Виды криминалистических учетов.
Система средств регистрации складывается из подсистем, называемых криминалистическими учетами, которые отличаются друг от друга учитываемыми данными, а также способами и формами их сосредоточения и систематизации. Однако, говоря об учете, следует иметь в виду не только его содержание, т. е. зафиксированные с помощью этого учета данные, но и саму процедуру, включающую действия по собиранию и регистрации информации, ее систематизации, хранению, поиску.
Дифференциация учетов производится по их целевому назначению и особенностям учитываемых объектов, способам выявления и фиксации признаков, характеризующих объекты учета, особенностям организации учетов.
По способу фиксации признаков учитываемых объектов различают фиксацию путем описания, фотографирования, схематического изображения, получения оттисков, коллекционирования объектов в натуре и смешанным способом (несколькими способами одновременно).
Криминалистические учеты обычно именуются по видам регистрируемых объектов, например: учет похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного огнестрельного оружия, дактилоскопический учет и др.
От вида криминалистического учета следует отличать его форму, т. е. способ накопления регистрируемой информации. Наиболее распространенными являются следующие формы учетов: картотеки, журналы, фотоальбомы коллекции, альбомы, аудио- и видеозаписи, компьютерные базы данных, а также смешанные, например компьютерная база данных, оформленная в виде автоматизированной картотеки, или коллекция, пояснения для которой составлены в виде картотеки, и пр.
В настоящее время в рамках криминалистической регистрации насчитывается около трех десятков различных учетов, которые в зависимости от особенностей учитываемых объектов и характеризующих их признаков группируются по трем основным направлениям (в зависимости от функциональных особенностей):
оперативно-справочные учеты;
криминалистические учеты;
экспертно-криминалистические;
справочно-вспомогательные учеты.
В основу оперативно-справочных учетов положены такие признаки лиц, предметов, вещей, изделий (например, заводские номера, маркировки с указанием заводов-изготовителей, времени и места выпуска), выявление и фиксация которых не требует экспертно-криминалистических познаний, применения соответствующих средств и методов (разумеется, за исключением случаев уничтожения или подделки номеров). Признаки таких объектов регистрации описываются непосредственно следователями и работниками оперативных аппаратов, в отличие от криминалистических учетов, когда информационные признаки объектов выявляются, как правило, путем специальных исследований или экспертиз, хотя ведутся эти учеты не только в экспертно-криминалистических подразделениях, но и в информационных центрах органов внутренних дел.
В зависимости от уровня централизации учетов они подразделяются на:
местные — ведутся в горрайорганах внутренних дел;
региональные — ведутся в информационных центрах (ИЦ) МВД республик и управлений (в том числе на транспорте) внутренних дел;
центральные — ведутся в Главном информационном центре (ГИЦ) и Экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД РФ.
Криминалистические учеты являются истинно криминалистическими, так как для их ведения требуются специальные криминалистические знания. Криминалистические учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных серийных межрегиональных и региональных преступлений. Информационная основа этих учетов состоит в собирании, накоплении и более углубленном анализе криминалистически значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событий.
Криминалистические учеты ведутся не только на федеральном и местном, но и на межгосударственном уровне в ГИЦ. При этом накопление и обработка криминалистически значимой информации в ГИЦ осуществляются в Федеральном банке криминальной информации (ФБКИ), а на местах - в Региональных банках криминальной информации (РБКИ). В этих банках накапливается информация об особо опасных преступниках (бандитах, насильниках, вымогателях, убийцах, террористах, мошенниках, сбытчиках наркотиков и др.); особо опасных нераскрытых и раскрытых преступлениях с характерным способом совершения (насильственные с особой жестокостью, сопровождаемые особой дерзостью и исключительным цинизмом, квалифицированные кражи имущества, хищения в финансово-кредитной системе и др.), а также хищениях ценностей из металлических хранилищ. При этом параллельно используются автоматизированные банки данных (АБД), состоящие из подсистем. Наиболее значимыми из них являются:
• «Досье» (содержит установочные данные – ф.и.о., приметы, место работы, жительства – на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления и др. информацию);
• «Оповещение» (учёт лиц, объявленных в федеральный розыск);
• «Оружие»;
• «Опознание» (обеспечивает установление личности граждан по трупам);
• «Вещь» (сведения о похищенных и изъятых номерных вещах, документов общегосударственного обращения);
• Сейф (сведения о похищенных ценностях из металлических хранилищ);
• и др.
Первоначальная роль в таких учетах отводится сведениям о месте, времени совершения преступления и предметах посягательства и особенно о признаках способа совершения преступлений как известными, так и неизвестными лицами. Подобная информация используется не только в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, но и для совершенствования тактики и методики их раскрытия и расследования.
Значительное место в таких учетах занимают и данные экспертно-криминалистических учетов. Их ведение обеспечивают специалисты в области баллистики, дактилоскопии, почерковедения и других экспертно-криминалистических подразделений.