Международные юридические лица. Правовое положение международных хозяйственных объединений.
Искусственные образования, действующие в качестве самостоятельных субъектов права, называются юридическими («моральными», «фиктивными») лицами. Они создаются для быстрой и эффективной концентрации капитала.
Стороной в отношениях МЧП могут выступать различные лица, как являющиеся, так и не являющиеся по своей правовой природе юридическими лицами.
В основном классификация юридических лиц, участвующих в международных частноправовых отношениях, осуществляется в зависимости оттого, относятся они к отечественным или иностранным. Таким образом выделяют:
• отечественные юридические лица;
• иностранные юридические лица.
Можно также выделить ряд специфических юридических лиц в зависимости от сочетания в них тех или иных отечественных и иностранных элементов.
1. Коммерческие организации с иностранными инвестициями.Они создаются по отечественному праву и не являются иностранными, хотя по структуре капитала, национальности учредителей и некоторым другим элементам являются иностранными.
2. Компании, создаваемые российскими субъектами хозяйствования за границей.Они являются по сути иностранными, но в силу российской национальности учредителей подчиняются некоторым положениям российского права. Одной из разновидностей таких компаний являются оффшорные компании. Они создаются в зонах льготного налогообложения, и их порядок учреждения и деятельности имеет ряд преимуществ.
3. Транснациональные корпорации.Довольно условный термин, поскольку подобные образования представляют собой конгламерат нескольких юридических лиц разной национальной принадлежности.
25. Правовое положение иностранных юридических лиц в России.Хозяйственная деятельность иностранных предприятий на территории Российской Федерации может осуществляться в следующих организационно-правовых формах:
– участие в предприятиях, а также создание дочерних предприятий;
– создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным физическим и юридическим лицам, а также их дочерних предприятий и филиалов;
– приобретение предприятий и их долей;
– создание филиалов иностранных юридических лиц;
– создание представительств иностранных юридических лиц.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», актами о приватизации.
Содержание правоспособности юридического лица определяется его личным законом. Однако согласно ч. 3 ст. 1202 Гражданского кодекса РФ «юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении».
Согласно российскому законодательству под предприятиями с иностранными инвестициями понимается предприятие с долевым участием иностранных инвесторов (совместное предприятие) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Все они могут создавать дочерние предприятия и филиалы, кроме того, на территории Российской Федерации могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц.
Иностранные инвесторы при создании предприятия с иностранными инвестициями чаще всего используют две организационно-правовые формы: закрытое акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. В отличие от ранее действующего законодательства СССР, которое предполагало явно выраженный разрешительный порядок создания совместных предприятий, в настоящий момент времени в России в целом установлен явочно-норматив-ный порядок, за рядом исключений:
– для предприятий с большим объемом иностранных инвестиций требуется разрешение Правительства Российской Федерации;
– при создании предприятий, связанных с производством крупномасштабного строительства или реконструкцией, необходимо проведение экспертизы, которая носит характер разрешения;
– в случае, когда производство определенных продуктов, созданных предприятием, может оказаться опасным для экологии, представляется необходимость получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологической службы и экологического заключения;
– для ведения страховой деятельности требуется разрешение Министерства финансов РФ, а для ведения банковского дела необходимо разрешение Центрального банка РФ;
– участие в приватизации предприятий и объектов торговли, автотранспорта, общественного питания, мелких предприятий промышленности и строительства осуществляется на условиях инвестиционного коммерческого конкурса.
Для предприятий с иностранными инвестициями существуют льготы, предоставляемые в области налогообложения и уплаты таможенных пошлин.