Высшую юридическую силу, прямое действие и применяющийся на всей

территории России.Нормы Конституции РФ, которые имеют непосредственное отношение к трудовому праву (например, ст.ст.2, 7; 18; 19; 37; 39; 43 и др.).

-Нормы и принципы международного права, в том числе и тех, которые регулируют социально -трудовые отношения, например, Конвенция МОТ

-Федеральные законы, и основополагающий из них - это Трудовой Кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2002г.

Трудовой Кодекс РФ (ст. 5) устанавливает механизм, способствующий соблюдению приоритета ТК перед иными федеральными законами, которые являются источниками трудового права. К ним, в частности, относятся ФЗ "Об основах охраны труда в РФ", ФЗ "О коллективных договорах и соглашениях", ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и др.

-Законы и иные правовые акты субъектов РФ,в основе которых лежат нормы трудового права.

-Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Они не должны противоречить как Трудовому кодексу, так и иным федеральным законам.

-Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Особое место среди них занимают постановления Министерства труда и социального развития РФ.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют при условии, что они не противоречат федеральному законодательству.

-Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты.

-Руководящие постановления высших судебных органов, Конституционный суд и

Верховный Суд РФ в регулировании трудовых отношений.

Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: - Знать понятие правоотношения в сфере трудового права. - Уметь отличать трудовые правоотношения от других смежных (гражданско-правовых, административно-правовых) правовых отношений, связанных с трудом. - Знать элементы каждого вида правоотношений в сфере трудового права.  

При изучении темы "Правоотношения в сфере трудового права" прежде всего,

-необходимо уяснить понятие правоотношения в сфере трудового права.

-необходимо знать, что в систему правоотношений, составляющих предмет трудового права, входят не только трудовые правоотношения, но и правоотношения, непосредственно связанные с ними. Они указаны в ст.1 ТК РФ.

-обратить внимание на отличие трудовых правоотношений

от других смежных (гражданско-правовых, административно-правовых) правовых отношений, связанных с трудом.

-четко знать элементы каждого вида правоотношений в сфере трудового права.

Рассматривая вопрос об основаниях возникновения трудовых отношений, важно учесть, что основным юридическим фактом их возникновения является трудовой договор, хотя его заключению могут предшествовать иные юридические факты, т.е. трудовые правоотношения могут возникать также на основании сложных юридических (фактических) составов.

Изучить также правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми. Необходимо подчеркнуть, что эти правоотношения можно подразделить на три группы:

-предшествующие,

-сопутствующие и

-вытекающиеиз трудовых.

Давая характеристику данным правоотношениям, необходимо определить общие черты, свойственные правоотношениям в сфере труда, а также их юридическое значение.

Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА.

УЧЕБНЫЕЦЕЛИ: - Понимать сущность социального партнерства. - Знать основные виды социального партнерства. - Знать, стороны социального партнерства и их полномочия. - Отличать коллективный договор от соглашения. - Знать вопросы, рассматриваемые при проведении коллективных переговоров. - Знать ответственность сторон социального партнерства.  

При изучении темы, прежде всего, следует обратить внимание на новые нормы, появившиеся в Трудовом кодексе РФ, в частности, относительно социального партнерства в сфере труда. В соответствующем разделе сформулировано его понятие, содержатся нормы о сторонах социального партнерства, их представителях, порядке ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участии работников в управлении организацией.

Необходимо иметь представление о правовой природе коллективных договоров, соглашений, их месте в регулировании трудовых отношений.

Тема 5. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: - Знать понятие трудового договора. - Уметь отличать трудовой договор от гражданско-правовых договоров о наемном труде. - Знать стороны трудового договора, и его содержание, определять существенные условия трудового договора. - Знать порядок заключения трудового договора. - Знать основания прекращения трудового договора по инициативе работника. - Знать основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя. - Знать основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от сторон трудового договора

Из определения трудового договора необходимо уметь выделять:

-его характерные черты, позволяющие отграничить этот договор от гражданско-правовых договоров о наемном труде:

-личное выполнение работы,

-подчиненность работника правилам внутреннего трудового распорядка,

-определенность трудовой функции и т.п.

Знать, кто является сторонами трудового договора и что составляет его содержание.

-Обратить внимание

- наобщий порядок заключения трудового договора,

- на гарантии при приеме на работу;

-условия и случаи заключения срочных трудовых договоров;

-правила об испытании при приеме на работу;

- медицинское освидетельствование;

-оформление приема на работу и т.д.

Жизненно важны нормы об основаниях и порядке прекращения трудового договора – по инициативе работника, работодателя, по обстоятельствам, не зависящим от сторон трудового договора. На них необходимо обратить самое серьезное внимание, особенно на основания и порядок (с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в определенных Трудовым кодексом РФ случаях) расторжения трудового договора по инициативе работодателя.


Наши рекомендации