Проблема непонимания поколений.
2) Проблема воспитания подрастающего поколения.Детей необходимо воспитывать в атмосфере любви, необходимо душевное равновесие между супругами. Так, Аркадий сам приходит к тому, что любовь – необходимое чувство, без которого нельзя прожить счастливую жизнь. Базаров занимался самообразованием не только в плане умственного развития, но и в духовной сфере, абстрагировавшись от чувств, которые проявляет к нему родители. Противопоставление.
Проблема конфликта нигилизма и консерватизма.
4) Проблема отношения к любви. Проблема любви (очень широко, можно прицепиться к чему-нибудь из изложенного ниже).Николай Петрович долгое время прожил в браке, для него это были счастливые годы. К сожалению, жена Кирсанова умирает: вдовец едва ли переносит такой сильный удар, единственное, что поддерживает его на плаву – его бесконечная любовь к Аркадию, его сыну. Через несколько лет он встречает Фенечку – простую девушку, в любви к которой находит свое счастье.
5) Проблема одиночества.Базаров – отказ от любви. Петр Петрович – любовная ошибка, от которой он не смог оправиться.
6) Проблема ярко выраженного чувства справедливости.Дуэль Базарова и Петра Петровича.
Проблема отношения к искусству и природе.
8) Проблема активной жизненной позиции.Базаров имеет активную жизненную позицию, в отличие от Петра Петровича, который живет воспоминаниями, но Базаров бесполезен для общества, в то время как Николай Петрович просто помогал людям в своем имении.
9) Проблема истинной дружбы.Аркадий Базаров и Базаров со временем прекратили общение и разошлись по той причине, что имели разные убеждения. Таким образом, люди, имеющие разные интересны или идеалы не могут быть настоящими друзьями.
10) Проблема отношения к природе (природа не храм, и мастерская, а человек в ней работник).Базаров отвергает саму возможность эстетического наслаждения природой. Аркадию удается с помощью природы залечить свои душевные раны, в то время как Базаров, когда ему было плохо, шел в лес и ломал ветки.
Пушкин – “К Чаадаеву”
Краткое содержание
Это стихотворение – дружеское послание другу Пушкина, Чаадаеву. Пушкин поддерживает Чаадаева в его стремлении освободить Родину от гнета самодержавия. Любовь к Родине неразрывно связана с борьбой за ее свободу.
Проблемы
Проблема любви к Родине и борьбы за ее свободу.
“Слово о полку Игореве”
Краткое содержание
Русь находилась в бедственном положении: огромное государство начало дробиться на княжества, усилились междоусобицы между князьями, половцы подошли близко к границам. Князь Святослав собирает войско и отбрасывает половцев.
Позже князь Игорь, побуждаемый стремлением к личной власти, выступает против половцев. Все в природе указывает на предстоящее поражение: Игорь и Всеволод попадают в плен. Теперь половцы, осмелев, совершают набеги на Русь, пользуясь возникшими междоусобицами между князьями.
Князь Святослав упрекает младших князей в том, что они не вовремя вышли на войну и “без чести” пролили кровь, всех остальных он призывал объединиться для борьбы с врагом.
Проблемы
1) Проблема любви к Родине.Автор с гордостью рассказывает о военных подвигах русских князей, любуясь, описывает природу своей Родины. Именно русская земля стала главным героем повествования в “Слове о полку Игореве”.
Грибоедов – “Горе от ума”
Краткое содержание
После трех лет странствий Чацкий возвращается, чтобы повидать свою детскую любовь, Софью, в дом Фамусовых.
Фамусов считает, что чины – главное в жизни человека. Чацкий в корне с этим не слогласен: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Фамусов же называет умение “прислуживать” крайне важным, приводя в пример своего дядю, Максима Петровича, который специально повторил свое падение на глазах императрицы, чтобы доставить тем самым ей удовольствие.
Чацкий осуждает “век минувший”, называя его временем “покорности и страха”. Он предпочитает служить делу, а не лицам.
Приезжает Скалозуб, человек высоких чинов, но небольшого ума. Служил только ради чинов, получал их незаслуженно. Фамусов хочет сосватать Софью за Скалозуба, из-за его высокого положения.
Фамусов осуждает свободомыслие и нежелание служить.
На балу Молчалин настолько низко падает в глазах читателей, что нахваливает шпица Хлестовой, только чтобы добиться ее расположения.
Софья распространяет слух о том, что Чацкий не в своем уме, сплетни быстро расходятся в Фамусовском обществе.
Под конец раскрывается, что Молчалин не любит Софью, с ней он только из-за чинов. Фамусов беспокоится исключительно относительно того, что подумают окружающие.
Проблемы
1) Проблема активной жизненной позиции.Образованная и знатная молодежь заняла активную гражданскую позицию. К таким людям можно отнести и Александра Андреевича Чацкого. Человек с активной жизненной позицией должен обладать сложившейся системой ценностей и твердыми нравственными идеалами. Александр Андреевич превыше всего ценит «ум, алчущий познаний», тогда как представители фамусовской гвардии видят все зло именно в чрезмерной «учености». Он считает, что служить надо «делу, а не лицам» и не смешивать личные корыстные интересы с общественными. Чувство собственного достоинства – неотъемлемое качество каждого свободного и мыслящего человека. Активная гражданская позиция предполагает горячую любовь к Родине. Чацкий с отвращением относится к слепому преклонению перед иностранными обычаями. Национальные традиции для него священны. Антиподом человека с независимой жизненной позицией является расчетливый карьерист, способный приспособится к любым условиям. Внешне кроткий Молчалин считает, что необходимо зависеть от вышестоящих особ и всячески угождать им. Он вызывает неприятие у гордого Чацкого.
2) Проблема тяги к научному прогрессу.Чацкий в своем монологе утверждает, что молодые люди, чей ум жаждет познаний, могут заняться наукой и искусством. Фамусовское общество пугает эта “излишняя грамотность”, но Чацкий стоит на своем, не подчиняясь отвратительному окружению Фамусова. Нельзя истребить в человеке тягу к науке и познанию.
3) Проблема чинопочитания. В своем произведении Грибоедов высмеивает чинопочитание, гиперболизируя поведение Молчалина. Последний опускается до того, что хвалит собаку Хлестовой, чтобы заслужить ее внимание и доверие.
4) Проблема воспитания.В “Горе от ума” Грибоедов описывает семью Фамусовых. Отец души не чает в своей дочери, Софье, но не годен для того, чтобы быть примером для подражания у младшего поколения. Таким образом, не имея примеров для подражания, характер Софьи формируют французские романы: ей кажется, что она – героиня какого-то чувственного романа, поэтому предпочитает Молчалина Чацкому. Также Софья переняла московские привычки и нравы, худшую их сторону. Проявление этого мы можем наблюдать на балу, когда девушка распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Родители должны быть примером для подражания для детей.
5) Проблема отношения толпы к людям, которые из нее выделяются. Толпа не слушает Чацкого, любой слух быстро разлетается и принимается на веру без доказательств. Поведение толпы стихийно, здесь нет места индивидуальности.
Булгаков – “Собачье сердце”
Краткое содержание
Зима 1924-1925, профессор Преображенский открыл метод омоложения людей путем пересадки некоторых органов животных. К нему в квартиру приходит Швондер, председатель домкома, с требованием отдать две комнаты. Один звонок Преображенского влиятельному клиенту, и Швондер уходит ни с чем.
Далее описываются мысли бездомной собаки, которую профессор подбирает на улице.
Профессор и его ученик, Борменталь, обедают. Преображенский возмущается происходящим в доме: “Как можно ратовать за права всех трудящихся, и при этом воровать калоши”. “Разруха не в клозетах, а в головах”, - размышляет профессор. Он считает, что борьбу с разрухой нужно прежде всего начинать с себя.
С собакой обращаются ласково и снисходительно: “Никого драть нельзя, на человека и животное можно действовать только внушением”.
Шарику, так звали собаку, пересаживают семенники и гипофиз. Шарик выживает после операции и приобретает внешний вид человека неприятной наружности. Начинает сквернословить, курить.
“Взять все, да и поделить”, - такие мысли приходят на ум Шарикову.
Преображенский приходит в отчаяние: из милейшего создания он получил такую мразь. У Шарикова уже не собачье, а человечье сердце, и самое паршивое из всех.
Шариков приводит в дом барышню, с которой хочет расписаться и жить в квартире профессора. Преображенский рассказывает прошлое Шарикова, опровергая его мифы о шрамах, полученных во время сражений.
Шариков устраивается заведующим подотделом по очистке Москвы от бродячих животных.
Шариков пишет донос на Преображенского за контрреволюционные речи и сожженную книгу Энгельса. В конце концов, он наставляет револьвер на профессора. Его скручивают, все телефонные провода перерезают, уединяются в операционной.
Шарикову обратно пересаживают его родные органы. “Неприличными словами не выражаться”, - говорит собака. Мысли у собаки стали теплыми и складными.
Проблемы
1) Проблема последствий научных открытий.Многие научные открытия могут оказать влияние на общество непредсказуемого характера. Так, в результате эксперимента Преображенского собака превращается в человека, отвратительного по характеру и привычкам, приносящего множество бед. Швондер, председатель домкома, сразу же пользуется моментом, становясь идеологом Шарикова. Теперь последний горит желанием “ просто все разделить” между всеми, носит кожаные куртки, распевает революционные песни.
2) Проблема хамства. Булгаков в своем произведении поднимает проблему хамства, приводя в качестве примера отдельных представителей власти. Собирательный образ таких людей – Шариков. Попав в среду бескультурья и хамства, Шариков быстро перенимает привычки и модели поведения таких людей как Швондер, для него он становится идеологом. Сквернословие, хамство, неподобающее поведение в обществе, пьянство. К сожалению, устранить эти проблемы насилием невозможно, единственный доступный метод – внушение. До тех пор, пока само общество не осознает, что нужно бороться с бескультурьем и хамством, изменения не произойдут. Таким образом, здесь также кроется проблема непобедимости хамства.
3) Проблема ответственности за свои поступки. Преображенский проводит повторную операцию, чтобы исправить свои ошибки на свой страх и риск.
4) Проблема отношений личности и коллектива. В начале 20 века советское государство захлестнуло идеями коллективизации и уравнивания всех людей. Советский коллектив представлял собой обезличенное общество. Булгаков противопоставляет профессора Преображенского и Борменталя швондерам и шариковым. Главная задача советского пролетариата – уравнять всех под единый стандарт. Швондер возмущен тем, что Преображенский занимает семь комнат и пытается уравнять его с истинным представителем пролетариата Шариковым. Профессор Преображенский не хочет быть частью такого общества и крайне негативно отзывается о переменах и о той разрухе, которую они принесли. Революция, по его мнению, повлекла за собой только грязь и нищету. Личностью нужно родиться и воспитать ее в самом себе, без этого человек не имеет права называть себя человеком. Преображенскому не удалось превратить Шарикова в настоящую личность, и он снова возвращает его в собачий облик. Новый человек, созданный советским пролетариатом, тоже не имеет ничего общего с личностью – это тот же неудачный эксперимент революционеров.
5) Проблема безостановочной мести.
Лу Синь – “Бумажный змей”
Краткое содержание
Герой повествования описывает весну на своей Родине: традиционно вместе с лаской весеннего дня прилетают воздушные змеи. Главный ненавидел воздушных змеев, он считал это забавой для дурных детей, потому даже не позволял покупать своему младшему брату змея.
В один день главный герой застает брата за строительством своего змея. Главный герой просто сломал воздушного змея, ведь он сильнее, и гордо удалился из сарая.
Час возмездия наступил гораздо позже, уже немолодой главный герой натыкается на книгу о детях, в которой было написано, что игрушки – “ангелы хранители детства”, в играх заключается детство.
Он вспомнил то психологическое насилие, которое он совершил над своим братом.
Главный герой хотел просто извиниться, но брат сказал, что не помнит этого эпизода в жизни. У героя повествования по-прежнему на сердце была тяжесть.
Проблемы