Теория дифференциальной ассоциации.

Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводили известные криминологи Клиффорд Шоу, и Эдвин Сазерленд. Теория включает в себя восемь основных постулатов:
1. Преступному поведению учатся, а не наследуют.
2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения.
3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль.
4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок.
5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В одном обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов.
6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения.
7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания.
8. Хотя преступность - это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей.
Из этой теории (дифференцированной ассоциации) можно сделать следующие выводы:
" необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга;
" нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;
Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры.

88.Теория социальной аномии

На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия - это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ - - социологич. теория причин преступности в современном об-ве, предложенная Р. Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям, к-рые приписывают неудовлетворительное функционирование соц. структуры прежде всего повелительным биологич. влечениям человека, недостаточно сдерживаемым соц. контролем, т. е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям в криминологии. Мертон использует два понятия: "аномия" и "соц. структура" об-ва; при этом первое явление (аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явления (соц. структура). Термин "аномия" означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Во-первых, состояние аномии может характеризовать об-во, в к-ром нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно соц. дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от об-ва. Понятие соц. структуры,, не имеет ничего общего с классовой структурой об-ва. Соц. структура это не соц., а соц.-психо-логич., а то и чисто психологич. категория. Образуется соц. структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей, к-рые ставят перед собой соц. группы об-ва (либо к-рые ставятся перед ними жизнью) , - т. н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, к-рые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений соц. групп об-ва. Сами эти средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные) средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к рез-ту кратчайшим путем.

Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в принципе господствующее в данном об-ве отношение к целям, стоящим перед его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть неодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру средств может допускаться полное пренебрежение, и наоборот. Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и средствами как фазами соц. структуры служит основанием для возникновения состояния аномии. Насчитывается пять логически возможных вариантов сочетаний различн. отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам. Так, равное положительное отношение к обеим из этих фаз соц. структуры связано с поведением, подчиняющимся нормам; оно наиболее распространено и именно его наличие позволяет говорить о группах людей как о соц. общностях. Положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств ведет к такому типу поведения, к-рый означен Мертоном в качестве "новации" (нововведения). Отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение "ритуального" типа (пои мер - религиозная деятельность, бюрократизм и т. д.). Отрицание и целей, и любых средств вр дет к уходу от жизни - "ретритизму" (алкоголики, наркоманы и т. д.). И наконец, отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами означает "мятеж", "переворот" , революционные перемены. Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели, а к характеру избираемых средств проявляется полное пренебрежение, является центральным объектом анализа. Согласно теории соц. аномии асоц. поведение ощутимо возрастает в случае, когда в об-ве превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как соц. структура этого об-ва ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения.

Наши рекомендации