Мы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нор-

Мам текущего законодательства.

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности,

Законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки кон-

Ституционного права.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется ста-

Бильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоя-

Тельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подверже-

На постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений

И дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур го-

Сударства должны соответствовать конституции – их правовой основе. Те из них, что про-

Тиворечат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание

Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что от-

Ражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного право-

Сознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна

Определенная унификация представлений о содержании современной конституции на

Базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений,

Что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии

Прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может

Чиркин В.Е. Основы государственной власти. – М.: Юристъ, 1996. – С. 56.

Общая теория права

Быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения

Властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, фор-

Мируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п. – то есть сложилась опреде-

Ленная модель демократического государства, соответствующего принципам современ-

Ной цивилизации. Эта модель указывает на то, что непременно должно быть включено в

Конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодатель-

Ного регулирования или вообще лишним.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как

Особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее

Глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории при-

Держиваются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности консти-

Туции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили

Договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное об-

Щество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть

Выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Представители теологической теории видят сущность конституции в воплощении

В ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают,

Что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность

Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно склады-

Вающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают учредитель-

Ным характером, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в

Кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие

Ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как само-

Ограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти

Безграничны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает

И закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой совет-

Ской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она

Выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего клас-

Наши рекомендации