Государственный строй Англии в период сословно-представительной монархии

В период с конца 13-го по 15-ый век в Англии устанавливается сословно-представительная монархия. Особенностью складывания сословно-представительной монархии в Англии было то, что она ознаменовала собой политическую победу сословий над королем.

В XIII веке английский король, пользуясь могуществом своей власти, взимал со своих вассалов большие платежи и облагал тяжелыми налогами города. Этим он восстановил против себя не только крупных феодалов, но и своих союзников – рыцарей и горожан. Крестьяне воспользовались борьбой среди феодалов и стали громить поместья. Напуганные выступлениями крестьян, борющиеся группировки феодалов искали примирения.

В 1265 г. в разгар этой борьбы созывается парламент, который может считаться первым парламентом в истории Англии, поскольку относительно полно представлял страну. В нем заседало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.

Также в 1265 - созывается совет крупных феодальных собственников (по их инициативе), а также представителей городов и городских местечек. Цель - установление новых налогов. Крупные земельные собственники могли путём уплаты освобождаться от военных повинностей, так называемые "щитовые деньги".

С 1295 – превращается в орган сословного представительства, которые собирался не реже 3-х раз в год, по инициативе короля. Функции: установление согласия на новые налоги и сборы; контроль за деятельностью должностных лиц; издание законов с последующим их утверждением королём.

В первой половине XIV века парламент стал делиться на верхнюю палату лордов, где заседала феодальная знать (епископы, аббаты, знатные церковные феодалы), и нижнюю палату общин, где заседали представители графств и городов.

Парламент Англии периода сословно-представительной монархии постепенно закрепил за собой следующие полномочия:

утверждение порядка и размеров налогообложения;

право законодательной инициативы, постановление, принятие королем и обеими палатами парламента ("Статуты" становились высшим законодательным актом государства);

согласие на объявление войны или заключение мира;

право "импичмента", т.е. возбуждение судебного процесса перед палатой лордов против тех или иных советников короля за злоупотребление ими своими обязанностями.

Стоит отметить, что английский парламент оказывал большее влияние на государственные дела, чем, например, Генеральные штаты во Франции. Это обуславливалось, прежде всего, отсутствием принципиальных разногласий между представителями парламента, что позволяло добиваться определенных уступок от короля при утверждении налогов и законов.

С начала XV века роль и значение английского парламента начинает сокращаться. В Англии, как и других государствах Европы, начинает складываться абсолютная монархия.

Право. С XIII в. в Англии закрепилось деление на три группы преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление) и мисдиминор (проступки).

Раньше всего выработалось понятие "фелония" - убийство, поджог, изнасилование, разбой. Основным наказанием за фелонию была смертная казнь.

В XIV веке тризн стал разделяться на "великую измену" - покушение или убийство короля или членов его семьи, изнасилование королевы, дочери короля, жены сына короля, восстание против короля, подделка королевской печати, монеты, ввоз в страну фальшивых денег, убийство канцлера, казначея, королевского судьи - и "малую измену", какой считалось убийство слугой господина, женой мужа, мирянином или клириком прелата.

За измену предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества. Все остальные преступления относились к категории мисдиминор, наказание за них не сопровождались смертной казнью.

В XIII-XIV вв. в Англии укрепляется суд присяжных как при рассмотрении уголовных, так и гражданских дел. Начиная с XIII века в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, "свитки тяжб", которые потом сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип "общего права": решение вышестоящего суда, записанное в "свитки тяжб", является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.

Начиная с XV века в Англии формируется так называемое "право справедливости". В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах "общего права", он обращался к королю за "милостью" разрешить его дело "по совести". С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера ("суд справедливости"). Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. Формально канцлер не руководствовался никакими нормами права, а лишь внутренним убеждением, вместе с тем при вынесении решений он использовал принципы канонического и римского права. "Право справедливости" дополняло общее право, восполняло его пробелы. "Право справедливости" так же базировалось на принципе прецедента.

Источником английского права являлись также статуты, законодательные акты центральной власти. Совокупность заключительных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.

"Общее право", регулировавшее вопросы, связанные с феодальным свободным держанием, выделяло два вида свободных держателей: 1)непосредственно от короля - баронии, которые предоставлялись "головным держателям" и 2) свободные рыцарские держания от "головных держателей", И те и другие в равной мере были вассалами короля.

С точки зрения правомочий собственника, "общее право" выделяло три категории держателей:

1) Держание "фри-симпл" - которым можно владеть и распоряжаться, и лишь при отсутствии наследников оно возвращалось сеньору как выморочное имущество.

2) Условные земельные владения.

3) Заповедные держания - держания, которыми нельзя было распоряжаться и которые переходили по наследству только нисходящему родственнику, обычно старшему сыну (принцип майората).

Заключение брака и отношения между супругами регулировались каноническим правом.

Имущественные отношения регулировались "общим правом". Приданое, приносимое женой, поступало в распоряжение мужа. Он мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом жены и после смерти жены, если у них были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела права заключать договора, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа.

Наследование феодальных держателей происходило на основе майората. Остальное имущество делилось на три части: 1/3 шла жене, 1/3 детям и 1/3 церкви.

Реальная власть в период сословно-представительной монархии в Англии сосредоточилась в руках короля, которую он осуществлял через подчиненные непосредственно ему органы исполнительной и судебной власти. Однако королю приходилось зачастую считаться с парламентом, поэтому можно сделать вывод, что парламент также обладал определенной властью в стране. Впрочем, последнее слово всегда оставалось за королем.


25. Великая Хартия Вольностей 1215г. и ее значение.

Весной 1215 г. бароны при поддержке рыцарства и горожан начали борьбу против короля. В мае 1251 года их отряды подошли к Лондону, где открыли ворота, следовательно, Иоанн вынужден принять их требования, изложенные в Баронских статьях.

15 июня 1251 г. король подписал официальный текст Великой Хартии Вольностей, основа которой «Баронские статьи». Насчитывает 63 статьи. Король обязался не нарушать прав Английской церкви, не вмешиваться в выборы на церковные должности и не захватывать церковные земли. В ней подробно определялись вассальные отношения, при этом права короля ограничивались. Сумма рельефа, взимаемая при переходе владений от вассала к наследнику, устанавливалась в зависимости от размера землевладения, переходящего по наследству. Несовершеннолетние наследники освобождались от уплаты рельефа.

Взимание «щитовых» денег отныне должно проходить с согласия Общего Совета Королевства (архиепископы, епископы, аббаты, приглашенные лично бароны + непосредственные держатели Королевской земли, которые должны получать приглашения через шерифов графств). Запрещено королевское вмешательство в споры крупных феодалов с их вассалами о земельных держаниях. Были удалены из Англии иностранные рыцари и возвращены ранее конфискованные земли. Рыцарям было обещано не требовать с их земли большой службы и пособия, чем установлено обычаем + соблюдать право наследования.

В интересах горожан вводилась единая система мер и весов, право свободного передвижения по суше и воде. Подтверждались ранее полученные горожанами вольности. В то же время, запрещалось право свободного въезда и пребывания иностранных купцов, что ограничивало монополию горожан.

О ВИЛЛАНах упоминалось лишь 1 раз (запрещается отнимать у них по суду скот и орудие труда).

В интересах всех свободных людей провозглашались защита от злоупотреблений королевских чиновников, больших штрафов, неприкосновенность земельной собственности, запрещалось привлекать к ответственности по устному заявлению без свидетелей.

Ст.39 требовала, чтобы арест, заключение в тюрьму, лишение владения совершались только по приговору равных и закону страны. Итак, закреплялся принцип ЗАКОННОСТИ АРЕСТА, но механизм его реализации отсутствует. С целью контроля за соблюдением Хартии создавался Комитет из 25 баронов, который в случае нарушения королем сего акта, мог прибегнуть к феодальной войне против него.

Оценка хартии противоречива:

Точка зрения №1: заложила основы Английской демократии

Точка зрения №2: проявление феодальной реакции

Единогласно:

1. ослабила монархическое самовластие, т.е. создала «свободную» монархию в отличие от деспотической.

2. дала точку опоры для оппозиции в лице Общего Совета Королевства.

При Генрихе III (1216 –1272 г.г.) недовольство англичан вызывало хозяйничанье в стране иностранцев, занявших самые видные и доходные места в светской и духовной администрации, пренебрегавших писаным и неписаным законом страны.

В 1258 г. на Общем Совете Королевства Генрих III от имени Римского Папы потребовал 1/3 движимости и недвижимости Англии в уплату за сициллийскую корону, обещанную Папой младшему сыну короля Эдмонду. Бароны решительно отказали королю, возмутившись существующим положением дел (см. выше). Через некоторое время они в полном вооружении съехались в Оксфорде в сопровождении военных отрядов, следовательно, Генрих III принял программу их требований – « Оксфордские провизии».

В стране устанавливается баронское правление. При короле постоянно Совет из 15 баронов, периодически собирается комитет из 24 человек. Захватив власть, бароны заставили ненавистных придворных французов вернуть полученные от короля замки и поместья, а самих изгнали из страны. Стремление сохранить союз с рыцарями и горожанами заставило баронов принять в 1259 г. «Вестминстерские провизии». Они предусматривали меры для пресечения злоупотреблений чиновников и защиты держателей земли от произвола феодалов и их судов. При короле должны были быть 2 или 3 советника из средних людей. В каждом графстве 4 рыцаря следят за поведением шерифа и выбирают его из своей среды. Эти провизии раскололи партию баронов. Королю это было кстати, и он отказался соблюдать оксфордские провизии, в стране началась гражданская война между сторонниками и противниками короля во главе с графом Симоном де Монфором.

В битве при Льюисе Симон де Монфор нанес поражения королю и пленил его вместе со старшим сыном. Монфор практически правил Англией 15 месяцев.

В 1265 г. он создавал Совет Королевства. Кроме баронов и епископов были приглашены по 2 рыцаря от каждого графства и 2 представителя от каждого значительного города. Это и есть 1-й Английский парламент, который не был упразднен и по окончании Гражданской Войны.

Более того, в конце 13 века парламентский строй утвердился окончательно.

В царствование Эдуарда I (1272 – 1307 г.г.) верховной властью утверждается принцип: «то, что касается всех должно быть всеми одобрено» и входит в обычай, что для решения важных вопросов государственной жизни король созывает парламент.

Структура парламента формировалась постепенно:

Одно время там выделялось 3 палаты:

1. Барон

2. Духовенство

3. Общины

Иногда горожане составляли отдельную секцию. Рыцарство заседало то вместе с баронами, то с горожанами. Были случаи, когда все сословия заседали совместно. В дальнейшем духовенство как сословие выходит из состава парламента.

К 1343 г. парламент окончательно разделяется на 2 палаты:

1) Лордов –светские и духовные магнаты.

2) Общин – представители рыцарства и горожан

Члены верхней палаты приглашались на заседание личным письмом короля. Постепенно оформляется институт наследственного пэрства, Палата Общин формируется путем выборов от графств и городов. Для избирателей устанавливался ценз в 40 шиллингов в год.

Компетенция английского парламента была больше, чем у Французских Генеральных штатов, т.к.:

1. Существовал прочный союз рыцарей и городской верхушки. Рыцари втягивались в товарно – денежные отношения и экономически сближались с горожанами, были заинтересованы в централизации государства и ограничении произвола баронов.

2. Оказала свое влияние Столетняя Англо –Французская война, финансирование которой требовало частых созывов парламента и политических уступок короля, притязаний парламента в обмен на разрешение очередных налогов. Еще в 13 в. парламент приобрел право обращаться к королю с петициями, в которых содержались требования о соблюдении старых или издании новых законов. Постепенно вырабатывается правило о том, что ни один закон не может быть принят без одобрения парламента. В 15 в. установилось правило, что ходатайство парламента должны облекаться в форму законопроектов (БИЛЛЕЙ).

В 14 в. закреплено право парламента давать согласие на взимание прямых и косвенных налогов. Вошло в обычай, чтобы парламент при утверждении налогов указывал и их назначение. При короле Эдуарде III (1327 –1377 г.г.) сформировалось право парламента контролировать расходование утверждением ассигнований, т.е. право контроля за должностными лицами. С 14 в. вводится процедура импичмента. Палата общин возбуждает перед палатой Лордов обвинения против того или иного должностного лица королевства в злоупотреблении властью.

В 15 в. утверждается право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления отдельных королевских чиновников, что оформлялось специальным актом (биллем об опале).

Этот акт должен был подписан королем. В качестве наказания смертная казнь и конфискация имущества.

Значение Средневекового английского парламента (13-14 в.в.)

1. Ограничивал политические притязания баронов

2. Способствовал проведению политики короля в интересах рыцарства и городской верхушки

3. Являлся органом, выражающим общественное мнение различных слоев населения

4. Ареной мирного разрешения меньших социальных политических конфликтов.

Другие государственные органы Англии.

1. Наиболее важные дела король решал со своим Советом, состоящим из лорда – канцлера, лорда –казначея, членов центральных судов. Этот узкий Совет получил название ТАЙНОГО и стал играть роль правительства.

2. Местные управления. Территория делилась на графства, где действовали собрания из священнослужителей и землевладельцев, получающих не менее 40 миллионов годового дохода. Тут выбирали в палату общин, избирались и другие должностные лица (сборщики налогов и т.п.).

В 14 в. оформляется институт мировых судей. Их назначал король из числа лиц, проживавших в данном графстве, и имевших довольно высокий имущественный ценз. Мировые судьи имели административные полномочия, выполняли полицейские функции, следили за правильностью мер и весов. Уголовные дела рассматривались мировыми судьями вместе с особым составом присяжных (Большого Жюри –23 человека, где для принятия решения надо согласие хотя бы 12 членов). Органы самоуправления возникают и в городах, где избираются мэры, члены городских советов.

Наши рекомендации