Органы государственного надзора и контроля за соблюдением правил и норм по охране труда

В настоящее время в республике действует целый ряд государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности.

Один из них, департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, является надзорно-контрольным органом общей компетенции, т.е. он осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда всеми нанимателями, независимо от форм собственности, видов деятельности и ведомственной подчиненности, по всем (без каких-либо изъятий) вопросам.

Другие государственные надзорно-контрольные органы:

· Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетики МЧС, органы и подразделения МЧС;

· Управление государственного энергетического надзора и сбыта электроэнергии концерна «Белэнерго»;

· Республиканский центр гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения;

· Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;

· Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода,

осуществляют надзор и контроль по определенному кругу предприятий, производств или видов деятельности в рамках их компетенции, определенной в положениях об этих органах, утвержденных в установленном порядке.

Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов

В области охраны труда

Согласно Законодательству Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении местным органам управления и самоуправления предоставлены контрольные полномочия во всех сферах деятельности, в том числе и в вопросах соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда.

Местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают на заседаниях исполнительных комитетов состояние дел по указанным вопросам, заслушивают руководителей предприятий и организаций, расположенных на вверенных им территориях, принимают соответствующие решения и осуществляют контроль за их исполнением.

Правительством республики местным исполнительным и распорядительным органам рекомендовано:

· осуществлять управление охраной труда на территориальном уровне;

· организовывать разработку и выполнение мер по улучшению условий труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

· организовывать обучение, повышение квалификации и проверку знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, законодательства о труде;

· создавать службы охраны труда в аппаратах исполкомов;

· предусматривать финансирование мероприятий по охране труда за счет средств местных бюджетов.

Для практического осуществления деятельности по охране труда в соответствующих отраслях указанные исполнительные и распорядительные органы создают в своих аппаратах службы или вводят должности специалистов по охране труда, действующих в соответствии с Примерным положением о службе охраны труда местного исполнительного и распорядительного органа (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 29 октября 1999 г. № 139).полномочия республиканских органов государственного управления

Полномочия республиканских органов государственного управления по вопросам охраны труда частично отражены в законе «О Совете Министров республики Беларусь».

Основными документами, регламентирующими деятельность указанных органов в этом направлении, являются их положения и уставы, утвержденные Правительством Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют:

· управление охраной труда в отрасли;

· разрабатывают и реализуют систему мер по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

· организуют обучение, повышение квалификации и проверку знаний руководителей и специалистов отрасли по вопросам охраны труда;

· формируют нормативную базу;

· осуществляют информационное обеспечение предприятий и организаций по вопросам охраны труда;

· разрабатывают и осуществляют финансирование целевых программ по охране труда за счет инновационных фондов и т.п.

Для практического осуществления деятельности по охране труда в соответствующих отраслях указанными органами создаются в своих аппаратах службы или вводятся должности специалистов по охране труда, которые в своей деятельности руководствуются Примерным положением о службе охраны труда министерства, другого республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь (утв. постановлением Министерства труда республики Беларусь от 29 октября 1999 г. № 138).

Наши рекомендации