Государственный строй России в XVII веке. От сословно-представительной к абсолютной монархии

1) 1613-1645 – Михаил Федорович;

2) 1645-1676– Алексей Михайлович, Тишайший;

3) 1676-1682 – Федор Алексеевич;

4) 1682-1689 – регентство Софьи Алексеевны при Петре Алексеевиче и Иване Алексеевиче.

Причины избрания царя Михаила Федоровича Земским собором в 1613 году.

- Устраивал все сословия как истинно русский царь в условиях, когда на российский престол претендовали польский королевич Владислав и шведский принц Карл-Филипп.

- Не был причастен к событиям Смуты, что давало возможность достичь общенационального согласия.

- Был выходцем из старинного боярского рода, то есть обладал родовитостью, что особо ценилось в русском традиционном обществе.

- Был связан родством с прежней правящей династией, приходясь внучатым племянником первой жены Ивана IV, царицы Анастасии.

- Как молодой и неопытный в государственных делах устраивал высшую знать, рассчитывавшую укрепить свои позиции при царском дворе.

Характерные черты российской государственности в XVII веке:

- Монархическая форма правления.

- Начало процесса перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.

- Нерегулярный характер органов государственной власти.

- Наличие Боярской думы и Земского собора.

- Приказная система управления.

- Действие «Соборного уложения» в качестве общегосударственного свода законов.

- Принцип местничества при назначении на государственные должности.

- Самостоятельность церкви, ее притязания на верховную власть.

- Административное деление страны на уезды во главе с воеводами.

Высшие органы власти:

· Царь– верховный правитель и собственник всех земель в государстве.

· Боярская дума– совет высшей знати при царе, наделенный законодательным правом

· Земский собор– высший сословно-представительный орган, наделенный законосовещательным правом.

Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Они играли важную роль во внутриполитической жизни России, так как:

1) Обсуждали решение важнейших задач, стоящих перед страной.

2) Поддерживая монарха, укрепляли государственность.

3) Доводили до монарха мнение народа и способствовали снижению социальной напряженности в обществе.

4) Обеспечивали духовное единение власти и общества, консолидацию различных слоев общества.

· Приказы– центральные органы исполнительной власти, ведавшие управлением отдельными отраслями или территориями.

· Освященный собор (Церковный Собор) – совет высших иерархов Русской православной церкви.

Возглавляли дьяки, служили приказные люди. Приказы подчинялись царю и Боярской думе. На протяжении XVII в. насчитывалось до 80 приказов, главными из которых считались:

- Приказ Тайных дел контролировал деятельность органов государственного управления и выполнял особо важные поручения царя;

- посольский ведал сношениями с иностранными государствами;

- разрядный ведал назначением воевод и дворян на службу;

- разбойный занимался уголовными делами по всей стране, кроме Москвы:

- челобитныйпринимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним;

- земскийосуществлял полицейские функции и уголовное делопроизводство в Москве.

Местное управление: Административно территория государства делилась на уезды, в состав которых входили волости и станы.

Уезды возглавляли назначаемые царем воеводы, в руках которых была сосредоточена вся полнота власти (административной, военной, судебной). Воеводе подчинялись органы местного самоуправления - земские и губные избы во главе с земскими и губными старостами.

Волость– это административно-территориальная часть уезда, состоявшая из черносошных земель, населенных государственными крестьянами.

Стан– это административно-территориальная часть уезда, состоявшая из помещичьих земель, населенных крепостными крестьянами.

Свод законов:

В 1649 г. на Земском соборе было принято «Соборное уложение» – новый общегосударственный свод законов, составленный комиссией под руководством князя Одоевского и состоявшее из 25 глав, включавших 967 статей:

1) Окончательно закрепостило владельческих крестьян, отменив урочные лета.

2) Запретило черносошным крестьянам покидать свои общины, не найдя себе замены.

3) Прикрепило посадских людей к своим посадам, запретив переселяться в другие города.

4) Ликвидировало белые слободы.

5) Обязало бояр и дворян служить с вотчин и поместий, предусмотрев за уклонение от службы битье кнутом и конфискацию владений.

6) Ввело понятие государственного преступления, включив в его состав преступления против царя и церкви.

Расцвет сословно-представительной монархии:

Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Расцвет сословно-представительной монархии приходится на первое десятилетие правления Михаила Федоровича. Он выразился в почти беспрерывной деятельности Земского собора в 1613-1622 гг.

· Причины расцвета сословно-представительной монархии:

1) Избрание Михаила Романова царем на Земском соборе и его обещание править совместно с Земским собором и Боярской думой. v

2) Ослабление государственной власти после Смуты.

3) Отсутствие опыта управления государством и слабость личной власти царя Михаила Федоровича.

4) Необходимость консолидации всех сословий российского общества для скорейшего преодоления последствий Смуты.

· Причины упадка сословно-представительной монархии:

1) Преодоление последствий Смуты и укрепление государственности.

2) Упрочение личной власти царя и стремление первых Романовых к самодержавию.

Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха . 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор).

3) Возвращение из польского плена отца Михаила Федоровича, патриарха Филарета, и его деятельное участие в государственных делах.

4) Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Приказ тайных дел – это личная канцелярия царя, орган, позволяющий ему в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

Наши рекомендации