Прекращение юридического лица при банкротстве
Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозможности (неспособности) удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов. Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает, что юридические лица, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность, не могут быть ликвидированы вследствие признания их несостоятельными (банкротами).
Таким образом, в соответствии с п.4 ст.61 ГК РФ только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями либо действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируются вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом)
Учитывая признак субсидиарной ответственности учредителя, закон (и.4.ст.61 ГК РФ) прямо исключает распространение положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) на казенные предприятия.
Законом (пАст.61 ГК РФ) установлено, что если стоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой организацией (за исключением казенных предприятий), либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, недостаточна для удовле-твсрения требований кредиторов, то такое юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст.65 ГК РФ.
Ст.65 ГК РФ указывает возможности признания несостоятельности (банкротства) как в судебном порядке, то есть по решению суда о призна-
нии такого юридического лица несостоятельным (банкротом), так и на самостоятельное совместно с кредиторами объявление юридическим лицом о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
Отношения, возникающие в условиях банкротства (несостоятельности) юридического лица, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 1997 года №б-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве».
Данный Федеральный закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, указанный Федеральный закон применяется с особенностями, установленными в федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К отношениям, регулируемым данными Федеральными законами, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данных Федеральных законов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «под несостоятельностью (банкротством) понимается «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению арбитражного суда), так и добровольными (но решению самого должника, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п.2.ст.65 ГК РФ и ст.24,181,182,183 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Институт банкротства не направлен только на прекращение (ликвидацию) юридического лица, поскольку интерес кредиторов не проявляется только в ликвидации неплатежеспособного юридического лица, а в первую очередь заключается в возможно более полном удовлетворении их требований, например за счет будущих доходов при продолжении его деятельности. Поэтому банкротство является крайней мерой и обычно ему предшествует применение ряда предупредительных мер, например, наблюдения, санации или заключения мирового соглашения.
Для применения процедуры банкротства необходимо наличие ряда признаков банкротства:
1. Так согласно установлениям ст.З.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требо-вания кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с мо-
мента наступления даты их исполнения (срок неисполнения обязанности становится одним из признаков банкротства).
2. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда (п.2.ст.З.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Это свидетельствует о наличии необходимых для возбуждения процедуры банкротства требований по составу и размеру денежных обязательств и обязательных платежей, которые согласно п.1ст.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. При определении этого признака банкротства принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований. В случаях, когда должник оспаривает требо-вания кредиторов, размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно требованиям ст. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признание должни-ка банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают сам
должник (при добровольном банкротстве), кредитор и прокурор (при принудительном банкротстве). А в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей такое право предоставлено должнику (добровольное банкротство), прокурору, налоговым и иным уполномоченным в соответствии с федеральным законом органам (принудительное банкротство).
В соответствии с установлением ст.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должник - юридическое лицо обращается к арбитражный суд с заявлением должника о признании должника банкротом на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника -унитарного предприятия. Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность но yплате обязательных платежей в установленный срок. Заявление должники может быть подано должником в арбитражный суд при наличии имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходом. Руководитель, должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны обратиться и арбитраж-ный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
С момента принятия арбитражным судом заявлении о банкротстве предусматривается введение периода наблюдения, в течение которого арбитражным судом может назначаться временный управляющий душ наблюдения и осуществления мер по обеспечению сохранности имущетсва должника.
Под наблюдением понимается (ст.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») «процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании доилжника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника».
Арбитражный суд по заявлению лица, участвующем о в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов (ст.44 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Арбитражный суд также может запретить совершать без согласия внешнего управляющею определенные сделки, обязать должника передать ценные бумаги, наличные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам и принять иные меры, направленные на обеспечение сохранности имущества должника.
При проведении наблюдения по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или по ходатайству временного управляющего, содержащему сведения о воспрепятствовании руководителем должника деист-
пням временного управляющего, а также о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение его обязанностей на временного управляющего.
Меры по обеспечению требований кредиторов действуют соответственно до момента введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, или до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, или до момента утверждения арбитражным судом мирового соглашения, или до момента принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом.
Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника (например, оказание должнику финансовой помощи с целью восстановления его платежеспособности и погашения его денежных обязательств в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей), принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Условием досудебной санации может стать, например, принятие должником или иными лицами обязательства по отчуждению принадлежащего им имущества в пользу лиц, предоставивших ему финансовую помощь (ст.27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными законами.
Уже в ходе разбирательства дела о банкротстве арбитражный суд может ввести внешнее управление неплатежеспособным должником, если есть основания полагать, что платежеспособность юридического лица может быть восстановлена. Под внешним управлением (судебной санацией) понимается «процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему». Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен не бо-лее чем на шесть месяцев.
С момента введения внешнего управления руководитель должника
отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, прекращаются полномочия органов управления должника (ст.68 и 69 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
При этом мораторий на удовлетворение требований кредиторов
1. Распространяется на денежные обязательства и обя'зательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
2. Не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке.
3. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением взыскания задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
4. Не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.
Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления (ст.71,72 ФЗ «О несостоятельности сти (банкротстве)»), а до назначения внешнего управляющею его полномочия осуществляются временным управляющим.
Внешний управляющий вправе совершать следующие действия:
1. Самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, предусмотренными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
2. Заключать от имени должника мировое соглашение;
3. Заявлять отказ от исполнения договоров должники. Внешний управляющий одновременно обязан:
1. Принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию.
2. Открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами.
3. Разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
4. Вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность.
5. Заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
6. Принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
7. Рассматривать требования кредиторов.
8. Вести реестр требований кредиторов.
9. Представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются внешнему управляющему по почтовому адресу должника. Внешний управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов и по результатам их рассмотрения вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов.
Возражения по результатам рассмотрения внешним управляющим требований кредиторов могут быть заявлены кредитором в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.
Требования кредиторов, по которым не заявлено возражений, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые установлены внешним управляющим.
Внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. Собственник имущества должника или органы управления должника не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника.
Деятельность внешнего управляющего строится на основании плана проведения внешнего управления, который должен быть утвержден общим собранием кредиторов на срок не более года (ст.82 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). План внешнего управления должен быть разработан не позднее одного месяца с момента введения внешнего управления и представлен на утверждение собранию кредиторов не позднее чем через два месяца с момента введения внешнего управления.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника и срок восстановления платежеспособности должника.
Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
• решение об утверждении плана внешнего управления;
• решение об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
• решение об отклонении плана внешнего управления, отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением кандидатуры нового внешнего управляющего и обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. Указанное решение должно предусматривать
срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать один месяц со дня вынесения укачанного решения собранием кредиторов.
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, под которыми понимаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по oбязательствам, вытекающим из такого участия.
В собрании кредиторов имеют право принимать участие без права голоса внешний управляющий и представитель работником должника.
План внешнего управления считается утвержденным, если за него проголосовало более половины голосов от числа голосом конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов.
Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае, если в течение шести месяцев с момент введения внешнего управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, арбитражный суд вправе принять решение о при знании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный, арбитражный суд продлевает срок внешнего управления, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока внешнего управления или осуществление утвержденного плана внешнею управления приведет к восстановлению платежеспособности должника
Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:
• перепрофилирование производства;
• закрытие нерентабельных производств;
• ликвидация дебиторской задолженности;
• продажа части имущества должника;
• уступка прав требования должника;
• исполнение обязательств должника собственникомимущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
• продажа предприятия (бизнеса) должника;
• иные способы восстановления платежеспособности должника.
В целях удовлетворения требований кредиторов план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия (бизнеса) долж-
ника (далее - предприятие). При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
В случае, когда основной вид деятельности должника осуществляется только на основании разрешения (лицензии), покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение указанного разрешения (лицензии) (ст.86 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
При продаже предприятия, осуществляемой в соответствии с настоящей статьей, денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия, а все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.
Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника. Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов или привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой услуг последней за счет имущества должника, публикует объявление о продаже предприятия на открытых торгах в официальном издании не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
В объявлении о продаже предприятия должны содержаться:
• сведения о предприятии и порядок ознакомления с ним, предельные сроки подачи заявок на приобретение предприятия, которые не могут пить действительны менее двух недель и более одного месяца с даты опубликования указанного объявления;
• время, место и форма проведения торгов;
• порядок оформления участия в торгах;
• начальная цена предприятия, установленная комитетом кредиторов или собранием кредиторов;
• размер задатка, сроки и порядок внесения задатка;
• критерии выявления победителей торгов;
• порядок оформления результатов торгов;
• сведения об организаторе торгов.
В случае, если в указанные в объявлении о продаже предприятия сроки получена заявка на приобретение предприятия от одного участника, торги по продаже предприятия не проводятся. При наличии согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов предприятие может быть продано без проведения повторных торгов.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, услония которого подлежат одобрению комитетом кредиторов или собранием кредиторов.
Лицо, являющееся победителем аукциона, и организатор открытых торгов в день проведения аукциона подписывают протокол, имеющий силу договора.
Если торги проводились в форме конкурса, на основании протокола, подписанного победителем конкурса и организатором торгов в день проведения конкурса, не позднее 20 (двадцати) дней, считая с даты проведения конкурса, подписывается договор купли - продажи предприятия.
В случае, когда за счет вырученной от продажи предприятия суммы должник имеет возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего,
Если сумма, вырученная от продажи предприятия, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое coг лашение.
Другой традиционной мерой предотвращения ликвидации должника является мировое соглашение должника с кредиторами, которое согласно требованиям ст. 120 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинствомголосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Со стороны должники решение о заключении мирового соглашения принимается руководигелем должника, временным управляющим или конкурсным управляющим. Допускается (ст.120 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.
Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом. Если мировое соглашение заключается в ходе конкурсною производства, арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения.
Мировое соглашение вступает в силу для должника и конкурсных
кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, со дня его утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.
Мировое соглашение заключается в письменной форме (ст.121 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.
Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения, а также голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов той же очереди, голосовавших за его заключение.
Мировое соглашение может содержать условия:
• об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;
• об уступке прав требования должника;
• об исполнении обязательств должника третьими лицами;
• о скидке с долга;
• об обмене требований на акции;
• об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации.
Мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди и должно быть представлено в арбитражный суд в течение пяти дней с момента заключения вместе с заявлением об утверждении мирового соглашения (п.З.ст.123 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
К заявлению об утверждении мирового соглашения должны быть приложены:
• текст мирового соглашения;
• протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения;
• список всех конкурсных кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности;
• документы, подтверждающие погашение задолженности по т ребованиям кредиторов первой и второй очереди;
• письменные возражения конкурсных кредиторов, которые не принимали участия в голосовании по вопросу о заключении мирового согла-
шения или голосовали против заключения мирового соглашения.
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (п.1 ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и основанием в ходе внешнего управления является основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов (п.2 ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В случае, когда мировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, решение арбитражного суди о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению (п.З ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкрот но)»).
С момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия временного управляющею, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, которые исполняй)! обязанности руководителя должника до момента назначения (избрания) руководителя должника.
В случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения.
Арбитражный суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения в случаях:
• нарушения порядка заключения мировою соглашения, установленного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
• несоблюдения формы мирового соглашения;
• нарушения прав третьих лиц;
• противоречия условий мирового соглашения федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации.
Об отказе в утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано,
Мировое соглашение может быть признано недействительнымпри наличии предусмотренных законом оснований (ст. 127 ФЧ «О несостоятельности (банкротстве)»), а при неисполнении должником условий в отношении не менее трети требований кредиторов может быть расторгнуто по решению арбитражного суда (п.З.ст. 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Признание мирового соглашения недействительным является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве.
В случае признания мирового соглашения недействительным требования кредиторов, по которым была произведена отсрочка и (или) рассрочка причитающихся им платежей или скидка с долгов, восстанавливаются в неудовлетворенной их части. Одновременно признание мирового
соглашения недействительным не влечет обязанность кредиторов первой и торой очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности, а требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения считаются погашенными. Кредиторы, чьи требования были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения.
Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Расторжение мирового соглашения но решению арбитражного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.
В случае, если мировое соглашение не достигнуто арбитражный суд по заявлению внешнего управляющего принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
До заключения мирового соглашения или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства внешний управляющий не вправе осуществлять расчеты с кредиторами, за исключением кредиторов первой и второй очереди.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества должника на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. Торги проводятся в форме аукциона (открытого или закрытого в зависимости от оборотоспособности реализуемого имущества).
Уступка прав требования должника может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.
Собственник имущества должника, являющегося унитарным предприятием, вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов (ст. 89 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Исполнение обязательств должника третьим лицом (третьими лицами) допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
Не позднее, чем за пятнадцать дней до истечения установленного срока внешнего управления, а также при наличии оснований для его досрочно-го прекращения внешний управляющий обязан представить собранию кре-
диторов отчет внешнего управляющего, который должен содержать:
• баланс должника на последнюю отчетную дату;
• счет прибылей и убытков должника;
• ведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника;
• расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
• иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.
К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.
Одновременно с представлением отчета внешний укрепляющий вносит на собрание кредиторов одно из следующих предложений:
• о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
• о заключении мирового соглашения;
• о продлении установленного срока внешнего управления;
• о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Отчет внешнего управляющего рассмагривает-ся собранием кредиторов, которое созывается не позднее чем через десять дней после истечения установленного срока внешнею упражнения или не позднее чем через один месяц после возникновения оснований для досрочного прекращения внешнего управления.
Внешний управляющий не позднее, чем за пятнадцать дней до истечения установленного срока внешнего управления обязан направить всем кредиторам уведомление о проведении собрания кредиторов, которое должно содержать информацию о времени, месте проведения собрания кредиторов, а также о порядке ознакомления с отчетом внешнего управляющем).
По результатам рассмотрения отчета внешнего уиравляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
• о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
• об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
• об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
• о заключении мирового соглашения.
В случае, если собранием кредиторов не принято ни одно из реше-
ний, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, либо такое решение не представлено в арбитражный суд в течение 15 дней с момента истечения сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Отчет внешнего управляющего и жалобы кредиторов направляются ими в арбитражный суд и рассматриваются арбитражным судом в заседании, о времени и месте заседания извещаются внешний управляющий и кредиторы, подавшие жалобы.
Если собрание кредиторов приняло решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами, отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Если арбитражным судом будут установлены обоснованность жалоб кредиторов или отсутствие признаков восстановления платежеспособности должника, арбитражный суд отказывает в утверждении отчета внешнего управляющего.
При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и <