Словарь литургических терминов

АКАФИСТ (¢k£qistoj) - неседален, т.е. такое песнопение, во время которого не разрешается сидеть. Первый акафист сос­тавлен в честь Богоматери диаконом великой Константинополь­ской Церкви Георгием Писидийским и воспет по случаю чудес­ного избавления жителей Константинополя от врагов в 626 г.

Акафист Божией Матери состоит из 12 кондаков и 12 икосов, расположенных в порядке 24 букв греческого алфавита так, что за каждым кондаком следует икос. Первый кондак: "Взбранной Воеводе..." не входит в этот общий счет, он стоит от­дельно и служит темой всего акафиста. Каждый кондак, кро­ме 1-го, оканчивается припевом: "Аллилуиа", а каждый икос оканчивается ангельским приветствием Богородице: "Радуйся, Невесто неневестная". Весь акафист по своему содержанию делится на две части: первая (начальные 12 песней, до 7-го икоса) имеет содержание историческое, здесь излагается ис­тория воплощения и первые годы жизни Иисуса Христа; вторая часть (последние 12 песней) имеет содержание догматическое и нравоучительное, причем в кондаках изображаются таинство воплощения Бога Слова и обилие дарованной Им благодати, а в икосах прославляется Божия Матерь за Ее высочайшие со­вершенства, величие пред Богом и благодеяния, оказываемые Ею верующим.

Литургическое употребление акафиста предписано Типи­коном в 5-ю субботу Великого Поста на утрени, это так наз. "Похвала Пресвятой Богородицы".

По образу этого акафиста составлены и другие акафисты: Иисусу Сладчайшему, св. Николаю и др.

АКРОСТИХ - это фраза, состоящая из начальных букв главных стихов канона. Эта черта греческих канонов удержалась и в некоторых канонах русского происхождения: так, в каноне св. Димитрию Царевичу из начальных букв главных стихов составляется фраза: "Хвалю славу царевича Димитрия".

В настоящее время из канона поются лишь ирмосы, а припевы и тропари читаются. Полностью поется только пасхальный канон.

АЛЛИЛУАРИЙ - стих, который поется при пении "аллилуйя" на Литургии после чтения Апостола (т.е. перед чтением Еван­гелия). Аллилуарии имеют отношение как к евангельскому чтению, так и к службе дня, святого, праздника, а потому и называются "аллилуарий дне", "аллилуарий гласа", "аллилуарий праздника". Пение "аллилуария" перед чтением Еван­гелия имеет такое же значение, как и пение прокимна перед Апостолом.

АНТИФОНЫ - понятие, вошедшее в литургическую практику в глубокой древности. В сущности, это даже и не форма особых песнопений, как например, тропарь, кондак, стихира, а ско­рее способ исполнения тех или иных песнопений Название это происходит от греческого ( ¢nt…fwnoj ) - и означает "попере­менное пение". Происхождение этого способа пения - древнегреческое. В христианской истории первое свидетельство об антифонном пении (и одно из древнейших сообщений и о христи­анах, и о Христе) мы находим в известном письме Плиния Младшего, наместника и Вифинии, к императору Траяну. По сообщению автора письма, христиане собирались в известные дни до восхода солнца и пели в честь Христа свои песни по­переменно, т.е. антифонным способом. Церковный историк Сократ повествует, что св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, имел видение ангельских чинов, воспевавших в честь Св. Троицы антифонные гимны, и ввел такое пение в своей Церкви. Об антифонном пении говорит и св. Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокесарии. На Западе инициатором этого богослужебного обычая был папа Дамас (366-384), в Милане его вводит св. Амвросий в 386 г., в Константинополе - св. Иоанн Златоуст. Но кроме этого своего значения как способа пения, слово "антифон" употребляется в литургике и для обозначения отдельных пес­нопений и частей песенного материала. Ниже приводятся основные случаи употребления этого термина.

а) Антифоны Псалтири

Первая кафизма Псалтири "Блажен муж", разделяясь, как и другие кафизмы, на три "Славы", удерживает за ними на языке нашего Типикона наименование "антифонов". Это объяс­няется тем, что или вся кафизма, или первая ее "Слава" (первый антифон) поются в известные дни антифонно, т.е. попеременно двумя клиросами.

б) Антифоны изобразительные

К этим антифонам относятся пс. 102 'Благослови душе моя, Господа..." и пс. 145 "Хвали душе моя, Господа", кото­рые поются в субботние, воскресные и праздничные дни на Литургии после великой ектении. При пении антифонов изоб­разительных вместо 3-го антифона поются блаженны "Во Царст­вии Твоем" с тропарями из 3-й и 6-й песен утреннего канона.

в) Антифоны вседневные

Это псалмы 9, 92, 94. Первый антифон "Благо есть исповедатися Господеви" с припевом к стихам "Молитвами Богоро­дицы Спасе, спаси нас". Второй антифон "Господь воцарися, в лепоту облечеся..." с припевом к стихам "Молитвами святых Твоих Спасе, спаси нас". Третий антифон "Приидите, возраду­емся Господеви..." Вседневные антифоны по Уставу положено петь на Литургии в непраздничные дни вместо изобразительных.

г) Праздничные антифоны

Праздничные антифоны составлены из стихов различных псалмов, соответственно содержанию праздника, и поются на Литургии в двунадесятые Господские праздники, а также на Пасху в течение всей Пасхальной седмицы. Эти стихи псалмов соединяются с особыми припевами. Припевом к стихам 1-го праздничного антифона служат слова "Молитвами Богородицы Спасе, спаси нас". Припев к стихам 2-го праздничного анти­фона соответствует содержанию праздника. Так, например: на Воздвижение - "Спаси ны Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуйя"; на праздник Рождества Христова -"Рождайся от Девы", на Преображение - "Преобразивыйся на горе..."; на Пасху - "Воскресни из мертвых," на Вознесение "Вознесыйся во славе", на Пятидесятницу - "Спаси ны, Уте­шителю Благий..." и проч. Припевом к стихом 3-го празднич­ного антифона служит тропарь праздника.

д) Степенные антифоны

Они поются на воскресной утрени по гласам, а в празд­ничные дни (на полиелейной службе и выше) поется степенный антифон 4-го гласа "От юности моея..." Степенные антифоны составлены св. Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (с.119-133), называвшимся песнями степеней, или песнями восхождения, потому что они пелись иудеями на 15 ступенях Иерусалимского храма. Общее число степенных антифонов 8, по числу гласов. Каждый состоит из 3 частей, кроме 8-го, имеющего 4 части. Это песнопения духсвно-аскетического со­держания, в них говорится об очищении души от страстей и греха и устремлении ее к Горнему миру. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа, как Источника света, жизни и освящения для разумных существ.

БЛАЖЕННЫ - тропари, предваряемые стихами из евангельских блаженств (Мф. 5, 3-12). Они поются на литургии вместо 3-го антифона перед малым входом. Тропари берутся с 3 и 6 песней канона (иногда и из других песней).

БОГОРОДИЧНЫ - песнопения в честь Божией Матери. За великие заслуги Богоматери в деле спасения рода человеческого Цер­ковь установила каждое чинопоследование заканчивать призыванием Её святого имени. Так, в конце ектении диакон говорит: "Пресвятую, Пречистую.." Богородичны в конце каж­дого ряда песнопений (стихир, тропарей, седальнов, светильнов) поются с припевом: "И ныне и присно..."

ВОСКРЕСНЫ - песнопения, в которых прославляется воскресе­ние Христово. К ним относятся воскресные тропари, кондаки, каноны и др. Это наименование указывает и на время употреб­ления этих песнопений за богослужением, а именно - в воск­ресенье и в период от Пасхи до Пятидесятницы.

"ВОНМЕМ" - повелительная, или точнее сказать, пригласитель­ная форма глагола "внимать" - "будем внимать", "будем вни­мательны", "со вниманием будем слушать". Такое приглашение делается во время богослужения тогда, когда от предстоящего народа требуется особое внимание или для слушания Божест­венного учения, или для уразумения совершаемого таинства либо обряда, имеющего таинственное значение. Поэтому "вонмем" говорит диакон перед чтением паремий, Апостола, Еван­гелия и прокимна. А чтобы внимание было бдительное, для этого часто со словом "вонмем" возглашается слово "премуд­рость", означающее, что требуемое внимание необходимо для уразумения Божественной премудрости.

ДОГМАТИКИ - богородичные гимны, названные так составившим их святым Иоанном Дамаскиным (+745 г.) потому, что в них с похвалою Божией Матери соединяется догматическое учение о Лице Иисуса Христа, преимущественно о Его воплощении и о соединении в Нем двух естеств. Догматики распределяются по гласам. Они поются в конце стихир на "Господи воззвах" (на "...и ныне"):

а) в воскресные дни;

б) на службах с ве­ликим славословием и выше;

в) по пятницам в дни отдания гласа.

Догматик 1-го гласа, его начальные слова: "Всемирную славу..." В нем раскрывается истина о воплощении Сына Бо­жия с указанием о всемирной славе Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены.

Догматик.2-го гласа "Прейде сень законная..." Здесь показывается отношение ветхозаветных прообразов к новоза­ветным событиям.

Догматик 3-го гласа "Како не дивимся..." Показан об­раз рождения Господа.

Догматик 4-го гласа "Иже Тебе ради богоотец пророк Давид..." Раскрывается сотериологическое значение рождения Господа.

Догматик 5-го гласа "В Чермнем мори..." Показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы.

Догматик 6-го гласа "Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево..." Раскрывается неслитное и нераздельное соединение естеств в Лице Господа.

Догматик 7-го гласа "Мати убо позналася ecи..." Раск­рыто учение о сверхъестественности и таинственности вопло­щения Сына Божия.

Догматик 8-го гласа "Царь небесный..." В этом догма­тике дается положительное и краткое изложение Боговоплощения - важнейшего догмата христианства,

Догматики великолепны как по своему содержанию, так и по своей поэтической форме. Они служат лучшим подтвержде­нием того, что по своему внутреннему содержанию наша гимнография есть храмовое исповедание наших догматов, нашего вероучения и нравоучения. Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных песнопений христианин за бого­служением посвящается в таинственные глубины нашей веры.

ЕКТЕНИЯ - ряд молитвенных прошений, протяжно (от ™kte…nw - протягиваю) произносимых священником или диаконом. Ектения бывает великая, малая, сугубая и просительная. Ектения "Миром Господу помолимся" называется великой, потому что в ней имеется более прошений, чем в других ектениях. Ектения "Паки и паки миром Господу помолимся" называется ма­лой, ибо состоит из двух прошений великой ектений. Ектения "Рцем вси" и "Помилуй нас, Боже" называется сугубой, потому что в ней усугубляется, или повторяется трижды мо­ление "Господи помилуй". Просительная ектения состоит из 6-ти прошений, после которых поют: "Подай Господи". Есть еще ектений заупокойные (великая, малая и сугубая).

ИПАКОИ - (àpakoÙw - подпевать или àpako” - внимательное слушание). Так называются песнопения, которые поются по гласу на воскресной полунощнице после Троичных св. Григория Синаита и Трисвятого и на утрени перед анти­фонами и чтением Евангелия. Свое наименование эта песнь получила оттого, что ее за певцом или чтецом подпевал народ. Но для того чтобы петь со слов другого, требуется вниматель­но прислушиваться к произносимым словам, а потому и наиме­нование "ипакои" указывает на большое внимание, с которым подобает слушать эту песнь; она требует особого внимания и ради важности ее содержания, которым служит истина воск­ресения Христова и благовестие о нем мироносицам, апостолам и всему миру. Ипакои всегда должны быть выслушиваемы стоя.

КАНОН - слово греческое ( kanèn ) - и означает в пере­воде - норма, правило, в частности, правило веры, правило истины. В богослужении каноном называется особая группа песнопений, входящих преимущественно в состав утрени и связанных единством темы (прославление того или иного святого или события из евангельской истории). От правиль­ности и стройности соединения отдельных частей в одно це­лое и получило свое наименование это песнопение. Канон раз­деляется на так называемые песни. Полное число песен в ка­ноне - девять или восемь (практически восемь, т.к. 2-я песнь обычно опускается - ее положено петь во вторник в седмицы Великого поста). Но есть каноны неполные, состоящие из четырех, трех и двух песен, называемые четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами. В целом каноне раскрывается одна главная тема, отчего каноны и получили свое название воскресных, крестовоскресных, троичных, богородичных; многочис­ленные каноны посвящены святым. Каждому стиху (тропарю) канона предшествует соответствующий главной теме всего ка­нона "припев". Например, в каноне воскресном - "Слава Гос­поди, святому воскресению Твоему", в Богородичном - "Прес­вятая Богородице спаси нас" и т.п.

Каждая песнь канона состоит из стихов (st…coj). Первый стих, являющийся образцом и связью для последующих стихов данной песни, называется ирмосом (e…rmoj - связь). Остальные стихи называются тропарями (от trepw - обра­щаюсь), потому что они "обращаются" к ирмосам, т.е. подчи­няются им и приближаются к ним по своему содержанию, размеру, напеву. Особый ирмос, который поется в конце песни, называ­ется катавасией (от katabas…a - схождение), так как для пения его певцы сходились с обоих клиросов на середину храма (Тип. 19 гл.)

Каноны составляют самый обширный отдел православной христианской гимнографии. Их писали лучшие песнотворцы (гимнографы) Восточной Церкви - св. Андрей Критский (+726), преподобные Косма Маиумский (+ 743), Иоанн Дамаскин (+745), Феодор Студит (+826) и его брат Иосиф Студит (+830) и многие другие. Значительная часть канонов написана в греческом подлиннике метрическими стихами; некоторые, кроме того имеют акростихи.

КАФИЗМА - (от греч. kaq…jw - сижу) - сидение. Так назы­ваются псалмы Псалтири, разделенные на 20 отделов, или кафизм, после чтения которых (на утрени) дозволяется сидеть.

КОНДАК и ИКОС - краткие песнопения, выражающие сущность праздника или похвалу святому. Вместе с тропарем кондак является основным песнопением дня. Различие между кондаком и икосом состоит в том, что в кондаке заключается общая мысль (тема), которая уже шире раскрывается в икосе. Поэтому кондак всегда помещается вместе с икосом (после 6-й песни канона). Эти песнопения сходны не только по своему содер­жанию, но и по форме: писаны одним размером, оканчиваются нередко одними и теми же словами, поются на один и тот же глас. Творцом кондаков является св. Роман Сладкопевец (V-й век), который составил их на основании жизнеописаний святых и мученических актов, читавшихся во время богослужении в дни памяти святых. Так как кондаки св. Романа кратко пере­дают содержание жизни святых, то они получили свое наимено­вание (от kond£kion - "краткий", "малый" и Ñ…koj - "дом"). Кроме того, песни, составленные св. Романом, могли получить свое наименование и от того материала, на котором они писались; по сообщению св. Марка Ефесского, св. Роман получил дар песнопений от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей ему свиток (tÒmoj) с повелением съесть его. Он, исполнив это, тотчас встал, пошел в храм, поднялся на амвон и, так как тогда был праздник Рождества Христова, воспел кондак "Дева днесь..."

Первые икосы также были составлены св. Романом. По свидетельству св. Марка Ефесского, св. Роман пел свои икосы дома (Ñ…koj - дом), где имел обыкновение проводить ночь в бдении, от чего икосы и получили своё название.

КРЕСТОБОГОРОДИЧНЫ - песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинно­го Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородич­ных.

КРЕСТОВОСКРЕСНЫ - песнопения, в которых прославляются крестные страдания и вместе воскресение Господа. В Октоихе на каждый воскресный день после воскресного канона находит­ся крестовоскресный канон.

МЕРТВЕННЫ и ПОКОЙНЫ - содержащие молитвы о упокоении усоп­ших. Они положены в службе субботней (Октоихе) и в чине погребения.

МУЧЕНИЧНЫ - песни в честь мучеников, содержащиеся в Окто­ихе на все седмичные дни, кроме воскресения: на утрени - в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне; на вечерни - в стихирах на стиховне (в субботу на "Господи воззвах"); на Литургии - в тропарях на "блажен­ны". Мучоничны находятся в Октоихе и в Триодях. В указанных книгах перед этими песнопеняими имеется надпись "мученичен". Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются этим обозначением.

НЕПОРОЧНЫ - это 17-я кафизма (118 пс.), начинающаяся сло­вами: "Блажони непорочнии..."

ОТПУСТИТЕЛЬНЫ - песнопения, поемые в конце служб вечерни, повечерия, утрени. Отпустительные бывают тропари, кондаки и Богородичны.

ПОДОБЕН - песнопение, которое пользуется другим песнопе­нием как "самоподобным" образом для себя. Иными словами, "подобны" тем или иным песнопениям (например, стихире "Доме Евфрафов") и являются наиболее "безличными" и зависи­мыми из всех песнопений.

Сказанное можно пояснить на таком примере из богослу­жебных книг. Под 23 декабря на утрени "на хвалитех" значат­ся стихиры 6 гл. "подобен": "Ангельския предыдите"; самое песнопение "Ангельския предыдите" находится в службе 20 де­кабря на утрени, на хвалитех; подобны "Ангельския..." над­лежит петь по метрическому и мелодическому образцу этого самоподобна. Вот их текст:

Самополобен Подобен Ангельския:
"Ангольския предыдите силы, иже в Вифлееме уготовайте ясли: Слово бо рождается, Мудрость происходит, приемлет целование Церковь. На радость Богородицы, людие, рцем: Благословен пришедый Боже наш, слава Тебе". "Предопределенное Отцем прежде век, и проповеданное пророки в последняя, таинство явися, и Бог вочеловечися, плоть прием от Девы, зиждется несозданный волею, сый бывает, Царь Израилев, Христос приходит".

В греческом Оригинале соблюдено строгое соответствие не только мелодии, но и метрики, что, разумеется, не могло сохраниться в славянском переводе, почему наши подобны со­ответствуют самоподобным только по мелодии.

Еще пример из того предпразднства:

Самополобен Подобен: Доме Евфрафов
"Доме Евфрафов "Грядет Христос
Граде святый, Лукаваго сокрушити
Пророков славо, Сущия во тьме просветити,
Украсися дом, и разрешити связанныя,
В нем же Божественный раждается". Предусрящим Того".

ПОКАЯННЫ и УМИЛИТЕЛЬНЫ - содержащие исповедание грехов перед Богом и выражающие сердечное сокрушение о них. Эти песнопения положены на службах понедельника и вторника и находятся в изменяемых песнопениях Октоиха (в стихирах и первом каноне).

ПОЛИЕЛЕЙ - пение на утрени псалмов 134 и 135: "Хвалите имя Господне..." Название свое это пение получило от час­того повторения в указанных псалмах слова милость (œleoj, œlentiuj ) или оттого, что во время пения псалмов Устав предписывает возжигать много свечей и елея.

ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ - так называется 103-й псалом, "Благослови душе моя, Господа", поемый или читаемый на вечерни, потому что им начинается суточный круг богослу­жений.

"ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ" - возглашение, произносимое священ­нослужителями для того, чтобы предупредить предстоящих богомольцев, что на следующее за этим возглашением чтение, пение или священнодействия должно быть обращено исключи­тельное внимание и стоять в это время нужно прямо.

ПРИЧАСТЕН - (киноник от koinonikÒn - причастен) есть стих из псалма с припевом "аллилуйя" который поется на Литургии во время причащения священнослужителей в алтаре. По своему содержанию причастен имеет отношение или к днев­ной службе, или к службе воспоминаемого святого, или к службе праздника, а потому и называется "причастен дне", "причастен святаго", "причастен праздника".

ПРОКИМНЫ - краткие стихи из псалмов и других книг Священ­ного Писания, предваряющие (prÒke…mai - предлежу) чтение Апостола, Евангелия и паремий. За прокимном всегда следуют другие стихи, составляющие продолжение прокимна и тесно с ним связанные. Прокимен указывает на содержание и силу чтений или на значение дня, т.е. молитвословий и песнопений, относящихся к дню. Различаются: "прокимен Апостола" и "прокимен дня". Кроме этих прокимнов, есть еще великие прокимны, которые поются на вечерне недель Великого поста: 1) "Не отврати лица Твоего...", 2) "Дал еси достояние..."; на вечерне двунадесятых Господских праздников: 1) "Кто Бог велий яко Бог наш..."; 2) "Бог наш на небеси..." и во всю Пасхальную седмицу. Великий прокимен имеет три стиха и поется 4,5 раза, а дневной прокимен имеет 1 стих и поется 2,5 раза.

САМОГЛАСЕН - песнопение, имеющее свою метрику и мелодию, но не служащее образом для других песнопений. Самогласен является самым индивидуальным типом песнопений.

САМОПОДОБЕН - песнопение, которое не пользуется метрикой или мелодией какой-либо иной песни, но имеет свою собствен­ную метрику и мелодию; самоподобен является метрическим и мелодическим образцом для других песнопений.

СВЕТИЛЬНЫ - в этих песнопениях говорится о просвещающем нас свете Божественной благодати (великопостные, триодные светильны); находясь в конце утрени, перед рассветом и перед возгласом "Слава Тебе, показавшему нам свет", светильны естественно возвещают эту духовную зарю. Светильны для всех гласов помещаются в конце Октоиха; светильны Минеи нахо­дятся после 9-й песни канона.

СЕДАЛЕН ( kaq…sma ) - наименование, противополож­ное акафисту: обозначает песнопение, за которым верующим разрешалось садиться для слушания следовавшего "чтения" поучений, толкований слова Божия, повествований о жизни святого или празднуемого события. "Чтения" были введены Лаодикийским Собором с той целью, чтобы молящиеся не утомлялись продолжительностью чтения псалмов, но могли бы после известных отделов Псалтири посидеть и отдохнуть па чтениях. Седальны положены после кафизм на утрени, после полиелея, после 3-й песни канона. Однако есть такие седаль­ны, во время которых не позволяется сидеть, - их следует выслушивать стоя; например, не полагается сидеть во время пения седальнов в Великий Пяток на утрени, во время чтения огласительного слова св. Иоанна Златоуста в Пасху и др.

СТИХИРЫ - ( stichr£ ) - "многостишие", от слов st…coj - "стих" и aeršw - "беру", "выбираю". Песнопения, сос­тоящие из многих стихов, написанных одним размером, на определенный глас, чередующиеся со стихами из Священного Писания, большей частью из псалмов - ветхозаветными поэти­ческими писаниями, которые у древних Отцов Церкви называ­ются стихирами, по их образцу и начали составляться хрис­тианские стихиры. Первым составителем стихир является Ана­толий, патриарх Константинопольский, живший в V веке, - первым лишь в том смысле, что более ранние христианские стихиры нам неизвестны. Стихиры по своему содержанию всег­да посвящены Господу, Божией Матери, какому-либо святому или празднуемому событию. По месту их исполнения за службой они называются: "На Господи воззвах" (на вечерне), "на стиховне" (на вечерне и утрени), "на хвалитех" (на утрени). Количество их за различными богослужениями различно.

Стихиры на "Господи воззвах" называются так потому, что им предшествуют стихи из псалмов 140, 141, 129, 116, а псалом 140 начинается словами "Господи воззвах".

Стихиры "на стиховне" поются в конце вечерни и утрени. От стихир на "Господи воззвах" они отличаются тем, что со­четаются со стихами не одних и тех же, а разных псалмов. Стихиры на "стиховне" - это значит стихиры со своими стихами. Так, например, в седмичные дни к стихирам "на стиховне" на вечерне в Октоихе всегда указываются два стиха:

1) "К Тебе возведох очи мои..."; 2) "Помилуй нас, Господи", а на утрени: "Исполнихомся заутра милости Твоея ..."; "И буди светлость Господа Бога..." Стихиры "на хвалитех" или "хвалитные" поются в конце утрени и предваряются сти­хами из псалмов 148, 149, 150, называемых по их содержанию псалмами хвалитными, так как в них многократно повторяются слова "хвалите".

Кроме этих стихир, есть еще стихиры литии, которые поются на литии (на вечерне). Все стихиры заканчиваются пением Богородична или Крестобогородична на "и ныне и присно..."

ТРОИЧНЫ - песнопения, заключающие в себе прославление Пре­святой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице положено петь троичный канон, особый на каждый глас, и после канона - особое прославление Пресвятой Троицы - Троичны св. Григория Синаита. В седмичной службе поются Троичны на утрени, после пения "Аллилуиа", когда оно по­ется вместо "Бог Господь" (в настоящее время только в Великий пост).

ТРОПАРЬ - песнопение, в котором кратко изображается сущ­ность праздника или главные черты из жизни святого, призы­вающие нас к духовной радости, славословию, благодарению и поклонению празднуемому святому.

ТРОПАРИ ПО НЕПОРОЧНЫХ - перед которыми поется 12-й стих 118 псалма (17 кафизма): "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим". Есть воскресные тропари по непороч­ных, которые положено по Уставу петь в определенный период года на воскресной утрени вместо полиелея. Они начинаются так: Припев: "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим". Тропарь: "Ангельский собор удивися, зря Тебе в мерт­вых вменишася,.." и др. Воскресными они называются потому, что в тропарях говорится о поклонении жен-мироносиц Воскресшему Господу."

Мертвенные тропари по непорочных поются на погребении, своё название они получили от того, что в тропарях содер­жится моление о усопших: Припев: "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим". Тропарь: "Святых лик обрете источник жизни..."

ХВАЛИТНЫ - псалмы 148, 149, 150, исполняемые на утрени перед славословием.

ЭКСАПОСТИЛАРИЙ ( ™xapostšllw ) - “высылаю”, поётся в воскресные дни на утрени после канона, вместо светильна. Своё наименование это песнопение получило или от того, что содержанием его служит обещание Спасителя о ниспосла­нии Святаго Духа на апостолов и послание их в мир для про­поведи Евангелия, или от того, что в Константинопольской Церкви для пения его был высылаем один из певцов на сере­дину храма. В эксапостилариях кратко излагается содержа­ние воскресного утреннего Евангелия. Воскресных утренних Евангелий 11, значит и 11 эксапостилариев. Они составлены императором Константином Багрянородным (912-959 г.), а отец его, Лев Мудрый, составил соответствующие им по со­держанию Евангельские стихиры. Воскресные эксапостиларии и стихиры составляют 2-е (после "столпов") приложение Октоиха.

Седмичные эксапостиларии также находятся в приложе­ниях Октоиха.

[1] Этот священный обычай произошел от того, что в древности храмы строили большею частью на гробах мучеников, коих именами они и назывались.

[2] Е. Нестеровский. Литургика. T.I. Изд. 3, М.. 1909, с.101,

[3] Он же, там же, с. 102-103.

[4] Он же, там же, с. 103.

[5] Проф. И.В. Покровский. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. П., 1916, с.2.

[6] Е. Нестеровский. Литургика, т.1, Изд.3, М., 1909, с.104.

[7] Он же, там же, с. 104.

[8] Однако в целом ряде стран - Греция, Кипр, Польша и др. первостоятель Православной Церкви носит титул архиепископа.

[9] В Греческой Церкви Следованная Псалтирь в числе бого­служебных книг не упоминается. Полагают, что она полу­чила свое начало вне Греции и составлена для славян свв. Кириллом и Мефодием.

[10] Следованная Псалтирь, изданная Московской Патриархией в 1978 г., напечатана в двух томах. Её составные части расположены в ином порядке: т.1 - Псалтирь, Канонник, Семиднев; т.II - Часослов, Месяцеслов.

[11] См. Пособие по церковнославянскому языку: склонение имен существительных, формы звательного падежа.

[12] При чтении канона Радонежским святым к словам преп. отче добавляется - "наш".

Наши рекомендации