту газеты

8 марта 1849 г. _

Перевод с немецкого
Напечатано
в «Neue Rheinische Zeitung» AS 241, Ha Раскол» языке публикуется впервые

9 марта 1849 г,

200 J

I

27-й БЮЛЛЕТЕНЬ. - ВОЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Мы получили сегодня новый австрийский бюллетень. Прежде чем перейти к нему, нам хочется в двух словах вернуться к сра­жению под НапольнойП4 и привести некоторые замечания аугсбургской меттерниховской газеты *, которые в устах этого органа являются в высшей степени «примечательными». Эта обычно столь черно-желтош настроенная газета жалуется следующим образом:

«К сожалению, в опубликованной по этому поводу сводке военного командования (см. ниже), как и в большинстве сводок с венгерского театра военных действий, опять не упоминаются весьма важные обстоятельства: нет сведений о силах, вступивших в борьбу с обеих сторон, о предшест­вовавших маневрах врага, из каких частей состояло его войско, кто его военачальники, неизвестно даже имя его главнокомандующего. В то же время в сводке приводится много деталей, не имеющих особого значения».

И далее: «Столь же знаменательно, что и бюллетень по поводу сраже­ния при Капольне говорит о численном преимуществе противника, хотя здесь сражались объединенные силы Виндишгреца и Шлика. Под командо­ванием фельдмаршала в Венгрии находится едва ли менее 100—120 тысяч человек. Правда, они размещены по всей стране, и Виндишгрецу придется попытаться охватить врага широкой дугой самых различных соединений. Однако и мадьяры не могут действовать концентрированными силами из какого-либо одного центрального пункта; еще держатся Коморн, Петер-вардейи, Сегедин и др., еще сражаются в Банате, Трансильвании и на Тисе. Мы тщетно ищем в венских, аграмских и темешварских газетах ответа на вопросы, которые там напрашиваются сами собой».

После этих сомнений аугсбургской военно-полевой «Allge­meine Zeitung» всякое наше замечание излишне. Переходим к 27-му военному бюллетеню.

* — »Allgemeine Zeitung», Ред,


Наши рекомендации