Глава 9. Система органов государственной власти в Российской Федерации
Основы организации власти в Российской Федерации
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). В Российской Федерации организация власти имеет вертикальную и горизонтальную структуры. В научной литературе существуют разные точки зрения на то, что относить к вертикали, что к горизонтали.
Условимся, что по вертикали власть можно представить разделенной на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную (например, сейчас часто говорят об укреплении вертикали исполнительной власти). По горизонтали – на три уровня:
- федеральный уровень власти с федеральными органами государственной власти;
- региональный уровень власти с органами государственной власти субъектов РФ (ее иногда неправильно в СМИ называют местной властью относительно центральной, федеральной);
- местный уровень власти с органами местного самоуправления.
Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень власти не входит в государственную власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).
Главнейшим признаком государства является его государственный суверенитет – верховенство и независимость государственной власти внутри страны и независимость от других государств. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Позже этот принцип был закреплен в ст. 4 Конституции РФ.
Верховенство государственной власти – это ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, что только государственная власть может издавать акты высшей юридической силы – законы.
Независимость государственной власти означает, что никакие политические силы не вмешиваются в процесс принятия законов, в исключительное право государственных органов действовать в пределах своей компетенции.
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Конституция РФ фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10 Конституции РФ). Это означает, что ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; должны быть правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими и противовесы.
Система федеральных органов государственной власти
Российской Федерации
Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов, основными признаками которых являются:
- наличие у государственного органа властных полномочий;
- каждый орган обладает компетенцией (совокупностью властных полномочий органа по соответствующему предмету ведения), закрепленной в нормативно-правовых актах;
- образуется в установленном государством порядке;
-уполномочивается государством осуществлять его функции и задачи;
-действует в установленном государством порядке;
-является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации;
-может быть единоличным или коллективом граждан.
В ст. 5 Конституции РФ установлены принципы государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 11 Конституции Российской Федерацииустанавливает, чтогосударственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Перечень таких органов исчерпывающий, т. е. не допускается создание каких-либо других высших органов власти без пересмотра главы 1 Конституции РФ. Перечень органов в ст. 11 соответствует главам 4, 5, 6 и 7 Конституции, в которых определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.
В части 2 статьи 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В статье 77 Конституции РФ закреплено, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Наиболее распространенной классификацией является классификация государственных органов по ветвям власти: законодательные, исполнительные, судебные органы.
Однако некоторые государственные органы не вписываются в эту классификацию. Так, например, Президента Российской Федерации Конституция РФ называет «главой государства» и не относит его ни к одной ветви власти. Вместе с тем многие специалисты–государствоведы относят этот орган к исполнительной ветви власти, так как с этой ветвью он имеет наиболее тесную связь.
Независимыми и самостоятельными органами являются Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Некоторые исследователи относят эти органы к контрольным органам, другие называют их «государственными органами с особым статусом».