Занятие 1 (семинар). Предмет и методы дифференциальной психологии. История развития дифференциальной психологии. Обзор теорий индивидуальности

Цель: закрепить у студентов знания о предмете и методах дифференциальной психологии, истории развития дисциплины; развивать активное слушание, умение синтезировать информацию, понимание многосторонности взаимоотношений идей; отработка умений создания и рассмотрения гипотез и различных теорий.

Форма проведения: выступления с докладами, ответы на вопросы и дискуссия.

Вопросы по теме:

1. Предмет дифференциальной психологии.

2. Задачи дифференциальной психологии.

3. Три области дифференциальной психологии.

4. Дифференциально-психологический анализ человека.

5. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания.

6. Методы дифференциально-психологических исследований.

7. История становления дифференциальной психологии.

8. Запросы практики как важнейший стимул к развитию психологии индивидуальных различий.

9. Значение работ В. Штерна для становления дифференциальной психологии.

10. Формирование дифференциальной психологии за рубежом.

11. Становление отечественной дифференциальной психологии.

12. Факторы, обусловившие выделение дифференциальной психологии в самостоятельную дисциплину.

13. Теории индивидуальности человека (Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г. и др.).

14. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

15. Понятие индивидуального стиля деятельности.

Темы докладов:

1. Современное состояние дифференциальной психологии.

2. Индивидуальность человека как предмет дифференциально-психологического исследования.

3. Экспериментальные исследования по изучению индивидуальных различий.

4. История развития тестирования ИПР.

5. Общая структура человека и взаимосвязи развития его свойств (по Б.Г.Ананьеву).

6. Индивидуальный стиль деятельности (по Е.А.Климову).

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

3. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2000.

4. Якунин В.А. История психологии. СПб.: Изд-во Михайлова, 2001.

5. Ярошевский М.Г. История психологии. М., «Мысль», 1985.

6. Психология индивидуальных различий. Тексты. СПб.: Изд-во МГУ, 1982.

7. Ильин. Е.П.Психология индивидуальных различий. СПб.: Изд-во «Питер», 2004.

Занятие 2. (практическое занятие). Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий

Цель: расширить и углубить знания студентов в области психогенетических и психофизиологических основ индивидуально-психологических различий; развивать активное слушание, применение информации, вспоминание информации, создание связей между идеями, темами и фактами. Формирование практических навыков на основе ранее полученных знаний; вспоминание информации; применение знаний, оценка знаний. Формирование практических навыков проведения исследования по определению свойств нервной системы.

Формы: групповое исследование, рассмотрение примеров, методы исследования.

Вопросы по теме:

1. Становление психогенетики как науки о детерминантах ИПР.

2. Генетический анализ индивидуальных различий.

3. Близнецовый метод.

4. Теория И.П.Павлова.

Темы докладов:

1. Развитие дифференциальной психофизиологии (Б.М.Теплов, В.Н.Небылицын, В.М.Русалов, В.С.Мерлин).

2. История развития учения о темпераментах.

Литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., Пед. общество России, 2001.

2. Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. СПб.: Изд-во «Питер», 2004.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

4. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000.

Занятие 3 (семинар). Конституциональные основы индивидуально-психологических различий. Возрастные индивидуально-психологические различия

Цель:закрепить знания о конституциональных и возрастных индивидуально-психологических различиях человека; закреплять умение активно слушать, применять информацию, вспоминать информацию, создавать связи между идеями, темами и фактами.

Формы: рассмотрение примеров, методы исследования (использование метода наблюдения) и выступления с докладами.

Вопросы по теме:

1. Морфологические теории темперамента.

2. Теория Э. Кречмера.

3. Теория У. Шелдона.

4. Возрастная периодизация жизненного цикла человека.

5. Возрастные изменения психических функций.

6. Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие.

7. Социальное в развитии человека и его психики.

8. Специфика соотношения генетических и средовых факторов в онтогенезе.

Темы докладов:

1. Строение тела и характер (по Э. Кречмеру).

2. Психология конституциональных различий у У. Шелдона.

3. Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека.

4. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

2. Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. СПб.: Изд-во «Питер», 2004.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

4. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000.

5. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

Наши рекомендации