Тема 3. Источники гражданского права.

1. Понятие и виды источников гражданского права. Виды источников и их иерархия. Гражданский кодекс РФ.

2. Конституция РФ, нормы и принципы международного права как источники гражданского права.

3. Обычаи делового оборота.

4. Значение постановлений Пленумов Верховного суда и Высшего Арбитражного Суда. Судебная практика и судебный прецедент.

5. Аналогия в гражданском праве, ее виды и значение.

6. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.

Маковский А.Л. О концепции первой части Гражданского кодекса // Вестник ВАС РФ. 1995. N 4

Садиков О.Н. О системе норм Гражданского кодекса // Журнал российского права. 1998. N 1

Яковлев В.Ф. О Гражданском кодексе РФ // Вестник ВАС РФ. 1995. N 1

Брагинский М.И. Общие положения нового Гражданского кодекса//Хозяйство и право. 1995. N 1;

Суханов Е.А. Развитие гражданского законодательства России при переходе к рынку//Гражданское право при переходе к рынку. М., 1995;

Яковлев В.Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражными судами//ВВАС РФ. 1995. N 5.

1.

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции.

Основными источниками гражданского права являются:

- нормативные акты

- обычай

- международные договоры и судебная практика.

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;

2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;

3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс.

Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3).

Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса).

Первая часть Кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 г, и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 "Юридические лица", вступившей в силу со дня официального опубликованиячасти первой ГК РФ - 8 декабря 1994 г., а также гл. 17, посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой должны вступать в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса).

В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права, правила о вещных правах и Общую часть обязательственного права.

Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.

Она включает один, самый большой по объему раздел, посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных).

Третья, завершающая часть Кодекса, принятая 1 ноября 2001 года содержит два раздела, посвященные соответственно наследственному праву и международному частному праву.

Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой окончательное признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота.

Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя.

В 1961-1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства.

Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе республиканских гражданских кодексах

ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.

Эта кодификация в полной мере отражала характер государственной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.

Переход к рыночной организации экономики потребовал и реформирования ее законодательного оформления.

Первым актом нового, "рыночного" законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования I, (и, по сути, предназначенным играть роль кодекса), стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

В связи с распадом Союза ССР они не вступили в действие и были специально ратифицированы Российской Федерацией лишь в 1993 г. (в части, не противоречащей новым российским законам).

Основную же роль в реформировании имущественных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы.

Нередко они содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались низким уровнем юридической проработки.

2.

самостоятельно по учебнику

3.

Гражданские отношения помимо нормативного акта и договора могут регулироваться положениями, которые считаются обычаем делового оборота.

Под обычаемпонимаются правила, сложившиеся в результате их длительного практического применения (ввиду практической целесообразности) и получившие признание государства.

Обычай в современных государствах не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в некоторых законодательных актах, действующих в России, содержатся отсылки к обычаю, если отношение не урегулировано в нормативном акте и заключенном сторонами договоре. Чаще всего речь идет об обычаях в сфере предпринимательской деятельности.

В ст. 5 ГК дано определение обычая делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Признаки обычая делового оборота:

- сложившееся, то есть постоянное и достаточно определенное в своем содержании правило поведения

- широко применяется

- не предусмотрено законодательством

- правило поведения в предпринимательской деятельности

В ГК неоднократно встречается указание на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316).

Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются ими в виде соответствующих сборников обычаев.

4.

Во многих современных государствах решения судов признаются одним из источников гражданского права.

В РФ этот вопрос не получил четкого и однозначного решения.

Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Указанные разъяснения являются не нормативными актами, а актами применеия права. Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права.

Наши рекомендации