Виды и значение следов ног человека. Осмотр, фиксация и изъятие объемных и поверхностных следов ног. «Дорожка» следов ног и ее криминалистическое значение.
Трассологические исследования следов ног. Под следами ног подразумеваются отображения внешнего строения ступней босых ног, ног в носках или чулках и подошв обуви. Криминалистическую информацию содержат как множественные следы, так и следы одиночные. Множественные следы, связанные единым механизмом следообразования при движении человека, называются дорожкой следов. По дорожке следов можно судить о некоторых признаках человека и особенностях его перемещения. Походка, ее постоянные признаки и изменения, вызванные условиями движения, отражаются в элементах дорожки следов: линии направления движения, ширине шага, длине шага и углах постановки ступней. Линия направления движения — это линия, мысленно проведенная между последовательно оставленными следами левой и правой ног. Эта линия может быть прямой или извилистой. Она показывает направление движения, характер поворотов. Ширина шага Длина шага — это расстояние от следа одной ноги до следа другой ноги.. Углы постановки ступней — это углы между осевыми линиями следов и линиями направления движения. Информация, связанная с обстоятельствами совершения преступления, собирается при изучении следов на месте происшествия или в лабораторных условиях. На месте происшествия проводится предварительное исследование с участием специалиста, а в лабораторных условиях — экспертом в процессуальной форме трасологической экспертизы. Предварительное исследование обнаруженных на месте происшествия следов позволяет установить многие важные обстоятельства. Определение направления, в котором двигался человек, особенно важно, когда проверяется версия о фальсификации направления движения. Для создания ложного представления о направлении движения преступники либо подвязывают к ногам обувь каблуками вперед либо пятятся, или ставят ноги в ранее оставленные следы.
Виды следов орудий взлома и инструментов. Способы их обнаружения, фиксации и изъятия. Подготовка материалов для экспертизы.
Следы взлома могут быть образованы специально изготовленными или приспособленными для взлома орудиями. Нередко взломы осуществляются посредством различных инструментов, применяемых в быту. Следы, образованные орудиями взлома и инструментами, отображают признаки их контактных поверхностей. Наряду с этим нередко возникают следы разделения предмета на части. Таким образом, имеется два вида следов взлома: следы орудий взлома и следы излома. Следы орудий взлома в свою очередь подразделяются на группы по механизму следообразования, обусловленному способом взлома и видом инструмента. В связи с этим различают: 1) следы давления (удара); 2) следы трения (скольжения) и 3) следы резания. Следы давления (удара) остаются при взломе преград различными тупыми предметами. Они образуются при таких способах взлома, как отжим с помощью ломика дверей или ригеля замка, вышибание дверной филенки, разбивание кирпичной стены. Следы давления (удара) — вмятины, пробоины, отпечатки и отслоения — зеркально отражают внешнее строение контактной поверхности орудия взлома: форму, величину, характер рельефа и их частные особенности. Поэтому по ним возможно установить групповую принадлежность инструмента, а после его обнаружения идентифицировать орудие взлома. Следы трения (скольжения) образуются, когда орудие взлома скользит по поверхности преграды, не углубляясь в ее толщу. Следы трения чаще всего встречаются в комбинации со следами давления при отжиме дверей, взломе навесных замков при помощи поддельных ключей и отмычек. При трасологическом исследовании замков расположение следов скольжения на деталях позволяет определить способ отпирания замка, установить групповую принадлежность ключа или отмычки. По рельефу следов скольжения можно идентифицировать применявшийся для отпирания замка предмет
Следы транспортных средств, их виды, значение. Особенности их осмотра, фиксации, изъятия. Подготовка материалов для экспертизы.
Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта. Следы ходовой части колесного, гусеничного транспорта и саней различаются по механизму образования и внешнему строению следообразующего объекта. Следы колес, образованные в покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (при движении юзом) — к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы. По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель. Полнота отображения конструктивных признаков в следах колес зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес, и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины.