Организация и порядок проведения служебной проверки

В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках. Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях. В число таких работников могут попадать и руководители организаций. Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а с другой, - оцениваемых с применением некоторых общих подходов. Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый институт служебной проверки.

В отличие от ТК РФ, Закон N 79-ФЗ предусматривает обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания. В ходе такой проверки устанавливаются:

• факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

• вина гражданского служащего;

• причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

• характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

• обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (если она проводится по письменному заявлению гражданского служащего - ч. 1 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

[4]

Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, не может в ней участвовать. Если такой факт имеет место, гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 4, 5 ст. 59 Закона N 79-ФЗ). Обязанность контролировать своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, назначившего ее. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Закона N 79-ФЗ). Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, вправе на ее время отстранить от замещаемой должности гражданского служащего, в отношении которого проводится эта проверка. При этом за гражданским служащим сохраняется денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы (ч. 7 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе :

• давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

• обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, перед представителем нанимателя, назначившим проверку;

[5]

Порядок проведения служебной проверки и наложения дисциплинарного взыскания может быть конкретизирован ведомственными правовыми актами. По окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления. Заключение должно быть подписано председателем и членами комиссии или уполномоченным сотрудником. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.Заключение подписывается лицом, проводившим служебную проверку, или полным составом комиссии в случае проведения служебной проверки комиссией, согласовывается с непосредственным начальником сотрудника, проводившего служебную проверку, и утверждается должностным лицом органа внутренних дел, назначившим ее проведение. Заключение служебной проверки, проведенной по факту гибели (смерти) сотрудника, получения им телесных повреждений и иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей, а также при наличии в нем вывода об увольнении сотрудника из органов внутренних дел, кроме того, согласовывается с правовым подразделением и утверждается лицом, имеющим право приема сотрудника на службу (увольнения из органов внутренних дел).Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, подразделения, учреждения системы МВД России определенный номенклатурой срок, в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов, и выдается в установленном порядке.

Заключение

В заключении работы, обратим специальное внимание на необходимость соблюдения фактора объективности проверки. Как подчеркивалось в нашей работе, если во время проведения проверки выяснилось, что какой-либо сотрудник был заинтересован, то все расследование считается недействительным. Дело в том, что зачастую в состав комиссии входят руководители подразделений, отделов, сотрудники, которые не общались с потенциальным виновником. Кто будет входить в состав комиссии – решать только руководителю. Но и он должен основываться нормами законодательства и Трудового Кодекса РФ. Если он имеет какое-либо отношение к заинтересованным лицам, значит, заниматься создании комиссии должен другой человек. Основные принципы работы комиссии – это сбор информации. Когда служебная проверка проведена правильно, с учетом всех фактов и норм, первое, что делают – это опрашивают возможного виновника. Важно, чтобы он изложил свои объяснения в письменном виде. Вполне вероятно, что у него есть свое мнение о данной ситуации и доказательства того, что он на самом деле никакого отношения к ее возникновению не имел. Во многих крупных организациях сотрудники начинают конкурировать друг с другом. Кто-то делает это, стараясь улучшить личные показатели, а кто-то предпочитает иные методы. Стремясь убрать конкурента со своего пути. Кроме непосредственного виновника, который уже отстранён от должности и дал свои объяснения, следует также потребовать их и у других сотрудников, кто может аргументированно высказать свое мнение о данном правонарушении. Зачастую обвинитель потенциальный виновник самостоятельно указывают на тех сотрудников, которые могут что-либо сказать в их защиту или подтвердить какие-то факты.

Служебная проверка проводится в случаях возникновения проблем. Но это не значит, что обязательно должен быть виновник. Все эти данные отражены в заключении комиссии. Фактически, там могут быть два пункта, которые будут отображать друг друга. На первом месте стоят все полученные факты, доказательства, опросы, объяснения и другая информация. Должна быт зафиксирована достоверная информация и полная информация, дающая максимальное представление о проблеме. Только после этого, как все обстоятельства выявлены должно идти объяснение о том, действительно указанный сотрудник виновный и, если это так, то какое наказание за это

последует. Выводы комиссии составляются в письменном виде. Его подписывают все члены комиссии, руководитель организации и другие участники, учувствовавшие в проверке. Важно, чтобы все давшие показания сотрудники также написали, что вся информация предоставлена верно и нет никаких претензий.

Исходя из вышесказанного, сделаем выводы относительно ситуаций, в которых должна проводиться служебная проверка. Во-первых, следует учитывать мнение всех сторон. Не стоит полагаться на мнение только одной стороны вопроса. Во-вторых, всегда следует учитывать презумпцию невиновности. Однако в больших организациях с высокой численностью работающего персонала применяются нормативные акты, определяющие порядок приведения таких проверок. Отсутствие доказательств не должно указывать на вину сотрудника. В-третьих, инициатор проверок должен понимать, что если он не сможет полностью подтвердить свое обвинение, то никакого наказания не последует.

Подводя итоги проведенному анализу механизмов осуществления служебной проверки, нами выявлено, что роль служебной проверки в обеспечении полной законности в управленческих решениях очень велика. Порядок проведения служебной проверки определен законами. Если руководитель организации будет в сомнениях на счет сотрудника или иного физического лица, то есть все основания для того, чтобы провести служебную проверку.

Таким образом, служебная проверка определяет важную роль в выявлении или предотвращении нарушений, связанных с деятельностью той или иной организации.

Список использованной литературы

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Электрон.дан. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/ (дата обращения 17.12.2017)

2. Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД Российской Федерации от 26.03.2013 № 161 (ред. от 02.07.2014) //Электрон.дан. – Режим доступа : http://base.garant.ru/70392292/#text (дата обращения 12.12.2017)

3. Николаев, А.Г. Правовые и организационные основы деятельности инспекций по личному составу субъектов Российской Федерации: диссертация/ А.Г.Николаев. – М.: диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 2004. – с. 22 – 23. - Режим доступа: file:///C:/Users/HP/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads/01002849590.pdf (дата обращения 12.12.2017)

4. Охотский, Е. Государственная служба: теория и организация: Курс лекций /Е.В.Охотский. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – С. 461 -494.

5. Порядок проведения служебной проверки. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/poryadok-provedeniya-sluzhebnoi-proverki_0000000 (дата обращения 13.12.2017)

6. Служебная проверка в механизме привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.journal-nio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1938&Itemid=112 (дата обращения 14.12.2017)

7. Государственная служба Российской Федерации. – Электрон.дан. - Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=20039939 (дата обращения 14.12.2017)

[1] См.: О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/

[2] См.: Николаев,А.Г. Правовые и организационные основы деятельности инспекций по личному составу субъектов Российской Федерации: диссертация/А.Г.Николаев. – М.: диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 2004. – с. 22 – 23. - Режим доступа: file:///C:/Users/HP/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads/01002849590.pdf

[3] См.: Расторжение трудового договора по инициативе работодателя: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/6a7ba42d8fda3a1ba186a9eb5c806921998ae7d1/

[4]См.: О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/

[5]См.: О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/

Наши рекомендации