Тема: механизм контроля за соблюдением норм МГП
Когда мы о механизме имплементации норм МГП, то надо обратить внимание, что в отличие от традиц механизма, здесь – особенности:
1. обычно речь о национальном имплементационном мех-ме, здесь же имплементац. процедура делится на международные имплементационные процедуры и национальные.
Международные имплементационные механизмы – сов-ть организационно-правовых норм, направленных на то, чтобы с пом-ю гос-ва инд-но или совместно с другими или в рамках МО обеспечить выполнение норм МГП. Институциональный механизм: 1. комиссии по расследованию 2. М комиссия по установлению фактов 3. институт державы покровительницы 4. индивидуальные меры гос-в, направленные на то, чтоб другие гос-ва выполняли нормы МГП 5. механизы из конвенций (контроль за соблюдение ГК 1954 норм из 2 доп протокола к этой конвенции) 6. органы международной юстиции по привлечению к индивид УО (МУТ ад хок, смешанные УТ, МУС).
Комиссии по расследованию. Факт нарушения 1-м гос-м на территории другого – это ГК о раненых и больных в действующих армиях (22 г.), ЖК – возм-ть создания комиссий по расследованию для установления факта нарушения. Комиссии по расследованию по ЖК, если гос-во считает, что 2 нарушает нормы МГП, то оно м выступить с инициативой создания комисии по установлению факта. Но для создания такой комиссии надо согласие второго гос-ва-участника ВК + процедура только по согласию сторон. Е стороны не достигли соглашения, то имеют право обратиться к арбитру. Если говорить о дейтвенности данного мех-ма, то не было ни 1 факта создания комиссий. Это вызвано тем, что е гос-во само действительно нарушает нормы МГП, то оно не заинтересовано в создании такой комиссии. Хотя есть возм-ть обращения к арбитру, но согласие о его назначении дб по соглашению 2 сторон. Если гос-во виновно, то…Т.к. комиссии не получили практич применимости, то 1 доп протокол – новыю форму, которая основана на расследовании (ст. 90) –
создание комиссии по установлению фактов, которая м рассматривать вопросы отн-но факта нарушения, расследование – конфеденциально. Выносятся рекомендации, которые не подлежат огласке. Преимущества: мк-ия рассматривает серьезные и иные нарушения норм МГП. Иные нарушения - если гос-во неоднократно нарушает нормы МГП, то комиссии право дальше рассматривать это нарушение. 2 момент – к комиссии м обращаься не только сторона конфликта, но и иное, которое участник 1 протокола. Тут не нужно согласие 2 гос-ва. Но с 2 стороны не думать, что можно работать на односторонней основе – ст. 90 – для одностороннего расследования нужно, чтобы гос-во при ратификации 1 доп протокола сделали заявление о том, что они согласны на это. Комиссия – из 15 представителей гос-в. Кандидатуры – из участников 1 доп протокола. Комиссия т.о. на 5 лет избирает их. С 1990 г., когда было получено 20 ратификаций, комиссия была образована, были выработаны правила, процедуры д-ти этой комиссии. Комиссия не судебный орган – устанавливает лишь факт. Эффективность – на практике не применялась, т.к. те гос-ва, которые нарушают нормы МГП не признали юрисдикцию в отношении рассмотрения заявления.
Эрик Давид: нет практики, но ее сущесвование – сдерживающий от нарушения эффект.
институт державы покровительницы. Впервые введен в 1929 г, с принятием К. о статусе военнопленных. Кол-во участников было немногочисленно. (даже когда на нюрнбергском процессе им вменяли, а СССР – не участник, то не применяли). По ЖК введен институт. Новизна в том, что это не только в отношении военнопленных, но и в отношении ГН, интернированных. Особенности – ст. 8 всех трех ЖК, ст. 9 4-ой ЖК. Особенность назначения – когда назначается ВК, то гос-ва м заранее назначить из числа любых гос-в, но для назначения ДП надо согасие воюющих сторон. И не только согласие сторон, но и само гос-во, кот ДП, должно дать согласие. Как ДП функции свои? – используетс консульский, дип персонал и м назначить иных лиц. Ф-ии ДП: посещать лагеря для военнопленных, интернированных, посещать оккупированные территории, проводит консультац беседы со всеми для получения инфы о соблюдении. Гос-ва не м припятствовать посещению, + ДП-е д давать инфу о суд расследовании в отношении ГН, военнопленных, если они совершили уголовные преступления. Е за данное преступление – смертна казнь, то без присутствия ДП не мб суд разбир-ва. ДП должна иметь возм-ть оказывать помощь. 1 доп протокол – новации о назначении ДП. По ЖК стороны м назначить ДП. 1 доп протокол – обязанность гос-в при начале ВК ввести ДП. + новация: учитываю то, что ДП без согласия сторон и согласия своего м возникнуть тупиковая ситуации, то тут положение – о субститутах ДП, т.е. е гос-ва не договрились. Правом на замену – любая беспристрастная гум организация, которая м доказать свою эффективность. Практика: институт ДП примнялся при нациоанлизации Суэцкого канало в 56, при Индопакетсанском конфликте, Фанленские острова и все вроде. Чаще – субституты в лице МККК. МККК по уставу имеет право выполнять ф-ии державы покровительницы.