Понятие права. Источники права

Вопрос о понятии права – исходный, ключевой. В зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Сам термин «право» в современной юридической науке используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право на жизнь, право на неприкосновенность личности, и др. Эти притязания обусловлены природой человека и считаются естественными правами. Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «гражданское право» и т. д. В этом случае термин «право» не имеет множественного числа. В-третьих, «правом» называют официально признанные возможности, которыми располагает субъект – право на труд, образование, охрану здоровья и др. В этом случае речь идет о праве в субъективном смысле. В-четвертых, термин «право» используется для обозначения всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «правовая система».

В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В советской российской правовой науке господствовало позитивистское понимание права, когда право отождествлялось с законом. Близким к позитивистскому является и нормативистское понимание права как совокупности норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах и представляющих стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Современные российские правоведы пытаются соединить нормативистское понимание права с его общесоциальной сущностью.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки права характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений:

1) общеобязательность. Все разновидности социальных норм (моральные, корпоративные, религиозные) обязательны лишь для той или иной части населения. Только право является системой норм, обязательных для всех.

2) нормативность. Право рассчитано на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение, что роднит его с другими формами социального регулирования (моралью, обычаями и др.). Специфика нормативности права заключается в том, что оно возведено в закон, в ранг официальных правил. Нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде;

3) формальная определенность. Право имеет официальную форму выражения и четко определяет границы возможного и должного поведения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая. В результате на основе норм права четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность субъектов отношений;

4) системность. Право – это сложное системное образование. Системные связи права могут рассматриваться в различных аспектах. Право может быть представлено как: а) совокупность норм; б) совокупность естественного, позитивного и субъективного права; в) совокупность частного и публичного права и т. д. Только обладая свойством системности право способно стать регулятором общественных отношений;

5) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях: оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны; в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности.

Государство и право – неразрывные категории. Государство без права существовать не может. Право исходит от государства и юридически оформляет государство и государственную власть, делает их легитимными (законными).

Право обладает социальной ценностью. С помощью него обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. Благодаря праву достигается определенность в самом содержании общественных отношений. Право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер. В цивилизованном обществе право обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости. Социальное назначение права проявляется в его функциях. Регулятивно-статическая функция направлена на закрепление в правовых нормах и институтах того, что реально достигнуто и составляет фундамент общества и государства. Гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение субъектов. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции. Эта функция осуществляется органами государства, принимающими индивидуально властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Содержанием этой функции охватывается предупреждение и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенного права. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Право предохраняет человека от принятия решений, влекущих неблагоприятные социальные последствия. Содержанием воспитательной функции является правовое воспитание. Эта функция обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан.

Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения. Для обозначения этого явления в юридической литературе используются как тождественные понятия «форма права» и «источники права» (рис. 1.4).

Источник (форма) права – это форма выражения государственной воли, это то, в чем существует норма права.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В настоящее время способом санкционирования государством обычаев является отсылка к ним в текстах законов.

Юридический прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. Нормативный характер придается решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов становится не все решение или приговор, а суть правовой позиции судьи. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

Нормативный договор (договор с нормативным содержанием) содержит норму права, заключается добровольно на паритетных началах, отражает общность интересов заключающих его сторон (международные договоры, коллективные договоры). Любой нормативный договор имеет следующие свойства:

- содержит норму общего характера;

- добровольность заключения;

- равенство сторон;

- согласие участников по всем существенным аспектам договора;

- взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств;

- правовое обеспечение.

В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.

Нормативный правовой акт – является основной и наиболее совершенной формой современного права. Это официальный документ, созданный компетентными органами государства в установленном порядке и содержащий правовые нормы. Нормативно-правовой акт исходит от государства и выражает его волю. Он является результатом правотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных государственных органов. Его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования общественных отношений. Нормативный правовой акт имеет определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление, приказ и др.). Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты. Содержание нормативного правового акта определенным образом структурировано. Он принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке и его реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Среди нормативных правовых актов различают законы и подзаконные акты. Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование наиболее важных общественных отношений.

В качестве источников права также могут выступать принципы права, юридическая доктрина, религиозные книги.

В Российской Федерации в качестве источников права признаются: нормативный правовой акт (основной источник права), нормативный договор, правовой обычай, принципы права.

 
Понятие права. Источники права - student2.ru

"

Рис. 1.4. Источники права

В самом общем виде иерархическую систему (по юридической силе) нормативных правовых актов в Российской Федерации можно представить следующим образом.

Законы:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы (в том числе кодексы);

- законы субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты:

- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

- нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

- нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

- локальные нормативные акты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Перечислите основные признаки государства.

2. Что такое форма государства?

3. Назовите признаки правового государства.

4. Назовите признаки права.

5. Назовите функции права.

6. Какие источники права признаются в качестве таковых в

Российской Федерации?

Наши рекомендации