Государственный строй английской сословно-представительной монархии. Аппарат управления

Вторая половина 13-15 в.

Несмотря на возникновение объективных предпосылок для перехода к сословно-представительной монархии, королевская власть и не думала привлекать представителей сословий к решению важных вопросов, а также нарушала границы своих прерогатив. В 1258 г. недовольные бароны заставили короля подписать Оксфордские провизии, в которых предусматривалась передача всей исполнительной власти Совету 15 баронов, наряду с которым должен был собираться Большой совет магнатов.

Вестминстерские провизии 1259 г. предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования были расценены как попытка установления баронской олигархии. В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором откололась от олигархической группы и объединилась в самостоятельный лагерь вместе с рыцарями и городами. В ходе начавшейся в 1263 г. гражданской войны Монфор стал верховным правителем государства и провел первый созыв парламента в 1265 г. В конце XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, и в 1295 г. был созван «образцовый» парламент:

· состав: помимо лично приглашенных королем светских и духовных феодалов, в него вошли по 2 представителя от 37 графств и от городов.

· До середины 14 в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на 2 палаты: представители и феодалы. Высшее духовенство заседало в палате лордов, а низшее – в палате общин.

· В 1430 г. был введен имущественный ценз – в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могли участвовать только имеющие не менее 40 шиллингов годового дохода.

· Первоначально компетенция парламента сводилась к определению налогов на недвижимость и к подаче коллективных петиций королю.

o право законодательной инициативы и участия совместно с королем в издании законов,

o право решать вопросы о сборах с населения в пользу королевской казны

o право осуществлять определенный контроль над высшими должностными лицами + выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа.

o С конца 14 в. постепенно вводилась процедура импичмента по отношению к должностным лицам.

o Парламент не имел региональных аналогов и постепенно становился постоянным элементом системы управления.

· • Ходатайства парламента при Генрихе V получили форму готовых законопроектов, которые король не мог изменить, а мог только утвердить или отвергнуть.

· • Так было создано право законодательной инициативы обеих палат парламента, законопроекты получили название биллей. Различия: петиции — общие предложения и рекомендации, билль — готовый законопроект, который король не может исправить, только принять/отклонить.

· • В это же время устанавливается порядок, при котором постановления, принятые обеими палатами и королем (статуты) не могут быть изменены не иначе, как с согласия обеих палат.

Управление:

ü На протяжении 13 в. происходит также развитие нового исполнительного органа – Королевского совета, который представлял собой узкую группу ближайших советников короля, сконцентрировавших в своих руках высшую исполнительную и судебную власть. В него входили канцлер, казначей, судьи и приближенные короля.

ü Кроме шерифов и бейлифов представителями королевской власти на местах стали коронеры и констебли.

Правосудие:

o утверждается практика назначения мировых судей, постепенно замещавших шерифов (контроль над ценами, полицейские функции, уголовные дела и др.).

o Высшими судами становятся:

o Суд королевской скамьи,

o Суд общих тяжб (частные гражданские иски, контроль над местными судами),

o Суд казначейства (финансовые споры).

o Суд лорда-канцлера - возникновение новых форм процесса и права «справедливости».

o Суды ассизов (споры о преимущественном праве владения леном), комиссия по делам о мятежах, по общей проверке тюрем и т.д.

o Компетенция церковных судов ограничивалась не в общем, а в каждом конкретном случае.

49. Королевская власть и парламент в Англии в XIV – первой половине XV вв.

Абсолютная монархия установилась в Англии в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Но он имел свои особенности, поэтому назывался «незавершенный» (так как сохранились политические институты, свойственные предшествующей эпохе) – наряду с сильной королевской властью существовал парламент, сохранялось местное самоуправление, отсутствовала централизация и бюрократизации государственного аппарата. В Англии отсутствовала и постоянная крупная армия.

С конца 13 века в Англии складывается правило, что обложение прямыми налогами не может произойти без согласия парламента.

- Статут 1340 без каких либо оговорок провозгласил недопустимость взимания каких-либо прямых налогов без согласия парламента,

- Статутами 1362 и 1371 взимание и косвенных налогов поставлено в зависимость от согласия парламента.

- С начала 15 века стал устанавливаться порядок, что дела, связанные с обложением, сначала рассматривались в нижней палате, как представительнице основной массы налогоплательщиков.

- В 15 веке парламент также, предоставляя королю те или иные субсидии, стал указывать их назначение и требовал контроля за их расходами, добиваясь от правительства представления отчетов.

Постепенно парламент расширил свое участие в законодательном процессе. Изначально — подача петиций.

· Ходатайства парламента при Генрихе V получили форму готовых законопроектов, которые король не мог изменить, а мог только утвердить или отвергнуть.

· Так было создано право законодательной инициативы обеих палат парламента, законопроекты получили название биллей. Различия: петиции — общие предложения и рекомендации, билль — готовый законопроект, который король не может исправить, только принять/отклонить.

· В это же время устанавливается порядок, при котором постановления, принятые обеими палатами и королем (статуты) не могут быть изменены не иначе, как с согласия обеих палат.

Таким путем было создано формальное понятие закона как акта, исходящего от короля совместно с обеими палатами парламента, такого рода акт стоял выше любого иного постановления государственной власти.

Статуты обладали высей юридической силой в отличие от ордонансов, изданных королем с согласия палаты лордов или королевского совета, выполнявших второстепенную роль (как правило, ордонансы уточняли отдельные положения статутов).

Парламент стремился подчинить своему контролю государственное управление, и с этим стремлением связанно появление процедуры «импичмента», появившейся в 14 веке. Сущность этой процедуры состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов, как высшим судом страны, обвинения против тех или иных советников короля в злоупотреблении ими своими обязанностями. Парламент вмешивался и область внешней политики, требуя своего согласия при разрешении вопросов о войне и мире.

Наши рекомендации