К ним относятся две группы отношений.
К ним относятся две группы отношений.
Предмет гражданского права
Имущественные отношения 1. отношения товарно-денежного характера (купля-продажа) 2. отношения, не имеющие товарно-денежного характера (дарение) | Личные неимущественные отношения -возникают по поводу неимущественных благ Ст.150 ГК. (честь, достоинство, деловая репутация, авторское произведение, изобретение). Данные отношения неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц. |
Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть предмета гражданского права. Они складываются по поводу конкретного имущества - материальных благ товарного характера. К таким благам относятся не только физически осязаемые вещи, но и некоторые права(например, банковский вклад, представляющий собой не деньги, а право требования вкладчика к банку). Имущественные отношения возникают и по поводу результатов работ и оказания услуг, в том числе не обязательно воплощающихся в вещественном результате (например, перевозка, хранение, услуги культурно-зрелищного характера), поскольку такие результаты также имеют товарную форму. Имущественные отношения, составляющие предмет гражданско-правового регулирования, отличаются некоторыми общими признаками. 1.они характеризуются имущественной обособленностью участников, позволяющей им самостоятельно распоряжаться имуществом и вместе с тем нести самостоятельную имущественную ответственность за результаты своих действий. 2. по общему правилу они носят эквивалентно-возмездный характер, свойственный нормальному товарообмену, стоимостным экономическим отношениям. Возможны, конечно, и безвозмездные имущественные отношения (например, дарение, безвозмездное пользование чужим имуществом и т.д.). Они, однако, вторичны, производны от возмездных имущественных отношений и не являются обычной формой товарообмена. 3.участники рассматриваемых отношений равноправны и независимы друг от друга и не находятся в состоянии административной или иной властной подчиненности, поскольку являются самостоятельными товаровладельцами. Все перечисленные признаки обусловлены товарно-денежным характером имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Имущественные отношения, имеющие иную (нетоварную) природу и, следовательно, не отвечающие указанным признакам (например, налоговые, бюджетные и иные финансовые отношения; отношения по использованию земли и других природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, и т.п.), не входят в предмет гражданского права и не могут регулироваться им. | Под личными неимущественными отношениямиследует понимать – возникающие по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности гражданина или организации посредством выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств. Выделяют две группы неимущественных отношений. Первую группу, о которой говорится в ч. 1 ст. 2 ГК, образуют личные неимущественные отношения, тесно связанные с имущественными- это отношения в области интеллектуальной собственности (патентного и авторского права), субъекты которого наряду с имущественными правами обладают правомочиями личного характера (право на авторство, неприкосновенность созданного произведения). Вторую группу неимущественных отношений, входящих в состав гражданского права, образуют так называемые личные неимущественные отношения не связанные с имуществом. Это неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага, которые, согласно п. 2 ст. 2 ГК, защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. К числу таких прав и свобод относятся жизнь и здоровье, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, деловая репутация и некоторые другие (их примерный перечень дается в ст. 150 ГК). Эти личные права обладают большой социальной ценностью и имеют ряд особенностей. Они принадлежат гражданам преимущественно от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Такие права очень различны по своему содержанию. Они не подлежат ограничению, а в случае их нарушения допускается требование о компенсации морального вреда (ст. 151 ГК). Задача права в этой области состоит не столько в регламентации названных прав, сколько в их эффективной защите. Это отражено в п. 2 ст. 2 ГК, где говорится, что неотчуждаемые права и свободы человека не регулируются, а защищаются нормами гражданского законодательства. |
Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т.е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, имеющими собственное имущество.
Иначе говоря, это частные отношения, возникающие между субъектами частного права.
Имущественные, а также и неимущественные отношения, не отвечающие указанным признакам, не относятся к предмету гражданского права и не могут регулироваться его нормами.
Прежде всего это касается имущественных отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности налоговых и финансовых отношений, участники которых не являются юридически равными субъектами. По этой же причине из сферы действия гражданского права исключаются отношения по управлению государственным и иным публичным имуществом, возникающие между государственными органами.
2.
Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет.
Содержание метода правового регулирования в существенной мере предопределяется характером регулируемых отношений (предметом правового регулирования).
Отраслевой метод правового регулирования общественных отношений раскрывается в четырех основных признаках:
- характере правового положения участников регулируемых отношений;
- особенностях возникновения правовых связей между ними;
- специфике разрешения возникающих конфликтов;
- особенностях мер принудительного воздействия на правонарушителей.
Принцип свободы договора.
Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения, а также в выборе той или иной "модели" (формы) договорных связей (ст. 421 ГК). По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.
Вместе с тем действие этого принципа практически во всех правопорядках знало и знает определенные исключения. Закон предусматривает, например, невозможность отказа кредитной организации от предложения заключить договор банковского счета или банковского вклада (п. 2 ст. 834 и п. 2 ст. 846 ГК), установленную в интересах клиентов. Имеются и другие случаи, когда одна из сторон вправе принудительно требовать заключения договора, в частности при поставке товаров для государственных нужд (ст. 445, 527 и 529 ГК). Стороны могут и добровольно принять на себя обязательство о заключении договора в будущем, а затем требовать его принудительного исполнения.
5. Принцип самостоятельности и инициативы (диспозитивности) в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав.
Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Так, они в подавляющем большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.д. При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его обязательной утрате (п. 2 ст. 9 ГК).
6. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота (перемещения товаров, услуг и финансовых средств).
Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав предполагает устранение всяких необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота. Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необходимые в общественных (публичных) интересах ограничения, например лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет монополизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п.
7. Принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;
В соответствии с ним исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Право всегда имеет определенные границы как по содержанию, так и по способам осуществления предусмотренных им возможностей. Такие границы - неотъемлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право превращается в свою противоположность - произвол.
Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Собственник земли или иных природных ресурсов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК). Такого рода запреты нельзя не признать известными ограничениями прав собственника, хотя и вызванными очевидной необходимостью.
Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Указанные разъяснения являются не нормативными актами, а актами применеия права. Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права.
Эмансипация (ст. 27 ГК).
Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Выделяют 2 порядка эмансипации:
1. По решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей.
2. По решению суда при отсутствии согласия хотя бы одного из родителей.
Родители (усыновители и попечитель) не несут ответственности по обязательствам эмансипированного, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.
4.
До наступления полной дееспособности гражданин проходит несколько периодов (до 6 лет, от 6 до 14 лет, от 14 до 18 лет), где объем дееспособности различен.
Существуют различные степени дееспособности, которые зависят от возраста человека.
Тема 6. Юридические лица.
1. Теории, раскрывающие сущность юридического лица.
2. Понятие и признаки юридического лица.
3. Особенности правосубъектности юридического лица, способы ее ограничения.
4. Способы и порядок создания юридических лиц.
5. Индивидуализация юридических лиц.
6. Прекращение юридических лиц.
7. Виды юридических лиц и особенности их правового положения.
Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. - Юридическая фирма "Контракт", "ИНФРА-М", 2006 г.
Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова). - Юридическая фирма "Контракт": "ИНФРА-М", 2006 г.
Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г.
Селянин А.В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов. - "Юстицинформ", 2006 г.
Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.
Телюкина М.В., Основы конкурсного права. Серия "Библиотека профессионала" - "Волтерс Клувер", 2004 г.
Гражданское право. Том I. (под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) - "Волтерс Клувер", 2004 г.
Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: очерк истории и теории. М., 2003.
Понятие "предприятие" в российском гражданском праве (А.В. Самигулина, "Гражданин и право", N 6, июнь 2006 г.)
Юридическое лицо публичного права (В.Е. Чиркин, "Журнал российского права", N 5, май 2005 г.)
Орган юридического лица: правовой статус и соотношение со смежными институтами (С.Г. Бушева, "Законодательство", N 2, 3, февраль, март, 2005 г.)
О конструкции юридического лица в гражданском законодательстве и цивилистической доктрине (Л.В. Щенникова, "Законодательство", N 1, январь 2005 г.)
Использование термина "предприятие" в современном гражданском законодательстве (С. Якушева, "Российская юстиция", N 6, июнь 2004 г.)
Корпоративные отношения и предмет гражданско-правового регулирования (Д.В. Ломакин, "Законодательство", N 5, 6, май, июнь 2004 г.)
Корпоративные отношения как предмет гражданского права (И.Н. Шабунова, "Журнал российского права", N 2, февраль 2004 г.)
Проблемы законодательства о юридических лицах (Д.И. Степанов, "Журнал российского права", N 10, октябрь 2002 г.)
Предприятие как объект и субъект права (Е. Козлова, "Российская юстиция", N 8, август 2002 г.)
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций (И.С. Шиткина, "Гражданин и право", N 4, апрель 2002 г.)
Деловая репутация юридических лиц и ее правовая защита (Ю.Г. Иваненко, "Законодательство", N 10, октябрь 2000 г.)
Корпорации в российском гражданском праве (П.В.Степанов, "Законодательство", N 4, апрель 1999 г.)
Нормативно –правовые акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) .
Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изм. и доп. от 8 декабря 2003 г.)
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп. от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля 2006 г.)
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.)
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля 2006 г.)
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (с изм. и доп. от 3 ноября 2006 г.)
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 12 июля 2006 г.)
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.)
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изм. и доп. от 22 ноября 2000 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 30 июня 2006 г.)
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г.)
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.)
Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изм. и доп. от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.)
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября 2006 г.)
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.)
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля 2006 г.)
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с изм. и доп. от 7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г., 21 марта 2002 г., 10 января, 11 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.)
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.)
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.)
Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.)
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.)
1.
Начало истории понятия юридического лица следует отнести к раннему средневековью. Древние римляне систему представлений о юридическом лице связывали с конкретной личностью. Понятие «Союза» было выработано в публичном праве применительно к государству (понятие «корпорации» существовало только в публичном праве, а понятие «лица» - в частном праве).
Вместе с тем римляне не могли отрицать существование союзов, участвующих в имущественном обороте, то есть, выступающими субъектами частного права.
Римское право приравнивало их правовое положение к положению лиц. Категория юридического лица не использовалась.
В средневековье был разработано понятие «корпорации» как союза, признаваемого государством в качестве самостоятельного субъекта права. А их преемники различали понятия «лицо» и «человек» и начинали рассуждать о природе этих понятий.
Одно из первых толкований юридического лица дал Папа Иннокентий 4 – корпорация – это фикция,действуют только ее члены.
Толчком для развития теории понятия юридического лица следует считать начало и развитие капиталистических отношений в Западной Европе.
Конец 19-начало 20 в. - характеризуется активным научным осмыслением феномена юридического лица. Этим занимались цивилисты Западной Европы и русские цивилисты.
Можно выделить 2 основные позиции понимания сущности юридического лица:
1 позиция - позиция отрицания юридического лица как самостоятельного субъекта права (можно обходиться и без понятия юридического лица).
Это позиция Иеринга, он считал, что права и обязанности юридического лица в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды.
В российской дореволюционной литературе эту теорию по сути поддерживали и развивали Ю.С.Гамбаров и Н.М.Коркунов.
В развитие этих взглядов была выдвинута теория "целевого имущества", автором которой был А.Ф.Бринц. Он считал, что юридическое лицо – это длящееся состояние управления имуществом.
Во французской литературе весьма близкие по сути взгляды высказывались М.Планиолем, который считал, что юридическое лицо - это коллективное имущество, которое в качестве субъекта права является юридической фикцией, созданной для упрощения его использования.
Такой подход к пониманию юридического лица привел к тому, что долго понятие юридического лица сводилось не к самостоятельному субъекту права, а лишь к имуществу.
2 позиция -авторов, которые признавалиреальность юридического лица, как самостоятельного субъекта права.
Фактически юридическое лицо уподоблялось человеческой личности. Под юридическим лицом понималась совокупность людей.
Первое научное исследование понятия юридического лица было осуществлено Савиньи в середине 19 века и вошло в историю под названием «Теория фикции».
Ее суть - сознанием и волей обладает только человек, однако в жизни имущественные права нередко принадлежат не отдельному человеку, а корпорации, следовательно, она является самостоятельным субъектом права.
Однако корпорация олицетворяется и персонифицируется. При этом он осознает, что корпорация личностью быть не может, поэтому прибегает к фикции.
Гирке предложил «Органическую теорию» -он рассматривает юридическое лицо как некую союзную личность, отличную от участвующих в этом союзе людей.
Советская юридическая наука уделяла большое внимание исследованию теории юридического лица. В 40-50-е годы был создан ряд работ, заложены основы понимания данного института.
Формирование научных взглядов находилось под влиянием 2-х факторов:
- государство – собственник средств производства (в том числе и предприятий)
- государство – единый руководящий центр
В нашей стране в качестве хозяйствующего субъекта является одно юридической лицо - государство, а предприятия являются обычными хозяйственными органами государства.
Аскназий - считал, что юридическим лицом может быть только собственник имущества, но ведь им является государство, значит за каждым юридическим лицом стоит государство.
Данная теория получила название «Теории государства.»
Социалистическое государство создавалось для народа и во имя его, значит отрицать роль коллектива было бы неверно.
Появляется «Теория коллектива», ее создатель Венедиктов считал, что носителем правосубъектности юридического лица является коллектив предприятия.
«Теория директора» -Толстой, - носителем юридической личности является ее директор, как представитель.
Данные теории, прежде всего, исходили из политики государства, его идеологии, однако важна та теория, которая имеет практическое значение.
Для того, чтобы юридическое лицо было полноценным субъектом права, могло нести ответственность по своим обязательствам и быть платежеспособным партнером, юридическому лицу необходимо имущество, а поэтому современные цивилисты, Суханов, все больше обращаются к получившей еще в 20-е годы распространение «теории персонифицированного имущества».
Суханов считает, что юридическое лицо – это не только и не столько организованный коллектив людей, а персонифицированное имущество, выделенное его участниками для самостоятельной деятельности (имущество это должно быть обособлено от имущества физических лиц, других юридических лиц и государства).
Организационное единство.
Юридическое лицо должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы целям и задачам его деятельности, и должно иметь органы, осуществляющие его правосубъектность.
Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, т.е. соподчиненности органов управления (единоличных и коллегиальных), составляющих его структуру, а также в четкой регламентации отношений между его участниками.
Организационное единство юридического лица определяется учредительными документами, которые включают:
- устав данной организации и учредительный договор
- либо один из этих документов.
- в некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения для организации данного вида (ст. 52 ГК РФ).
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его участниками.
В уставе определяются:
- наименование организации,
- ее местонахождение,
- порядок управления деятельностью юридического лица,
- также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
В учредительном договоре учредители:
-обязуются создать юридическое лицо,
- определяют порядок совместной деятельности по его созданию,
- условия передачи ему своего имущества,
- условия участия в его деятельности,
- условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытка,
- особенности управления деятельностью юридического лица,
- особенности выхода учредителей из его состава.
Самостоятельная имущественная ответственность. Статья 56 ГК РФ
Этот признак означает, что само юридическое лицо несет ответственность за выполнение своих гражданско-правовых обязанностей только своим имуществом, и только к нему и ни к кому другому кредиторы могут предъявлять свои требования.
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по их обязательствам.
Лишь в случаях, специально предусмотренных ГК и учредительными документами юридического лица, из отмеченных правил могут быть исключения. Однако ответственность других субъектов в этих случаях может быть только дополнительной (субсидиарной) к ответственности юридического лица.
По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России.
Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
(1) непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов
(2) представление их в ненадлежащий орган.
3. иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.
Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы.
В них учредители на основе норм действующего законодательства:
- определяют правовое положение юридического лица,
- закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте,
- особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.
Признаки банкротства.
1. Наличие задолженности 100 000 рублей для юридических лиц и 10 000 рублей для физических лиц;
2.Срок неисполнения требований - 3 месяца;
3. Установленность требований кредитора- т.е. подтверждение его решением суда, арбитражного, третейского суда, вступившего в законную силу (для уполномоченных органов требование должно быть подтверждено решением уполномоченного органа);
4. Истечение 30 дней со дня направления решения суда либо уполномоченного органа в службу судебных приставов-исполнителей и должнику.
Досудебные процедуры- один из способов предупреждения банкротства. Правовой регламентации досудебных мероприятий посвящена гл. II Закона о банкротстве, которая называется "Предупреждение банкротства".
Эти мероприятия применяются в период предбанкротного состояния должника, когда:
- во-первых, его платежеспособность уже пошатнулась;
- во-вторых, либо еще нет оснований для заявления о банкротстве, либо основания есть, но ими еще никто не воспользовался.
Исчерпывающего перечня конкретных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, Закон не содержит.
Исходя из анализа практики, можно составить примерный перечень таких мер:
- анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств;
- прогнозирование экономической ситуации, а также факторов и последствий ее изменения на различных рынках; разработка и внедрение новой маркетинговой политики;
- реорганизационные мероприятия (например, присоединение либо слияние с платежеспособной компанией; выделение в отдельное юридическое лицо с целью ликвидации убыточного производства
- структурная перестройка производства, в рамках которой возможна продажа какого-либо имущества должника, закрытие неперспективных производств, перепрофилирование деятельности.
- усовершенствование системы управления предприятием-должником. Это может быть как смена, так и усовершенствование (повышение квалификации, переподготовка) руководителей структурных подразделений, изменения в подходе к подбору кадров и т.д.;
- достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощении долга (следует отметить, что скидка с долгов по сути является прощением части долга) и т.д.;
- исполнение третьими лицами за должника его финансовых (и иных) обязательств.
Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для удовлетворения всех требований по обязательствам и обязательным платежам.
Размер финансовой помощи при досудебной санации должен быть достаточен не только для удовлетворения всех требований, но и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционирования в нормальном режиме.
Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно.
Наблюдение.
Основная цель наблюдения - достижение баланса интересов должника и кредиторов, предотвращение возможных злоупотреблений.
Наблюдение осуществляется до первого заседания суда, которое в соответствии со ст. 51 Закона должно состояться не более чем через 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ранее этот срок равнялся 3 месяцам).
Таким образом, по общему правилу, продолжительность наблюдения - 7 месяцев.
С момента введения процедуры наблюдения должник продолжает функционировать, но для него вводится особый режим, в рамках которого создаются механизмы, позволяющие пресечь возможные злоупотребления со стороны руководства должника, не прибегая к аресту имущества должника.
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными законом.
Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:
1) связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
2) связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Органы управления должника не вправе принимать решения:
- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
- о создании филиалов и представительств;
- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
Особым последствием введения наблюдения является деятельность временного управляющего, особого субъекта, назначение которого преследует две основные цели –
во-первых, контроль за действиями руководителя должника;
во-вторых, осуществление финансового анализа, подготовка заключения о возможности восстановления платежеспособности должника.
Экономические мероприятия
- перепрофилирование производства,
- закрытие нерентабельных производств
- открытие новых производств,
- модернизацию оборудования
- переквалификацию работников,
- определенные способы и этапы освоения новых производств и новых технологий и т.п.).
К юридическим мероприятиям относятся следующие:
- Взыскание дебиторской задолженности.
- Продажа части имущества должника.
- Уступка прав требования должника.
- Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.
- Продажа предприятия-должника.
- Замещение активов должника.
(Суть процедуры в том, что активы должника передаются новому юридическому лицу; при этом должник остается без имущества, но с кредиторами (т.е. с долгами), требования которых можно удовлетворить, продав акции нового юридического лица.)
Банкротства.
Конкурсное производство - ликвидационная стадия развития конкурсных отношений, стадия, когда о спасении должника речь уже не идет (но спасение бизнеса еще возможно, хоть и маловероятно).
Конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят:
1) в соразмерном удовлетворении требований кредиторов,
2) в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга
Переход к конкурсному производству осуществляется:
1) от стадии наблюдения (если оно не проводится, то решение об открытии конкурсного производства принимается на первом заседании арбитражного суда),
2) от стадии финансового оздоровления,
3) от стадии внешнего управления.
Конкурсное производство вводится арбитражным судом с момента принятия им решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
На осуществление всех мероприятий конкурсного производства Закон (как и Закон 1998 г.) предоставляет годичный срок, который при необходимости может быть продлен судом на 6 месяцев.
Об открытии конкурсного производства арбитражный суд выносит решение.
Для этого достаточно признаков банкротства, указанных в ст. 3 Закона (3-месячный срок задолженности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; такой же срок и недостаточность всего имущества для погашения долгов для физических ли