Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Право на осуществление общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики

Право на осуществление общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде в соответствии со ст. 463 ТК и ст. 19 Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах», с изм. и доп., а также гл. 7 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» имеют профессиональные союзы.

Общественный контроль, осуществляемый профсоюзами, базируется на принципах:

♦ социального партнёрства между профсоюзами, государственными органами и иными организациями;

♦ законности, а также ответственности профсоюзов за нарушение законодательства при его осуществлении.

В целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере общественного контроля профсоюзами, защиты трудовых и социально-экономических прав граждан принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 118. 1/11626].

Данный нормативный правовой акт определил формы проведения общественного контроля, к которым относятся:

♦ проверки;

♦ мероприятия по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг);

♦ участие в работе коллегиальных органов, комиссий;

♦ и иные формы, предусмотренные законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанные с проведением проверок.

Профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе прежде всего осуществлять общественный контроль в форме проверок. Такой контроль проводится:

♦ за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах правовыми инспекторами труда профсоюзов. При этом обязательным квалификационным требованием к правовому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего юридического образования;

♦ за соблюдением законодательства об охране труда техническими инспекторами труда профсоюзов. Технические инспекторы труда должны иметь высшее техническое образование;

♦ за выполнением коллективного договора (соглашения) правовыми и техническими инспекторами труда.

Следует отметить, что правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов могут быть только лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами.

Первичные профсоюзные организации независимо от наличия у них статуса юридического лица осуществляют общественный контроль только в отношении тех субъектов, в которых они созданы, причём общественный контроль первичных профсоюзных организаций происходит в формах, не связанных с проведением проверок.

Порядок осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок установлен Положением, которое утверждено вышеупомянутым Указом. В нём определены: права и обязанности проверяющих и представителей контролируемых субъектов, вопросы планирования проверок профсоюзами, сроки и порядок их проведения, ограничения, порядок обжалования действий (бездействия) проверяющих и должностных лиц профсоюзов и др.

Общественный контроль профсоюзов в форме проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда может осуществляться только при включении в план. Такие проверки назначаются по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года и не ранее двух лет с момента государственной регистрации юридического лица, присвоения УНП, образования представительства иностранной организации.

В течение первых двух лет создания организации проверки могут назначаться:

♦ для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;

♦ по заявлению контролируемого субъекта;

♦ при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершённом) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;

♦ для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление.

Без включения в план проверки также могут назначаться руководителем профсоюза или уполномоченным им заместителем, помимо вышеуказанных оснований при наличии информации, полученной от:

♦ государственного органа, иной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершённом) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;

♦ первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершённом) нарушении законодательства о профсоюзах и (или) невыполнении коллективного договора (соглашения).

Для выполнения своих обязанностей правовым и техническим инспекторам труда профсоюзов предоставлен широкий круг полномочий. Они имеют право свободно входить в служебные, производственные и иные помещения в рамках вопросов, подлежащих проверке. Им предоставлена возможность требовать и получать необходимые документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности контролируемого субъекта, а также письменные и устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки. Правовые и технические инспекторы труда могут устанавливать факты нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающие право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора; а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Кроме вышеперечисленных прав, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране труда техническим инспекторам труда предоставлено право запрашивать и получать от контролируемых субъектов, государственных органов сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях. Они могут принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Отдельно следует выделить их право требовать от контролируемого субъекта отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр. Кроме того, технические инспекторы труда могут требовать от контролируемого субъекта устранения нарушений правил и норм по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления этим субъектом выполнения работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), оборудования, до устранения нарушений.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства или факты неисполнения коллективного договора, составляется представление.

Представление подписывается проверяющим и вручается контролируемому субъекту или его представителю в срок и порядке, установленном профсоюзом. Контролируемый субъект письменно сообщает профсоюзу, проводившему проверку, о выполнении каждого пункта представления. В случае получения представления, повлёкшего приостановление выполняемых работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), эксплуатации оборудования, контролируемый субъект после устранения выявленных нарушений направляет в профсоюз в срок, указанный в представлении, соответствующее уведомление. Решение о разрешении дальнейшего выполнения работ, эксплуатации оборудования, принимается профсоюзом в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, не позднее двух рабочих дней со дня получения данного уведомления.

Действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы, если контролируемая организация полагает, что проверка произведена с нарушением норм законодательства, либо её прав. Жалоба может быть направлена или руководителю профсоюза, назначившему проверку, и (или) в суд. Следует подчеркнуть, что подача жалобы руководителю профсоюза, назначившему проверку, не исключает права на подачу жалобы в суд.

Представление (отдельные его пункты) в десятидневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано контролируемым субъектом руководителю профсоюза и (или) в суд. Разногласия профсоюза и контролируемого субъекта по представлению (отдельным его пунктам) о нарушении коллективного договора (соглашения) рассматриваются в порядке, предусмотренном законодательством о труде для разрешения коллективных трудовых споров. Однако подача жалобы не освобождает контролируемый субъект от выполнения требований представления.

Наши рекомендации