Понятие юридического лица, его признаки. Возникновение и прекращение деятельности юридического лица

Юридические лица. Юридическим лицом признается организа­ция, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущест­венные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

В качестве юридических лиц выступают предприятия, учреждения и организации, однако не все они являются юридическими) лицами. Таковыми выступают лишь те, которые обладают признаками, предусмотренными законом.

Первым признаком юридического лица является организационное единство. Оно состоит в том, что организация выступает как единое целое, способное осуществлять определенную, указанную в уставе или положении, деятельность. Устав или положение юриди­ческого лица определяют его организационную структуру, состав имущества, цели деятельности, содержание правоспособности, а также порядок возникновения и прекращения юридического лица.

Второй признак юридического лица — наличие у него своего обособленного имущества. Юридической формой обособления вы­ступает самостоятельный баланс организации, на котором числит­ся закрепленное за ней имущество. В этом смысле имущество юри­дического лица отделено от имущества его структурных звеньев. Это выражается в наличии у него уставного фонда и банковского счета.

Третий признак юридического лица — его самостоятельная имущественная ответственность. Например, за ущерб, причинен­ный колхозной бригадой, будет отвечать колхоз как юридическое лицо.

Четвертый признак юридического лица — способность его вы­ступать в гражданском обороте от своего имени. Структурное под­разделение, например заводской цех, не может выступать в имуще­ственных отношениях ни от своего имени, ни от имени завода — юридического лица, в состав которого оно входит.

Правоспособность и дееспособность юридического лица в от­личие от правоспособности и дееспособности гражданина возника­ют одновременно с момента его регистрации. Если правоспособ­ность гражданина является универсальной, так как он может осу­ществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, то правоспособность юридического лица может быть как универсаль­ной (правоспособность коммерческих организаций), так и специ­альной, поскольку характер и цели деятельности юридического лица должны быть определены в его уставе или в ином учредитель­ном документе. Эти требования распространяются на учреждения и иные некоммерческие организации, а также на некоторые прямо указанные в законе коммерческие организации — государствен­ные и муниципальные предприятия, учреждения, казенные пред­приятия.

Учредители юридического лица, на которое не распространяют­ся правила о специальной правоспособности, могут сами ограни­чить его правоспособность путем соответствующего указания в уч­редительных документах.

Гражданское законодательство допускает также случаи ограни­чения правоспособности и таких юридических лиц, на которых не распространяется правило о специальной правоспособности. Это связано с тем, что для осуществления широкого круга разнообразных видов деятельности признано необходимым иметь выдаваемые компетентными органами лицензии (разрешения). Компетентные органы, которым предоставлено право выдачи лицензии, могут ото­брать ее либо заменить другой, сужающей или расширяющей в том или ином отношении возможность осуществлять соответствующую деятельность и совершать связанные с ней сделки.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принима­ет на себя гражданские обязанности через свои органы, действую­щие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учреди­тельными документами. Порядок назначения или избрания орга­нов юридического лица определяется законом или учредительными документами. Органы юридического лица — это предусмотренные законом, уставом (положением) или учредительными документами лицо, коллегия лиц, осуществляющие руководство деятельностью юридического лица и действующие от его имени.

Юридическими лицами являются: 1) хозяйственные товари­щества (полное товарищество, товарищество на вере) и общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с допол­нительной ответственностью, акционерное общество — открытые и закрытые акционерные общества, дочерние и зависимые обще­ства); 2) производственные кооперативы; 3) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 4) некоммерческие ор­ганизации (потребительские кооперативы, общественные и рели­гиозные организации, фонды, учреждения, объединения (ассоциа­ции и союзы) юридических лиц).

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее ука­зание на его организационно-правовую форму. Наименование может быть обычным, фирменным или условным. Наименования некоммерческих организаций, унитарных предприятий, а также, в предусмотренных законом случаях, и других коммерческих орга­низаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Место нахождения юридического лица опре­деляется местом его государственной регистрации, если в соответ­ствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Наименование и место нахождения юриди­ческого лица указываются в его учредительных документах.

Законодательство регулирует образование юридических лиц и прекращение их деятельности.

Понятие и содержание права собственности.Способы приобретения и прекращения права собственности. Защита права собственности.

Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как (и кем) он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени (в том числе и в данный исторический промежуток времени) зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества (как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества).

При этом общественность, чаще всего, рассматривает собственность как категорию социально-экономическую. В этом смысле наиболее близким к истине мне представляется определение собственности как особого, основополагающего общественного отношения.

В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды (либо их группы) относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что собственность немыслима не только без отношения собственника к вещи как к своей, но и без отношения всех остальных членов общества к данной вещи как к чужой и, более того, как к находящейся под суверенной властью данного лица. Таким образом, собственность - это общественное отношение.

При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований - статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

Статика отношений собственности выражается во владении, означающим полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее “закрепленность” за индивидами или их сообществами. Пользование, в экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного или личного непроизводственного потребления. Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В пользовании и распоряжении отражается динамика отношении собственности.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.

В обществе, где все основные отношения в той или иной форме урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение не может не быть также урегулировано правом. Таким образом, имеются основания говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.

Право собственности, с точки зрения юридической, может быть определено в объективном и субъективном смысле.

1.2 Понятие и содержание права собственности

В субъективном смысле, содержание права собственности составляет принадлежащие собственнику правомочия, то есть юридические обеспеченные возможности поведения собственника, по владению, пользованию и распоряжению вещью. Содержание права собственности в субъективном смысле следует раскрывать через принадлежащие собственнику права и полномочия, как необходимые и достаточные условия осуществления им указанного права.

Владение вещью как собственностью не означает обязательного физического контакта с нею, как, к примеру, в ситуации с собственностью на объекты недвижимости, находящиеся вне настоящего местонахождения собственника. Это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.

При этом следует иметь в виду, что ныне действующим законодательством РФ не определено содержание данного правомочия (как, впрочем, и иных принадлежащих собственнику правомочий). Законодатель не дал точного и однозначного ответа на вопрос о содержании понятия право владения и о том, кого можно считать владельцем вещи. Законодательства германской группы устанавливают институт двойного владения с выделением фигуры “владеющего слуги”, при этом, с моей точки зрения, ближе по духу к российской правовой доктрине, всё же, разграничение понятий “владение” и “держание”, как в римском праве. Подобная неопределенность не позволяет юридически корректно и однозначно ответить на вопрос, продолжает ли собственник владеть вещью при сдаче ее внаем или владельцем вещи на период найма признается только фактический обладатель ее - наниматель, а, следовательно, не позволяет и в полной мере эффективно осуществлять защиту названного субъективного права для указанных субъектов гражданского оборота.

Пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения в процессе потребления имущества его полезных свойств, в том числе плодов и доходов. Осуществление данного правомочия, как правило, обусловлено владением вещью. Однако, как и в ситуации с владением, реализация пользования, как правомочия, возможно и без права собственности, им даже без владения - как, например, пользование оборудованием и программным обеспечением в “салонах Internet” или школьным фортепиано в музыкальной школе.

Распоряжение вещью можно определить как совершение управомоченным лицом волевых юридически значимых актов, определяющих судьбу данной вещи, или создание соответствующих юридических фактов, влекущих, как правило, прекращение права собственности в отношении данной вещи. При этом важно наличие воли на совершение данного действия. Например, утеря вещи хотя и прекращает практически все правомочия собственника, но, очевидно, не является актом распоряжения вещью. Важна в оценке волевых актов управомоченного лица и юридическая значимость конкретных действий. Ведь сжигание дров и поедание приготовленного на огне мяса являются скорее актами пользования, чем распоряжения вещами, несмотря на формальное сходство основных признаков. Дрова или мясо, сами по себе, имеют значение для собственника значение, то есть могут им использоваться лишь при их уничтожении и его посредством. Следует иметь в виду, при этом, что, к примеру, уничтожая или выбрасывая вещь, собственник вступает в одностороннюю сделку, поскольку его воля направлена на прекращение своего права собственности.

Анализ содержания данного субъективного права нельзя ограничить рассмотрением лишь прав владения, пользования и распоряжения, так как все эти три правомочия могут принадлежать и несобственнику - как, например, в случае с правом полного хозяйственного ведения или пожизненного наследуемого владения. Следует обратить внимание на то, что только в отношении собственника законодатель прямо указывает на право распоряжаться вещью по своему усмотрению (п.2 ст.209 ГК), то есть воля собственника ограничена только Законом и его власть существует независимо от власти (воли) любых других лиц относительно той же самой вещи, а все иные лица ограничены также и его волей.

Из сказанного не следует делать вывод, что власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи безгранична. Общие пределы осуществления им своих гражданских прав, установленные статьёй 10 ГК, ограничивают и осуществление им своих прав собственности.

Таким образом, право собственности, как субъективное право - это юридически обеспеченная и закрепленная за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, а также устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства над таким имуществом, действуя при этом по своему усмотрению, в своём интересе, вне противоречия с действующими узаконениями и не нарушая права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Наши рекомендации