Права и обязанности природопользователей

Природопользование – использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Важнейшими принципами природопользования являются его целевой характер, плановость и длительность, лицензирование, учет чрезвычайного значения в жизни общества и т. д.

Использование человеком природных ресурсов в значительной мере регламентируется правом. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, установлены в Законе «Об охране окружающей среды», в Федеральном законе от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в иных нормативных актах об окружающей среде, в гражданском, уголовном и других отраслях законодательства.

Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный институт права природопользования. Как правоотношение, право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т. д. Как правомочие, право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Таким образом, право природопользования – это обеспеченная законом возможность непосредственной эксплуатации природного объекта с целью получения определенных благ.

Субъектами этих отношений могут быть предприятия, учреждения, граждане, которым это право предоставлено в установленном порядке.

В экологическом праве выделяется ряд классификаций видов природопользования.Наиболее общей является классификация, критерий которой – объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды: право землепользования, право недропользования, право водопользования, право пользования атмосферным воздухом, право пользования растительным миром и право пользования животным миром.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсовым законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения прав природопользования.

Общее право природопользования – общедоступное право граждан на окружающую природную среду и ее использование.Этот вид природопользования осуществляется на основе принадлежащих каждому субъекту (гражданину) естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных нужд и т. д.).

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из Конституции Российской Федерации, законов или иных нормативных актов. Причем в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. Например, в земельном законодательстве предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городских и сельских поселениях.

Специальное право природопользования – пользование природными ресурсами для извлечения их полезных свойств и качеств при наличии на то специальных разрешений.

Специальное пользование землей, недрами, водами и другими природными ресурсами связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, заключение договоров аренды лесных участков, лицензии на размещение отходов и т. д.).

Это право носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» возлагает на граждан, предприятия, учреждения и организации, как на субъектов права специального использования природных ресурсов, специальные обязанности. Плата за специальное природопользование устанавливается на основе нормативов платы и лимитов использования природных ресурсов. Указанные нормативы определяются с учетом количества и качества природных ресурсов, возможности использования, местонахождения, возможности переработки и хранения отходов. К тому же субъекты специального природопользования обязаны вносить плату за загрязнение окружающей среды, которая устанавливается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, под землю и т. д.

Контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляется посредством проверки, надзора, мониторинга и экспертизы. Он может осуществляться как уполномоченными государственными органами, так и общественными формированиями. Государственный контроль возлагается на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах.

Наши рекомендации