Государственный строй в переод сословно-представительной монархии
Государственный строй Русского государства может быть охарактеризован следующим образом. Во главе государства начиная с 1547 г. стоял царь. Изменение титула было важной политической реформой, имевшей целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний на престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей. Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что должно было способствовать упрочению авторитета монаршей власти. Царь правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и Земскими соборами. Боярская дума формально сохранила в основном прежнее положение: она была постоянно действовавшим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, законодательства и т.д. При Боярской думе были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступавших в нее дел образовывались комиссии из бояр, других думных членов и дьяков, правда, не имевшие достаточно четкой компетенции. Таким образом, можно сделать вывод о создании при Думе некоторого чиновничье-бюрократического аппарата, дававшего ей возможность более реально решать вопросы управления и иметь постоянные контакты с приказами.
Бол. роль в управлении гос-вом в рассматриваемый период играли Земские соборы. Они стали созываться с середины XVI в., наиболее регулярно действовали в первой половине XVII в. Последние Земские соборы состоялись в 1648-1649 гг., 1651 и 1653 гг. Во 2ой половине XVII в. окрепшая царская власть, располагавшая централизованным гос. аппаратом, гос. казной, значительно увеличившей свои доходы, смогла уже обходиться без созыва этого сословно-представительного учреждения. К.-либо специального закона относительно Земских соборов принято не было. На практике в них входили Боярская дума, высшее духовенство ("Освященный собор") и выборные представители дворянства и городов. Земские соборы собирались не систематически, но в 1ой половине XVII в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой-то мере определяла и порядок проведения выборов. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились к таким важным сторонам гос.жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство.
Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, "приговора". Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянских и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они ее всемерно укрепляли.
Система приказов - органов центрального отраслевого управления продолжала развиваться и усложняться. Приказное управление уже во 2й половине XVI в. охватывало почти все отрасли гос. управления. Число приказов значительно увеличилось, выросли штаты, более четко определились компетенция, порядок делопроизводства. Дворянская чиновная бюрократия, спец. аппарат управления, становившийся весьма громоздким, начинали играть все более важную роль в политической жизни страны. Продолжали действовать Посольский, Разрядный, Ямский приказы. Большое значение имел Поместный приказ, решавший вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведавший учетом поместного земельного фонда, раздачей земель дворянам, регистрацией вотчин и т.д. В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ. С проявлением специализированных постоянных военных частей возникли Пушкарский, Рейтарский приказы. Полицейские функции и суд по "разбойным и татебным" делам, как и раньше, осуществлял Разбойный приказ. Московская полицейская служба и суд по важнейшим уголовным делам находились в руках Земского приказа. Он выполнял и другие функции - ведал переписями дворов, собирал подати с посадского населения Москвы. Характерной особенностью почти каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управления, но и судебных функций. Зачастую на приказы возлагались задачи и по управлению отдельными местностями государства. Все это создавало путаницу в вопросах подведомственности и подсудности.
Местное управление. Образование Русского централизованного государства и создание сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местного управления. Существовавшая ранее система кормления была отменена в 1556 г. и заменена органами губного и земского самоуправления. Губные избы были созданы прежде всего как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками, татями, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее на них были возложены и некоторые управленческие функции. Во главе губных изб стояли губные старосты, избираемые или назначаемые из детей боярских и дворян. При них находились старосты, десятские и лучшие люди. При губной избе состоял дьяк, ведавший делопроизводством. Губная изба первоначально избиралась без указания срока, а впоследствии - на один год. Введение губных изб не означало ликвидации сотских, десятских, пятидесятских, избираемых сельским и посадским населением. Эти выборные волости должны были оказывать помощь губным избам. Во второй половине XVII в. самостоятельность губных органов была ограничена, контроль за ними, а в определенной мере и их обязанности возлагались на представителей центральных правительственных органов, губные грамоты были использованы при составлении Уставной книги Разбойного приказа. Постепенно Уставная книга этого приказа заменила губные грамоты. Кроме губной реформы в середине XVI в. была проведена земская реформа, в результате которой были созданы органы земского самоуправления, выбиравшиеся из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства ("лучших" людей). Их компетенция распространялась только на посадских и крестьян. Бояре и дворяне были из компетенции земских органов изъяты. Земские уставные грамоты определяли порядок организации земских органов и их компетенцию. Земские избы состояли из "излюбленных голов" (позднее - старост) и выборных "лучших" людей. При земской избе состоял земской дьяк. Избранные старосты утверждались царской грамотой. Для осуществления своих функций земские власти пользовались существовавшими раннее выборными сотскими, пятидесятскими. Образование земских органов происходило одновременно с ликвидацией органов кормления. Земские органы осуществляли суд по всем делам, в том числе по тем, которые были подсудны губным избам. На них также лежала обязанность раскладки податей и сбор так называемого оброка ("волостелин откуп"), который устанавливался вместо податей, платившихся ранее кормленщикам. Этот оброк шел теперь в государственную казну, что способствовало укреплению положения центральной власти и государственного аппарата. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечая интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства. Губная и земская реформы осуществлялись постепенно, путем "жалования" грамот отдельным местностям. Общего единого указа принято не было. Организация губного и земского самоуправления усилила позиции дворянства и верхушки посада, способствовала укреплению, централизации государства и усилению карательной политики правительственных кругов.
В начале XVII в. началась существенная реорганизация местного управления. Во многие уезды и города правительственной властью были назначены воеводы. Воеводы являлись властью административной и военной, контролировали сбор податей и выполнение повинностей, ведали судом, полицией. Им подчинялись местное самоуправление и городовые приказчики. В помощь воеводе создавался специальный аппарат - приказная (или съезжая) изба с дьяками и подьячими, приставами, рассыльщиками и другими должностными лицами.
Вооруженные силы. Было создано постоянное стрелецкое войско из людей "по прибору" (т.е. по найму). Создание стрелецкого войска не означало организации регулярной армии и в начале XVII в. была предпринята еще одна очень важная реформа в организации вооруженных сил - созданы постоянные (и регулярно пополняемые) полки (рейтарские, пушкарские, драгунские и т.д.). Эти полки так называемого "нового строя" были лучше обучены и вооружены, дисциплинированны, более четко организованы и п.с. зародыш новой регулярной армии.
Так же, как и ранее, спец-х судебных органов не существовало. Суд не был отделен от администрации. В отличие от предыдущего периода более четко определялись юрисдикция некоторых учреждений (например. Земского, Разбойного и Поместного приказов) и взаимоотношения различных судебных инстанций (на решения местных можно было подавать жалобы в приказы, а лишь затем в Боярскую думу и царю). Сохранился в это время церковный суд, но юрисдикция его несколько изменилась. Продолжает существовать и вотчинная юстиция.