Международные юридические лица. Транснациональные корпорации.

БИЛЕТ №1

Понятие МЧП

МЧП- представляет собой совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные правоотношения осложненные иностранным элементом.

Международная правовая охрана авторских прав

Авторское право – совокупность правовых норм, которые регулируют порядок использования произведения литературы науки и искусства. Объекты – объекты литературы, науки, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

Исключительные права имеют личный неимущественный и имущественный характер.

Субъекты – лица, обладающие исключительными правами на произведения и их наследники. Личные права принадлежат автору независимо от имущественных и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом, при условии, что произведение автора иностранца было обнародовано на территории этого государства и ранее не обнародовалось за границей.

Предоставление национального режима на условиях материальной взаимности. Субъективные авторские права, возникшие на основе иностранного закона, признаются и охраняются на территории РФ только при наличии международного соглашения на условиях взаимности. В отношении произведений иностранных авторов, созданных и изданных за границей, действуют два режима в РФ:

1)

· охраняемые произведения – произведения, опубликованные в РФ или за границей после 27 мая 1973 года и подпадающие под действие Всемирной Конвенции об авторском праве 1952 года (дата вступления Конвенции для РФ).

· произведения, впервые опубликованные после 13 марта 1995 года и подпадающие под действие Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» 1886 года

· все произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров РФ о взаимном признании и защите авторских прав

2) неохраняемые произведения, не подпадающие под вышеуказанные конвенции и договоры. Авторы неохраняемых произведений в праве претендовать на защиту своих прав и на уплату вознаграждения за опубликование их произведений в РФ.

Различные документы устанавливают разные сроки охраны авторских прав. в соответствие с ГК – жизнь автора + 70 лет после его смерти, по Бернской Конвенции – 50 лет, по Всемирной Конвенции – 25 лет.

Всемирная конвенция устанавливает льготы по охране авторского права для развивающихся государств, произведение иностранного автора может спокойно использоваться в течение 10 лет после опубликования произведения.

Обе конвенции исходят из принципа национального режима, то есть произведения граждан любого государства участника конвенции пользуются в каждом другом государстве охраной, которое государство предоставляет произведению впервые опубликованному на его территории. Ни одна конвенция и договоры не включает конкретный перечень охраняемых авторских прав

БИЛЕТ №2

Понятие ИНКОТЕРМС

ИНКОТЕРМС - свод унифицированных международных правил толкования торговых терминов, публикуемый Международной торговой палатой (МТП) Парижа.

Предмет и метод МЧП

К предмету МЧП относятся частноправовые отношения осложненные иностранным элементном. В современной юридической науке существует плюрализм мнений относительно предмета правового регулирования. Доминирующей является позиция о формировании предмета МЧП из отношений гражданских, семейных и трудовых (Богуславский, Марышева, Звеков). Данные исследователи подчеркивают, что предметом МЧП могут являться гражданские правоотношения в широком смысле слова.

Наряду с традиционным видением предмета существует концепции, которые расширяют или сужают предмет.

Сужающей концепцией является цивилистическая концепция (Суханов, Попандопуло). Представители данной концепции утверждают, что предмет МЧП состоит из узко цивилистических отношений (имущественные и личные неимущественные отношения включают).

Расширяющая концепция (Ануфриева, Канашевский) – предмет МЧП состоит из 2 групп отношений:

· Материальные правоотношения в сфере гражданского, семейного и трудового права.

· Отношения процессуального характера, которые складываются в международном гражданском процессе и международном коммерческом арбитраже.

Т.о. предмет МЧП можно определить как возникающие в ходе международного общения гражданские, семейные, трудовые и иные личные неимущественные и имущественные отношения, а также тесно связанные с ними процессуальные отношения между субъектами МЧП.

Существует 2 метода регулирования частно-правовых отношений:

• материально-правовой метод

• коллизионный метод.

Материально-правовой метод

Материально-правовой метод - это прямое регулирование отношений с помощью единых правил, а коллизионно- правовой метод состоит в опосредованном регулировании отношений через отсылку к какому-либо национальному праву.

Материально-правовой метод регулирования состоит в том, что государства путём заключения международных соглашений создают единые правила, которые будут регулировать гражданские, семейные и трудовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами этих государств. Такие единые правила создаются путём принятия конвенций, международных соглашений.

Следует отметить, что на сегодняшний момент международные конвенции регламентируют далеко не все вопросы - ими охватываются лишь некоторые области международной торговли (купля-продажа, перевозка, отчасти - расчеты), в то время как другие области не урегулированы конвенциями, т.е. единые материальные нормы отсутствуют. Идеальной была бы ситуация, когда государства заключили бы конвенцию, утверждающую мировой гражданский кодекс или мировой семейный кодекс. Даже в странах Европейского Союза отсутствует единый гражданский, семейный или трудовой кодекс. Кроме того, принятые международные конвенции регламентируют далеко не все вопросы, поэтому у суда, рассматривающего дело, возникает необходимость восполнения пробелов путём обращения к национальному праву.

Коллизионный метод

Коллизионный метод состоит в том, что суд должен определить, право какого государства должно регулировать международное частноправовое отношение.

Данный метод называется коллизионным, поскольку между разнонациональными законами возникают коллизии.

Коллизия - это столкновение двух правовых систем.

Коллизионная норма (в отличие от нормы материального права) не содержит информации о правах и обязанностях сторон, а лишь указывает на то, право какого государства должно регулировать данные отношения.

Коллизионный и материально-правовой методы на практике часто сочетаются. Однако в п.З ст.1186 ГК РФ имеется правило: если международный договор содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению, определение применимого права на основании коллизионных норм исключается. Однако данное правило следует понимать следующим образом: коллизионные нормы должны применяться к тем отношениям, которые не урегулированы международным договором.

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. Применение Соглашения о международном грузовом сообщении 1950 г. (СМГС) и Соглашения о международных железнодорожных перевозках грузов 1980 г. (КОТИФ).

ж/д перевозки были первым видом перевозок, которые затронула унификация. В 1890 г. была принята Венская Конвенция о международных ж/д перевозок грузов (СИМ), в ней участвовало 9 государств (РФ входила). На уровне Европы в 1923 г. была принята Бернская Конвенция о международных ж/д перевозках пассажиров и багажа. В этом же году была осуществлена переработка Конвенции СИМ и она стала действовать для европейских государств, а в 1980 г. обе Конвенции были переработаны и был принят единый документ – Бернская Конвенция о международных ж/д перевозках (КОТИФ). В настоящее время в число ее участников входят все государства Европы, государства Азии и Северной Африки. Данная Конвенция устанавливает порядок урегулирования спорных вопросов между сторонами, устанавливает претензионный порядок и содержит большие положения относительно ответственности перевозчика.

Вместе с тем СССР в КОТИФ не участвовал, а РФ тоже не участвует. Вместе с тем при осуществлении перевозок на территорию стран Европы положения КОТИФ применяются и для российских лиц. В 1950 г. между странами социалистического лагеря были заключены 2 соглашения: 1. Соглашения о международных грузовых сообщениях (СМГС) 2. Соглашение о международных пассажирских сообщениях (СМПС).

В настоящее время в рамках СНГ был образован Совет по Ж/Д транспорту для координации работы ж/д на международном уровне и для выработки согласованных принципов их функционирования. В рамках данного Совета было заключено соглашение Администраций Ж/Д стран СНГ и прибалтийских государств. 01.10.1997 г. – перевозки грузов между сторонами осуществляются на основании правил СМГС.

Дополнительно были разработаны соглашения: Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров, Соглашение о сотрудничестве в обществе технического переоснащения и обновления ж/д подвижного состава.

Легальное определение договора перевозки груза содержится в обеих Конвенциях и является идентичным. По договору международной ж/д перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначениями, выдать его управомоченному грузополучателю при условии, что пункты отправления и назначения находятся на территории 2-х различных государств.

В соответствии с КОТИФ договор перевозки грузов оформляется ж/д накладной, первый экземпляр которой является товарораспорядительным документом. Второй экземпляр докладной или дубликат остается у грузоотправителя для подтверждения факта заключения договора. В накладной указываются: полная характеристика груза и сроки доставки, грузоотправитель вправе сделать отметку о том, что плату за перевозку будет осуществлять грузополучатель. Не предусмотренные соглашением отметки в накладной могут привести к ее недействительности.

Соглашение КОТИФ направлено на подробное регулирование вопросов ответственности перевозчика. В случае нарушения договора перевозчик обязан составить акт, при отсутствии акта грузополучатель теряет право требования к перевозчику.

Ответственность перевозчика за не соблюдением условий перевозки возникает на принципах презюмируемой вины. Перевозчик может отклонить эту презумпцию только если представить доказательства о том, что убытки возникли в результате обстоятельств, за которых ж/д в соответствии с КОТИФ не отвечает.

К таким обстоятельствам относится: 1. Собственная вина лица, имеющего право на товар. 2. Негативные последствия, вызванные свойствами присущие самому товару. 3. Неизбежные обстоятельства. 4. Любое обстоятельство, указанное в числе специальных исков (список данный открыт - Перевозка на открытых платформах, ненадлежащая упаковка и перевозка животных).

Если перевозчик докажет, что ущерб вызван форс-мажорными обстоятельства, то он освобождается от ответственности полностью.

Перевозчик несет ограниченную ответственность за не сохранность груза и просрочку в его доставке. За несохранность груза ответственность составляет либо 51 франк пуанкаре за 1 кг. Груза, либо 17 СПЗ. За просрочку доставки предел ответственности составляет трехкратных размер провозной платы. Если будет обнаружен умысел перевозчика или его сотрудников, то предел ответственности не применяются. Срок исковой давности по соглашению установлен в 1 год. В случае неправомерных умышленных действий перевозчика – 2 года.

СМГС применяется в прямом международном ж/д грузовом сообщении между станциями открытыми для грузовых операций, расположенные на ж/д стран, которые участвуют соглашении. Транспортным документом является ж/д накладная, которая должна быть заполнена в строгом соответствии с положениями Конвенции. Накладная состоит из 5 листов: 1 лист – оригинал накладной, 2 лист – дорожная ведомость, 3 лист – дубликат накладной, 4 лист – лист выдачи груза, 5 лист – лист уведомления о прибытии груза. Все листы, кроме дубликата накладной сопровождают груз до станции назначения, дубликат накладной находится у грузоотправителя. В накладной грузоотправитель должен указать выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран. Если груз следует по территории более чем 2-х стран, то на каждую из стран составляется своя дорожная ведомость. В накладной существует графа – объявленная ценность груза, эта графа обязательна для заполнения при перевозке следующих видов груза: 1. Золото, серебро, платина и изделия из них. 2. Драгоценные камни. 3. Ценные меха и изделии из этих мехов. 4. Заснятых кинофильмов. 5. Предметы искусства и художественные изделия. 6. Антикварные вещи и домашние вещи.

При перевозке опасных грузов стороны договора должны также руководствоваться правилами перевозок опасных грузов. Эти правила были дополнительно разработаны к СМГС в 1998 г. таки же дополнительные правила действую в отношении скоропортящихся грузов, грузов перевозимых в контейнерах, грузы перевозимые в сопровождении. Кроме того, для порядка осуществления перевозки действует Служебная Инструкция к СМГС, особенность этого документа состоит в том, что она относится только к ж/д и не регулирует правовые отношения между отправителем и получателем. СМГС указывает какие предметы не могут быть допущены к перевозке, к таким грузам относится: 1. Предметы, перевозка которых запрещена хотя бы в одной из стран ж/д, которой участвую в перевозке. 2. Нельзя перевозить предметы составляющие монополию почтового ведомства. 3. Разрывные снаряды и огнестрельные боевые припасы. 4. Взрывчатые вещества и радиоактивные вещества. 5. Мелкие к отправке массой менее 10 кг на одном месте. 6. Грузы массой более 1,5 тонн в крытых вагонах с не открывающейся крышей. Законодательством каждый из стран могут быть введены дополнительные изменения.

Договор перевозки грузов считается заключенным с момента приема станцией отправления груза к перевозке. Прием удостоверяется наложением календарного штемпеля на накладную. Штемпель накладывается после оплаты грузоотправителем провозных платежей. Течение срока доставки начинается с 00 часов дня, следующего за днем принятия груза к перевозке. Перевозка может осуществляться 2 скоростями:

· Большая – срок на отправление груза – 1 сутки, скорость должна быть 320 км. в сутки.

· Малая – отправление – 1 сутки, скорость – 150 км. в сутки.

В любом случае срок доставки увеличивается на 1 сутки при перегрузки грузов. Ответственность перевозчика строится на принципе презюмируемой вины. СМГС устанавливает переделы ответственности перевозчика в пределах действительной стоимости груза. ж/д освобождается от ответственности в случае утраты груза при обстоятельствах: 1. Ненадлежащее качества груза и его упаковки. 2. В случае вины грузоотправителя. 3. Вследствие ненадлежащего исполнения таможенных или административных правил грузоотправителем или грузополучателем. 4. Отправитель сдал к перевозке предметы под неправильным, неточным или неполным наименованием.

В случае просрочки доставки ж/д освобождается от ответственности, если просрочка произошла в результате стихийных бедствий продолжающиеся более 15 дней или в результате обстоятельств, которые вызвали ограничение движения по распоряжению правительства соответствующей страны. Для возмещения ущерба необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок. Претензии предъявляются в письменной форме с обязательным обоснованием претензий. Претензия должны быть рассмотрена в течение 180 дней, общий срок исковой давности составляет 1 год.

БИЛЕТ №3

БИЛЕТ №4

Понятие Lex merkatoria

Lex merkatoria- это совокупность правил поведения, выработанных участниками международного коммерческого оборота в ходе осуществления своей деятельности. Данные правила применяются для рассмотрения споров в международных коммерческих арбитражах.

Международный коммерческий арбитраж в России и за рубежом (МКАС при ТПП РФ, Арбитражный суд МТП в Париже, Институт арбитража Торговой палаты Стокгольма в Швеции): компетенция, порядок формирования арбитража и рассмотрения спора, применимое право

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в России являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (далее — МКАС) и Морская арбитражная комиссия (далее — МАК) при Торгово-промышленной палате РФ. Система государственных арбитражных (хозяйственных) судов не имеет отношения к российскому МКА; эти суды входят в общую государственную судебную систему.

Деятельность арбитражных судов регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 г. Положения ст. 247 АПК РФ содержат перечень критериев для установления компетенции государственных арбитражных судов по делам с иностранным элементом. Соглашение сторон, определившее, что возникший или могущий возникнуть спор подсуден Арбитражному суду РФ, устанавливает исключительную компетенцию государственного Арбитражного суда РФ по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительную компетенцию иностранного суда.

В России предусмотрена возможность создания внутренних третейских судов в соответствии с Федеральным законом 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» (ранее такие суды создавались на основе Временного положения о третейских судах для разрешения экономических споров 1992 г.). Такие третейские суды довольно широко распространены в современной России: они образованы при Газпроме, при Ассоциации банков РФ, при Союзе юристов РФ, при Межбанковской валютной бирже.

Внутренние третейские суды в соответствии со своими регламентами и положениями компетентны рассматривать коммерческие споры с иностранным элементом. Некоторые из них (например, Третейский суд при Международном независимом институте международного права) предусматривают рассмотрение международных коммерческих споров как профильную деятельность. В 2004 г. при ТПП РФ создан Третейский суд — негосударственный правоприменительный орган, компетентный рассматривать внутренние коммерческие споры, отнесенные к его компетенции по соглашению сторон.

Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда РФ регулируется Законом о МКАС РФ 1993 г., Положением о МКАС при ТПП РФ, Регламентом МКАС РФ 1994 г. В основу Закона о МКАС положены Типовой закон о международном коммерческом арбитраже 1985 г. и положения международных договоров РФ об арбитраже. В связи с этим созданная по этому Закону модель арбитража соответствует международным стандартам и современным тенденциям рассмотрения международных коммерческих споров.

В компетенцию МКАС входит рассмотрение споров из международных коммерческих контрактов при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение — МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором РФ. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы (в широком понимании термина «письменная» форма соглашения).

Закон о МКАС предусматривает типовую арбитражную оговорку. Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию государственных судов — и общей юрисдикции, и арбитражных (хозяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды отказать в приеме искового заявления или прекратить производство по делу. В данном Законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила. Юрисдикция МКАС обусловлена его компетенцией.

При наличии арбитражного соглашения международный коммерческий арбитраж принимает к рассмотрению не любые споры, а только те, которые входят в его компетенцию. Компетенция МКАС установлена Законом 1993 г. МКАС представляет собой международный коммерческий арбитраж общей компетенции и правомочен рассматривать две группы споров (ст.1 Закона).

Основная группа споров определяется предметным и субъектным критериями. Это споры из договоров и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. международные коммерческие споры. Субъектный критерий является дополнительным и уточняет, какие споры являются международными, если коммерческие предприятия сторон находятся на территории разных государств.

При наличии у одной стороны нескольких коммерческих предприятий во внимание принимается то предприятие, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению (ст. 1 Закона). Если сторона не имеет коммерческого предприятия (например, индивидуальный предприниматель), во внимание принимается ее постоянное место жительства.

Положение о МКАС конкретизирует гражданско-правовые отношения, споры из которых являются предметом разбирательства в этом международном коммерческом арбитраже: отношения по купле-продаже (поставке), выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами или услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену результатами интеллектуальной деятельности, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным отношениям, страхованию, совместному предпринимательству.

Перечень имеет открытый характер; на основании федеральных законов в компетенцию МКАС могут входить споры и из других гражданско-правовых отношений (например, защита прав патентообладателя в соответствии с Патентным законом РФ 1992 г.).

Вторая группа споров выделена только по субъектному критерию: это споры предприятий с иностранными инвестициями, международных организаций и объединений, созданных на территории РФ. Сюда включаются споры между этими субъектами, между их участниками, их споры с другими субъектами российского права. Характер таких споров в Законе не определен. Можно предположить, что МКАС компетентен рассматривать любые споры между этими субъектами.

Морская арбитражная комиссия РФ действует на основе Приложения к Закону 1993 г. — Положения о МАК при ТПП РФ. Регламент МАК также установлен в Приложении к Закону 1993 г. МАК вправе разрешать споры на основе соглашения сторон о передаче их в этот третейский суд. МАК отличается узким, специальным характером компетенции — споры из гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием. Отличие от МКАС — при определении компетенции МАК субъектный состав спора не имеет значения (юрисдикция МАК распространяется на лиц, коммерческие предприятия которых находятся как в одной стране, так и в разных странах).

Положение о МАК устанавливает примерный перечень отношений, споры из которых входят в ее компетенцию: по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, перевозке грузов в смешанном плавании (река-море), по морскому страхованию, по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, по спасанию на море, по купле-продаже и залогу морских судов и др.

Специфика арбитражного разбирательства и его характерная особенность заключаются в почти неограниченном праве сторон по установлению процедуры рассмотрения споров. Автономия воли является принципиальной основой Закона 1993 г. и регламентов МКАС и МАК. Абсолютное большинство норм, определяющих арбитражную процедуру, применяются только при отсутствии соглашения сторон и имеют диспозитивный характер. Автономия воли является решающим моментом при формировании состава арбитража, определении процедуры разбирательства.

Закон 1993 г. закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это своеобразные принципы арбитражного процесса: требования, которым обязательно должны отвечать арбитры; императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе; обязанности арбитража по отношению к сторонам.

Во всех остальных вопросах стороны сами определяют процедуру арбитражного разбирательства. При отсутствии соглашения сторон МКА использует свой Регламент, либо разбирает спор так, как считает необходимым. Закон 1993 г. не предусматривает обязанности МКА обращаться к действующему гражданскому процессуальному законодательству.

Регламент МКАС закрепляет правила арбитражной процедуры, применяемые при отсутствии соглашения сторон об ином. Правила Регламента: наличие списка арбитров, который не является обязательным (арбитром может быть назначено лицо, не включенное в список, в том числе и иностранец). Регламент определяет состав арбитража, назначение суперарбитра, назначение арбитров Председателем МКАС, наличие запасных арбитров.

В Регламенте содержатся диспозитивные нормы о месте проведения арбитражного разбирательства (г. Москва) и его языке (русский). Слушание дела производится в устной форме. Возможно и заочное разбирательство дела. Регламент закрепляет обязанность истца обосновать компетенцию МКАС.

Один из основных принципов деятельности МКАС — это обеспечение сохранения коммерческой тайны. Расходы по арбитражному разбирательству: регистрационный и арбитражный сборы, дополнительные расходы, издержки сторон. В процессе применяются правила Регламента и положения российского права.

Международный коммерческий арбитраж обладает правомочием выносить постановление о своей компетенции. Закон 1993 г. впервые в российской истории закрепил общепринятое в мировой практике правило об автономности и юридической самостоятельности арбитражной оговорки, т.е. прямую зависимость компетенции арбитража от арбитражного соглашения.

В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления и правила, касающиеся постановления арбитража о своей компетенции. Постановление арбитража о своей компетенции не имеет окончательного характера и может быть обжаловано в суде общей юрисдикции, решение которого окончательно и обжалованию не подлежит. Постановление арбитража о его компетенции может выноситься и в предварительном порядке.

Арбитражное разбирательство прекращается либо вынесением решения по существу спора, либо вынесением постановления о прекращении арбитражного разбирательства. Постановление о прекращении может быть вынесено только по исчерпывающему перечню оснований.

Принципиальное положение, относящееся к характерным особенностям МКА, — его решение по существу окончательно и обжалованию не подлежит. В Регламенте МКАС РФ закреплено правило — решения международного коммерческого арбитража исполняются добровольно в установленные в решении сроки. Если срок не установлен, — решение подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению.

Отмена арбитражного решения может быть произведена только по строго ограниченному перечню оснований, которые не связаны ни с существом спора, ни с вопросами применимого права. В Законе содержится исчерпывающий перечень оснований для отмены решения МКА. Группы таких оснований: по инициативе сторон и по инициативе суда. Основания для отмены практически совпадают с основаниями для отказа в принудительном исполнении арбитражных решений. Исключительное средство оспаривания арбитражного решения — ходатайство заинтересованной стороны о его отмене.

Функции государственных судов общей юрисдикции и государственных арбитражных судов в отношении международного коммерческого арбитража определены в российском процессуальном законодательстве. В настоящее время существуют две параллельные юрисдикции по делам об оспаривании решений МКА: в судах общей юрисдикции и в государственных арбитражных судах. По делам об оспаривании компетентен государственный суд, на территории которого было принято решение МКА.

Иностранные арбитражные решения, при вынесении которых были применены нормы российского законодательства, могут быть оспорены только в государственных арбитражных судах. Такое оспаривание возможно только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Данная норма имплементирована в российское законодательство из Европейской конвенции 1961 г.: ст. IX устанавливает правовые основы для отмены арбитражного решения — отмена производится в государстве, где решение было вынесено, либо в государстве, по закону которого решение было вынесено. Второй случай предполагает применение п. 5 ст. 230 АПК РФ.

Стороны имеют право представить в государственный суд заявление о компетенции третейского суда, о наличии или действительности арбитражного соглашения. Рассмотрение такого заявления производится судом соответствующей инстанции по месту проведения арбитража. В законодательстве закреплено право сторон обратиться в государственный суд с просьбой о предварительном обеспечении иска; право ходатайствовать в суде об отмене арбитражного решения.

При предъявлении ходатайства об отмене арбитражного решения заинтересованная сторона обязана доказать наличие в арбитражном процессе серьезных нарушений: выход арбитража за пределы его компетенции, недееспособность одной из сторон, недействительность арбитражного соглашения и т.д.

Отмена решения международного коммерческого арбитража возможна только по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Определение государственного суда об оспаривании решения может быть обжаловано в кассационном порядке.

БИЛЕТ №5

Понятие национализации

Национализация -это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства

2)Личный статут юридического лица и его варианты. Понятие и критерии национальности (государственной принадлежности) юридических лиц (доктрина оседлости, доктрина инкорпорации, доктрина центра эксплуатации, доктрина контроля).

Личный закон ЮЛ – регулирует вопросы:

- Статус лица в качестве ЮЛ

- Организационно-правовая форма ЮЛ

- Его право и дееспособность, в т.ч. деликтоспособность

- Порядок реорганизации и ликвидации ЮЛ

- Внутреннее организационное отношение.

Определяется при помощи критериев:

- Критерий инкорпорации – личным законом признается страна, где ЮЛ было учреждено.

- Критерий оседлости – по месту нахождения органов управления ЮЛ.

- Критерий центра эксплуатации – по основному месту деятельности ЮЛ (коммерческое предприятие).

- Критерий контроля – на основе национальности лиц, которые реально контролируют деятельность данного ЮЛ.

1 и 2 критерий являются основными. 3 и 4 критерий применяются в субсидиарном порядке.

В ст. 1202 ГК РФ критерий инкорпорации закрепляется в качестве основного правила, но при этом п. 2 ст. 1211 ГК РФ для определения национальности лица в сфере договорных отношений закрепляет критерий центра эксплуатации.

БИЛЕТ №6

БИЛЕТ №7

БИЛЕТ №8

БИЛЕТ №9

Понятие реторсии

Реторсия - правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физические или юридические лица первого государства.

Принципы УНИДРУА

своеобразный свод норм контрактного права, разработанный институтом унификации частного права в 1994 г.

Принципы УНИДРУА – это неофициальная кодификация правил международной торговли. Принципы устанавливают общие нормы для международных коммерческих контактов. Основаны на общих принципах права, а также принципах наиболее приспособленных для потребностей международной торговле. Это набор гибких правил, учитывающих все разнообразие внешнеторговой практики.

Не обладают юридической силы и подлежат применению при наличии специального согласия сторон (прямого (ссылка прямо на УНИДРУА) или косвенного (ссылка на общие принципы права или LM).

Аспекты применения УНИДРУА.

1) регулирование торговых сделок.

2) как доказательство всеобщей практики.

3) толкование и восполнение пробелов международных многосторонних соглашений.

Принципы УНИДРУА закрепляют свободу договора, его добросовестность и обязательность, формируют специфические условия международных коммерческих контрактов, разрешают противоречия между стандартными и неожиданными условиями, устанавливают возможность наличия подразумеваемых обязательств.

Принципы м/н коммерческих договоров УНИДРУА были одобрены в 1994, их новая редакция была принята в 2004. По своей юридической природе принципы не являются юридически обязательным документом. Целью принципов является установление сбалансированного свода норм, предназначенных для использования во всем мире независимо от прав, традиций, а также экономических и политических условий отдельных государств где они будут применяться. Принципы включают - общие положения, положения о заключении договоров, их действительности, толковании, исполнении.

К общим положениям относятся:

1) свобода сторон вступать в договор и определять его условия

2) необязательность письменной формы заключения договора и возможность доказывания акта его заключения любым способом включая свидетельские показания.

3) обязательность договора и возможность его изменения или прекращения только в соответствии с его условиями или по соглашению сторон.

4) преимущество императивных норм применимого права (национального, м/н) перед положениями принципов УНИДРУА.

5) стороны могут исключать применение настоящих принципов отступать от них или изменять содержание любого из их положений, если иное не предусмотрено в принцип.

6) учет при толковании принципов УНИДРУА их м/н характера и целей включая достижение единообразия в применении.

7) решение вопросов прямо не разрешенных в принципах в соответствии с выраженными в них общими началами.

8) обязательность для сторон действовать добросовестно и в соответствии со стандартами частной деловой практике в м/н торговле.

9) порядок извещения сторонами друг друга, когда такие извещения требуются.

БИЛЕТ №10

Понятие обход закона

Обход закона - намеренное и искусственное создание лицом коллизионной привязки гражданско-правового отношения к какой-либо определенной национальной правовой системе, и создание тем самым коллизии законов с целью вызвать применение одного национального закона и избежать применения другого (неблагоприятного).

Билет № 11

1) Тип коллизионной привязки( формула прикрепления)- это наиболее типичные, максимально обобщенные правила, чаще всего используемые при построении коллизионных норм коллизионные критерии.

2) Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. Применение Соглашения о международном грузовом сообщении 1950 г. (СМГС) и Соглашения о международных железнодорожных перевозках грузов 1980 г. (КОТИФ).

ж/д перевозки были первым видом перевозок, которые затронула унификация. В 1890 г. была принята Венская Конвенция о международных ж/д перевозок грузов (СИМ), в ней участвовало 9 государств (РФ входила). На уровне Европы в 1923 г. была принята Бернская Конвенция о международных ж/д перевозках пассажиров и багажа. В этом же году была осуществлена переработка Конвенции СИМ и она стала действовать для европейских государств, а в 1980 г. обе Конвенции были переработаны и был принят единый документ – Бернская Конвенция

Наши рекомендации