Тема 2. Правовые системы; правовые семьи: понятие, виды, классификация.

Типология и классификация правовых систем. Понятие правовой системы. Сближение правовых систем. Рецепция. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника.

Тема 3. Романо-германская правовая семья.

Историческое формирование романо-германской правовой системы. Период обычного права. Римское право. Права варваров. Общее право университетов. Школа глоссариев. Победы школы натурального права. Субъективное право. Национальное региональное право. Формы распространения права университетов. Период законодательного права. Классификация. Юридический национализм. Законодательный позитивизм. Латинская и германская отросли.

Структура права. Публичное и частное право. Отросли права. Правовые институты. Понятия. Нормы права.

Источники права. Закон. Конституционные нормы. Международный договор. Кодекс. Обычные законы. Регламенты и декреты. Административные циркуляры. Обычай. Судебная практика. Административная практика. Доктрина как источник права.

Тема 4. Англосаксонская правовая семья

История английского права. Исторические периоды: Англосаксонский период (до 1066 г.); становление общего права (1066-1485 гг.); Королевские суды. Соперничество с правом справедливости (1485-1832 гг.). Современный период (19-20 ст.ст.). Структура английского права. Общее право и право справедливости. Процессуальное право и материальное право. Норма права.

Источники (формы) английского права. Судебная практика. Английское судоустройство. Правила прецедента. Форма судебного решения. Закон. Отсутствие конституции. Роль законы, сфера его применения. Подзаконные акты. Обычай. Местные, торговые и новые обычаи. Значение обычая. Доктрина как источник права.

Тема 5. Мусульманское право

Общая характеристика мусульманского права. Признаки мусульманского права. Структура права. Источники (формы) права. Каран. Сунна. Иджма. Кийас. Оригинальное мусульманское право.

Приспособление мусульманского права к современному обществу. Гибкость мусульманского права. Роль обычая. Фикции. Шариат.

Контрольные вопросы и система оценивания

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Предмет и методы сравнительного правоведения и государствоведения.

2. Понятие типологии государственности. Тенденции развития государственности.

3. Институты государственности и их классификации.

4. Форма правления в современном государстве.

5. Монархия: понятие, сущность, основные признаки. Виды монархии как форы правления.

6. Республика: понятие, сущность, основные признаки.

7. Президентская республика. Парламентская республика.

8. Смешанные формы правления.

9. Понятие и виды государственно-территориального устройства.

10. Унитарное государство.

11. Федерация как форма государственно-территориального устройства.

12. Автономия в современных государствах.

13. Понятие государственного режима, основания классификации.

14. Демократический государственно-правовой режим.

15. Авторитарный вид государственно-правового режима.

16. Парламент в современных государствах. Компетенция парламента.

17. Правительство в современных государствах.

18. Понятие судебной власти, ее место и роль в общественных государствах.

19. Виды органов контрольной власти.

20. Местные органы самоуправления и управления в современных государствах.

21. Типология и классификация правовых систем. География правовых систем.

22. Схожее в правовых системах. Способы сближения правовых систем.

23. Структура права в романо-германской правовой системе. Отросли романо-германской правовой системы.

24. Соотношение источников права в романо-германской правовой системе. 25. Закон как основной источник права в романо-германской правовой системе.

26. Судебная практика в романо-германской правовой системе.

27. Обычай в романо-германской правовой системе.

28. Доктрина как источник прав в романо-германской правовой системе.

29. Право справедливости и общее право. Структура английского права.

30. Источники (формы) английского права. Их соотношение.

31. Судебная практика как основной источник английского права. Правила прецедента.

32. Закон в английском праве. Обычай, доктрина и разум в английском праве. 33. Структура права США. Федеральное право и право штатов.

34. Источники (формы) права США.

35. Специфика судебной практики и правила прецедента в США.

36. Законодательство в праве США.

37. Общая характеристика мусульманского права и его структура.

38. Источники мусульманского права.

39. Приспособление мусульманского права к современному обществу.

40. Право мусульманских стран.

41. Национальное право Индии.

42. Китайское право.

43. Японское право

44. Обычно-правовая основа африканского права. Современное право африканских государств.

45. Латиноамериканское право.

46. Скандинавское право.

47. Основные тенденции в развитии современных правовых систем.

48. Проблемы взаимодействия и интеграции правовых систем.

Уровень требований и система оценивания

Зачет – это итоговая форма контроля по дисциплине, на котором выявляется способность магистра к дальнейшему обучению. В результате контроля происходит выявление уровня знаний, умений, навыков, полученных магистром в результате усвоения данной дисциплины. Зачет проводится в виде собеседования.

Для получения положительного результата на зачете магистру необходимо прочно усвоить базовые понятия (например, по философии права: основополагающие философско-правовые категории, их зарождение и развитие, основные типы правопонимания, справедливость как краеугольное понятие положительного права, легистская, естественно-правовая и либертарно-юридическая концепции ценности права), продемонстрировать основные умения и навыки.

Следует начинать подготовку к зачету с начала изучения дисциплины, поскольку материал, усвоенный по частям (например, в ходе подготовки к семинарским занятиям) более прочно закрепляется.

При подготовке к зачету: обратитесь к пройденному учебному материалу, перечитайте конспект лекций, основную учебную литературу, правовые акты и иные источники информации; сделайте записи основных терминов; подготовьте логически стройные ответы на вопросы к зачету.

Примерные тестовые задания:

НВ Вопрос \ Ответ
  а) Категория правонарушений, за которые шариат устанавливает точную санкцию, основанную на эквивалентном возмещении, называется:
  а Кисас
  б Хадд
  в б) Тазир
  Что такое Харам?
  а греховные действия и поступки, категорически запрещаемые и осуждаемые шариатом
  б шариат рассматривает эти действия и поступки как нейтральные, они не
  Что из нижеперечисленного является основным источником права в английской системе правосудия?
  а Разумное мнение судьи
  б Судебный прецедент  
  Принципы, правила, и нормы, исторически сложившиеся в процессе рассмотрения жалоб лордом-канцлером – это
  а общее право
  б статутное право
  в право справедливости
  Структуру англосаксонского права составляют:
  а общее право, право справедливости, статутное право
  б частное право, публичное право
    публичное право, естественное право, право справедливости
  Кияс это:
  а Вынесение решения по аналогии.
  б Один из основных источников мусульманского права - единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной
  Какое название носит собрание преданий (хадисов) о поступках и а) высказываниях Пророка Мухаммеда:
  а Сунна
  б Иджма
  Что собой представляет Шариат?
  а Свод религиозных правил
  б Универсальная нормативно-догматическая система, регулирует поведения мусульманина во всех сферах жизни, а также их чувства и образ мысли
  Правовая доктрина – это …
  а правовые предписания
  б основные положения права
  в научно-философское система идей и взглядов
  г правовые акты
  Как соотносятся понятия «правовая система» и «система законодательства»?
  а тождественные понятия;
  б не тождественные понятия;
  в правовая система включает систему позитивного права
  Для англо-саксонской правовой семьи характерен тип юридического мышления:
  а «от общего к частному»;
  б «от частного к общему»;
  в «от простого к сложному»
  г и то, и другое.
  Структура права в странах романо-германской правовой семьи предполагает деление на:
  а общее право и право справедливости
  б каноническое и публичное
  в материальное и процессуальное право
  г публичное и частное право;
  Сравнительное правоведение – это
  а сложившееся в результате сравнения национальных правовых систем универсальное международное право
  б отрасль права, содержащая правила разрешения коллизий в отношениях с иностранным элементом
  в научная дисциплина, изучающая и сопоставляющая национальные правовые системы и определяющая тенденции их дальнейшего развития
  г наука об иностранном праве
  Категорией «правовая семья» обозначается:
  а Национальная правовая система
  б Совокупность элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны
  в Группа правовых систем, имеющих сходные юридические признаки.
  г Совокупность правовых средств, регулирующих общественные отношения
  У какой правовой семьи основным источником права является нормативно-правовой акт?
  а романо-германской
  б англо-саксонской;
  в традиционной;
  г дальневосточной

Критерии оценок тестов

Параметры оценивания Оценка
магистр показал глубокие и прочные знания программного материала, последовательно и логически стройно его излагал; 26-30 баллов из 30
магистр показывает прочные знания программного материала, грамотно излагает его. Не допускает существенных неточностей в ответах на вопросы. Умеет безошибочно применять теоретические положения к решению практических вопросов. Показывает достаточный уровень владения профессиональными компетенциями, соответствующими требованиям основной общеобразовательной программы. 20-25 баллов из 30
магистр показывает неполные знания основного материала, испытывает затруднения при ответах на теоретические и практические вопросы. Показывает слабое владение профессиональными компетенциями, предусмотренными основной общеобязательной программой. 15-19 баллов из 30  
магистр показывает слабые неполные знания основного материала, допускает грубые существенные ошибки при его изложении, испытывает большие затруднения при ответах на практические вопросы. Показывает отсутствие профессиональных компетенций, предусмотренных основной общеобразовательной программой, которые не сформировались в процессе обучения в магистратуре. менее 15 балла из 30
Тест не выполнялся
Уровень выполнения тестирования Итоговый балл
Высокий (отлично) 26-30
Продвинутый (хорошо) 20-25
Пороговый (удовлетворительно) 15-19

Рефераты по дисциплине «Сравнительное правоведение»

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается преподавателем, исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Темы рефератов

1. Основные критерии классификации правовых систем.

2. Роль правовой культуры и правовой идеологии в развитии романо-германской правовой семьи.

3. Роль рецепции римского права в формировании романо-германской правовой семьи.

4. Основные различия между романским и германским правом.

5. Право справедливости в англосаксонской правовой семье возникновение и развитие.

6. Понятие судебного прецедента и роль судебной практики в странах англосаксонского права.

7. Коран, Сунна и Иджма как основные источники мусульманского права.

8. Основные правовые школы мусульманского права

9. Особенности индуистского права.

10. Особенности современного мусульманского права на примере Саудовской Аравии и Ирака.

11. Особенности правовых семей религиозно-традиционного права.

12. Основные черты и особенности дальневосточного права (Китай, Япония).

13. Особенности правовых систем африканских стран.

14. Особенности формирования и основные черты скандинавского права.

Реферат - это самостоятельная письменная работа, включающая анализ публикаций по теме реферата, выработку и обоснование собственной позиции студента в отношении исследуемых в работе вопросов.

Выбрав тему реферата, необходимо:

1) подобрать соответствующую литературу: научные монографии, статьи, учебники, справочную литературу и т.п.;

2) на основе изучения подобранной литературы и осмысления темы составить план реферата;

3) в соответствии с планом изложить содержание темы.

Из определения реферата следует, что, основанный лишь на учебной литературе, он не может быть оценен положительно. Подготовка реферата способствует развитию умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Это предполагает работу с источниками, самостоятельный анализ и интерпретацию источников.

Подготовка реферата включает две части: собственно раскрытие темы и правильное оформление текста. Рефераты выполняются индивидуально студентами или группой студентов, в рамках самостоятельной работы.

Реферат должен быть выполнен по одной из предложенных тем, в соответствии с программой. Реферат должен быть информативным, полностью раскрывать заявленную тему. Изложение должно быть четким, логически выстроенным. Использование специальной научной литературы обязательно. Литература должна быть релевантной, т.е. относиться к теме реферата.

Объем реферата – 20 000 – 22 000 знаков с пробелами.

Реферат выполняется печатным способом с использованием компьютера шрифтом Times New Roman размером 14 через 1,5 интервала. Абзацы в тексте следует начинать с отступа 1,25 см.

Названия глав и параграфов выделяются жирным шрифтом. Название раздела располагается посередине строки, а подраздела – от абзаца.

Страницы имеют следующие поля: левое 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее - 2 см.

Структура работы включает в себя титульный лист, оглавление, введение, основную часть (главы, параграфы), заключение, список источников, приложения (если имеются). Все структурные элементы работы начинаются с нового листа.

Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по порядку. Первой страницей считается титульный лист, на нем номер не ставится. Нумеруют арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер проставляется в правом нижнем углу (выравнивание по правовому краю).

Сноски нумеруются постранично арабскими цифрами. Шрифт сноски: Times New Roman, размер - 12. Интервал – 1,15.

Выравнивание текста реферата и сносок - по ширине.

Список источников и литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.82-2001.

Критерии оценивания реферата:

«отлично» – детерминирующая идея отражает глубокое понимание, содержание доклада соответствует теме; речь грамотна, используется профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии уверенных знаний по теме доклада;

«хорошо» – основная идея содержательна, речь грамотна, используется преимущественно профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии знаний по теме доклада

«удовлетворительно» – идея ясна, но тема не раскрыта; профессиональная лексика используется эпизодически; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить поверхностные знания по теме доклада;

«неудовлетворительно» - основная идея поверхностна или отсутствует; профессиональная лексика не используется; ответы на дополнительные вопросы не даны.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения: учеб. пособие для магистрантов/ В. Е. Чиркин; РАО, Моск. психолого-социал. ин-т. - Москва: НОУ ВПО "МПСУ"; Воронеж: МОДЭК, 2014.

2. Чиркин, В. Е. Сравнительное конституционное право [Текст] : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов / В. Е. Чиркин ; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. - Москва : Юриспруденция, 2011. - 397, [1] с.

5.2. Дополнительная учебная литература

1. Амирова, М. А. Международные судебные учреждения и внутреннее право Российской Федерации [Текст] / М. А. Амирова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2014. - 215 с.

2. Лафитский, В. И. Конституционный строй США [Текст] / Владимир Лафитский ; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Статут, 2011. - 349, [1] с.

3. Шаповал, В. Н. Сравнительное конституционное право [Текст] / В. Н. Шаповал. - Киев : Княгиня Ольга, 2007. - 413, [1] с.

4. Щерба, С. П. Прокуратура в странах СНГ. Правовой статус. Функции. Полномочия [Текст] : [учеб. пособие] / С. П. Щерба, Т. А. Решетникова, О. А. Зайцев ; под общ. и науч. ред. С. П. Щербы ; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генер. прокуратуре РФ, Моск. акад. экономики и права. - М. : Экзамен, 2007. - 557, [1] с.

5. Шумилов, В. М. Правовая система США [Текст] : учеб.пособие для студ.и слушателей вузов,обуч.по спец."Юриспруденция" / Всерос.академия внешней торговли. - М. : ДеКА, 2003. - 399 с..

Методические указания по освоению дисциплины (модуля)

Тематическая структура лекционных занятий основана на программе курса «Право интеллектуальной собственности». Общим вектором лекционных занятий является активизация студента, повышение его мотивации. В ходе лекционного занятия преподаватель основывается на оценочном подходе, который состоит в том, что студенту предлагается обзор спектра мнений и школ, представленных в области науки. Важнейшей целью становится систематизация большого разнородного материала и обучение студента умению ориентироваться в этом материале.

Схема лекционного курса выглядит следующим образом:

1) Определение структуры и задач конкретной научной дисциплины.

2) Сообщение студенту базовых терминов, теоретических понятий данной дисциплины, показ принципа их работы при анализе фактического (эмпирического материала).

3) Освещение сходств и различий трактовки базовых понятий разными научными школами, наличествующими в данной области знаний.

4) Обсуждение альтернативных научных школ и концепций, опирающихся на принципиально иные системы понятий. Анализ недостатков и преимуществ данных систем.

5) Обсуждение наиболее сложных или дискуссионных проблем данной области знаний.

Таким образом, в ходе лекции ставятся проблемы, обозначаются дискуссионные моменты и ориентируются студенты в том, где именно можно получить сведения по тому или иному вопросу.

В учебный процесс внедряются следующие методы обучения студентов: проблемная лекция; лекция-визуализация; лекция-беседа;

Основная деятельность студента должна осуществляться самостоятельно. В ФОС по каждой теме предлагается перечень вопросов для изучения (для самоподготовки), задания для самостоятельной работы, задачи для предварительной подготовки. Знания, полученные самостоятельно, должны проверяться и обсуждаться на семинарских и практических занятиях.

На основании того, что данный курс предусматривает проведение практических (семинарских) занятий, основное внимание уделено правильной организации самостоятельной работы студента. Именно самостоятельная работа студентов, изучающих курс «История правовых и политических учений», должна рассматриваться как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов по подбору литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление сообщения или доклада и пр.

На практических занятиях могут быть использованы следующие методы: тренинг; мозговой штурм; деловые игры (имитационные, операционные и ролевые); проектирование и другие.

В процессе работы осуществляются три основных типа контроля:

1. Текущий контроль успеваемости

2. Промежуточная аттестация

3. Итоговая аттестация

Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. Он может включать устный опрос (групповой и индивидуальный); проверку выполнения письменных домашний заданий; проведение контрольных работ; тестирование (письменное и компьютерное); контроль самостоятельной работы студентов.

Промежуточная аттестация осуществляется в течение семестра.

Итоговая аттестация служит для проверки результатов обучения в целом и проводится в форме - экзамена.

Оценка знаний используется с целью личностно–ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.

Оценка знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

Это позволяет студентам:

- понимать систему формирования оценок по дисциплине с целью получения итоговых оценок;

- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоения материала;

- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

- в течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Оценка знаний студента включает все виды учебной нагрузки (занятости) студента:

- теоретического материала — посещение лекций;

- практические навыки - семинарские занятия;

- выполнение самостоятельных работ (рефераты);

- промежуточная аттестация (тестирование и иные задания).

Рубежный контроль проводится после изучения определенных учебных разделов курса. В течение семестра проводятся три таких контроля - соответственно на 6 учебной неделе. Итоги рубежного контроля позволяют аттестовать или не аттестовать студента по пройденному разделу изучаемого предмета. Среди форм рубежного контроля - тестирование, коллоквиумы, контрольные работы и другие задания, которые определяет преподаватель в зависимости от уровня студентов и уровня сложности изученного материала.

Для того чтобы студенты были допущены к итоговой аттестации, другими словами, к сдаче экзаменов в конце семестра, им необходимо получить за рубежный контроль положительную оценку.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов включает в себя:

1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;

2) решение задач, заданных на дом;

3) подготовка докладов и рефератов;

4) подготовка к промежуточному контролю;

5) подготовка к зачету.

Самостоятельная работа студента по изучению нормативных источников заключается в следующем:

— знакомство с текстом нормативного правового акта;

— выделение наиболее значимых аспектов изучаемого источника;

— соотнесение норм права, содержащихся в источнике, с полученными теоретическими знаниями по изучаемой теме.

Контроль за надлежащей работой студента с рекомендованной нормативной литературой осуществляется постоянно на семинарских занятиях. Студент к семинарскому занятию должен иметь экземпляр одного или нескольких основных нормативных источников по теме (о чем студенты предупреждаются заранее на предыдущем семинарском занятии или лекции) с рабочими пометками по тексту, указывающие наиболее значимые норм права и позиции по изучаемой теме. Уровень изучения нормативного правового акта выявляется также при решении задачи, заданной на дом и ответов на поставленные на семинаре вопросы преподавателя.

Самостоятельная работа студента по изучению практики применения источника права заключается в следующем:

— знакомство с текстом акта правоприменительной практики;

— выделение наиболее значимых аспектов изучаемого акта;

— формулирование вывода об установившейся практике применения норм права по изучаемой теме в контексте рассматриваемого акта органа судебной власти или государственного органа, осуществляющего надзорные и контрольные функции;

— соотнесение содержания акта правоприменения с полученными теоретическими знаниями по изучаемой теме.

Контроль за надлежащей работой студента с рекомендованной актами правоприменеия осуществляется на семинарских занятиях, в том числе в ходе решения задач и ответов на теоретические вопросы.

Изучение студентом учебной и монографической литературы по изучаемой теме, а также рекомендованных научных статей, опубликованных в периодической печати, обеспечивает наиболее полную теоретическую и практическую профессиональную подготовку по изучаемому спецкурсу. Основной перечень рекомендованной учебной и научной литературы, а также перечень публикаций в периодической печати по изучаемым темам предлагается студентам в печатном виде в начале каждой лекции по теме.

Контроль за результатами самостоятельной работы студентами в данной области осуществляется на семинарских занятиях путем простого устного опроса и обсуждения, а также заслушивания докладов и обзоров периодических изданий отдельных студентов, подготовленных по предварительному согласованию с преподавателем.

В целях текущего и всеобщего контроля за уровнем усвоения студентами материалов спецкурса по отдельным темам могут проводится краткие контрольные работы или промежуточные и итоговые тестирования Подготовка к выполнению студентами контрольных работ или тестов осуществляется студентами самостоятельно. Контрольная работа проводится на семинарском занятии.

При подготовке к контрольной работе или тесту:

— студент самостоятельно должен оценить степень полученных знаний по теме, основываясь на результатах семинарских занятий и текущей аттестации;

— выявить пробелы в собственных знаниях по пройденной теме;

— самостоятельно попытаться ликвидировать выявленные пробелы, изучив рекомендованную по теме нормативную и иную литературу;

— в дни установленных расписанием консультаций преподавателя, обратиться к последнему для разъяснения невыясненных вопросов.

К самостоятельной работе студента относится подготовка к сдаче задолженностей по пропущенным семинарским занятиям или отработка неудовлетворительных оценок, полученных студентом на семинаре.

По предварительному согласованию с преподавателем отработка в каждом конкретном случае может заключаться:

— в устном ответе на вопросы преподавателя по отрабатываемой теме;

— в написании реферата по предложенному преподавателем вопросу отрабатываемой темы;

— в предъявлении для проверки вовремя не выполненных письменных домашних заданий.

Наши рекомендации