Кодификация права рсфср 1922-1924
ГП.ГК сост-л из общей части вещн пр, обязат-го пр, наследс-го пр. ГК содержал определит-е, декларат-е, истолковат-е и организац-е нормы. Зак-ль ориент-ся на относит-й и врем-й хар-р пр переход-го периода. Правов форма казалась преходящей, ожидали ее скорого исчезновения и замены пр норм технич-ми и организац-ми. Принципу зак-ти противопост-ся принц целесообр-ти => пр нигилизм. Подчерк-сь что имущ-е пр частных лиц явл-ся уступкой во имя развития произв-х сил страны и д.б. подчинены общей идее о господств-щей роли социалистич соб-ти. 3 вида частн соб-ти: единоличн соб-ть физ лиц, соб-ть неск-х лиц (общая), соб-ть частных юр лиц. Зак огранич объем и размеры пр частн соб-ти по кругу допуск-мых объектов, по устан-му пределу размера частн предпр, по размеру наследств-й массы, размеру домовлад-я, торг предпр-я и т.п. В период НЭПа шир распростр-е получили дог-ры аренды и концессии, на основ кот-х гос-е им-во передав-сь в пользов-е частн лиц. В июле 1921г. постан-е СНК регламент-ло порядок сдачи в аренду промыш-х предпр-й и запретило одностор расторж-е дог-ра вне суд-го порядка рассм-я споров. Арендатор мог сбывать продукцию предпр-я на рынке, дог-р мог предусм-ть снабж-е предпр-я гос-м сырьем. Обяз-ти арендатора: дог-р опред-л какого рода изделия и в каком кол-ве должен выраб-ть арендатор; опред-сь доля гос-ва; обязан поддерж-ть предпр-е на должном технич уровне. Срок аренды и др. усл-я жестко регламент-сь.
ЗЕМЕЛЬН.ПР. ЗК б. принят в сент 1922 и введен в действ в дек. В него входил зак «О трудовом землепольз-ии», прин-й в мае 1922г. ЗК сост-л из осн полож-й и 3-х частей: о труд. землепольз-ии, о город-х землях и гос-х земель им-вах, землеустр-ве и переселении. ЗК «навсегда отменял пр частн соб-ти» на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельхоз назнач-я составляют единый гос-й земель фонд, нах-ся в ведении Наркомзема и его местных органов. Пр пользов-я предост-ся трудовым землевлад-цам и их объед-ям, городским посел-ям, гос-ным учрежд-ям и предпр-ям. Покупка, продажа, завещ-е, дарение, залог земли запрещ-сь, наруш-ли подверг-сь угол-м наказ-ям.
ТРУД.ПР. Кодекс зак-в о труде б принят в ноя 1922г. 17 глав; в общ части опр-ся что все полож-я КЗоТ распростр-ся на все предпр и всех лиц, примен-х наемн труд за вознагр-е. Предост-е работы осущ-ся через Наркомтруда. В особых случ СНК мог издавать постан-я о привлеч-ии граждан к труду в порядке труд. повин-ти. Осн. формы привлеч-я к труду – коллект-й и труд-й дог-р. Признав-сь недейст-ми усл-я дог-ра, ухудш-щие полож-е нанимающ-ся и «клонящие к огранич-ю политич и общегражд прав трудящ-ся». Новый КЗоТ вводил порядок соц страхов-я в гос-х, общест-х, кооперат-х, концесс-х, арендных, смеш-х, частных предпр-ях, учрежд-ях, хоз-вах и д/частн лиц. Соц страх-е охват-ло все виды выплат (по болезни, берем-ти, инвалид-ти и др).
УП.УК РСФСР сост-л из введ-я и 2х частей – общ и особ-й и вступ в действ с июня 1922. Прест-е – «всякое обществ опасное действ/бездейств, угрож-щее основам советск строя и правопорядку, устан-му рабочее-крест властью на переходн к коммунис-му строю период времени». Цели наказ-я: предупр-е новых правонаруш-й, приспособл-е правонаруш-ля к усл-ям общежития, лишение прест-ка возм-ти совершить новые прест. Назнач-е наказ-я осущ-ся суд-ми орг на осн социалистич правосоз-я, руковод-х начал и статей УК. Исп-ся принцип аналогии, что дает шир возм-ти судам толковать зак. При опред-ии меры наказ-я учит-ся степень и хар-р опас-ти как самого прест-ка, так и прест-я. Сист наказ-й варьир-сь от обществ пориц-я до изгнания из пределов РСФСР. По делам, нах-ся в пр-ве у ревтрибуналов в кач-ве исключит меры примен-ся расстрел. Кроме наказ-й примен-сь меры соц защиты: удаление из опред-й местности и воспрещ-е занимать опр-е долж-ти, заним-ся опр-й деят-тью. Сист прест-й: гос-е, против порядка управл-я, хоз-е, имущ-е, воинские и др.
ПРОЦЕСС.ПР.УПК РСФСР б утв-ден ВЦИК в фев 1923. Принципы: публич-ть и гласность (кроме дел, содерж-щих воен, дипломатич или гос-ю тайну или свед-я об интимн стор жизни граждан). На предварит следств д.б. выясн-ся и исслед-ся все обстоят-ва как уличающие так и оправдывающие обвин-го. По делам в кот-х участвовал прокурор треб-сь обязат-е участие защиты.
ГПК б принят в июле, введен в действ в сент 1923. Обязывал суд не огранич-ся представл-ми матер-ми, а стремиться к выясн-ю всех обстоят-в дела. Ст.4: «за недостатком узаконений и распоряж-й д/реш-я дела суд реш-т его, руководствуясь общими началами советского зак-ва и общей политикой Рабочее-Крест-го Прав-ва. И в угол и в гр пр действ-л кассац-й порядок пересмотра суд реш.
ОСНОВЫ СОЮЗНОГО ЗАК-ВА.На сессии Цик СССР в окт 1924г. б приняты Основы судоустр-ва и судопр-ва Союза ССР и союзн республик. Док-т опред-л пределы действ угол-го зак-ва, виды, цели и усл-я примен-я наказ-й. На его осн в 1926г. б принята новая редакц УК. В нем б разраб разделы о гос-х и воинск прест-ях, полож-я кот-х б приняты в 1924 на союзн уровне. В дек 1928 прин-ся Общие начала землепользов-я и землеустр-ва СССР. Основа земель строя – национализ-я земли иустан-е на нее исключит-й гос-й соб-ти СССР. Все сделки с землей счит-ся недейств-ми. Цель всех мероприятий по землеустр-ву и землепольз-ю – усил-е в этой сфере социалистич-го строит-ва. Средства к этой цели – повыш-е технич-го уровня хоз-ва, коопериров-е, развитие коллект-х и сель-х хоз-в. Гос-во поощряло переход к коллект-му хоз-нию в форме коммун, артелей и тов-в. С этой целью устан-сь льготы по сельхозналогу, кредитованию, очеред-ти надел-я землей, аренде и безвозмезд-му пользов-ю имущ-ми и предпр-ми, обеспеч-ю семенами, скотом сельхозмашинами.Кулацким хоз-вам запрещ-сь брать земли в аренду. Сельск советы отказывали в регистрации аренды, если: ее усл-я явл-ся кабальными; земля сдается кулацким хоз-вам. Использ-е наемного труда в кулацких хоз-вах рег-сь нормами КЗоТ.
Общесоюзн кодификации пр отразили процессы централизации власти, упр-я и рег-я, происх-шие в стране.
Билет 21.
- Правовая политика самодержавной монархии в 16 веке. Государственные реформы середины 16 века.
- Контрреформы 80-90 гг. 19 века.
1. Государственная централизация потребовала проведения ряда реформ в административной, финансовой и военных отраслях.
Финансовая реформа: вся денежная система сосредоточена в руках гос-ва. в конце XVI века была проведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц. Вводился ряд прямых и косвенных сборов. Была установлена единая торговая пошлина.
Военная реформа: обязательная дворянская служба. Получали плату в форме поместных наделов. Дворянство составило костяк вооруженных сил. На службу в армию поступают иностранцы.
Обязательным по закону становится письменный акт, будь то меновая, купчая, кабальная или иная сделка.
Ответственность по обязательствам переходит от лица к его имуществу
Со смертью должника прекращается только обязательство личного характера (служилая кабала), а имущественные переходят к наследникам
Церковь является одним из крупнейших землевладельцев. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырских землевладений. Была проведена частичная конфискация монастырских земель. В 1580 году монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей. Политическая роль церкви возросла. В 1589 в России утверждается патриаршество, русская церковь получает полную самостоятельность. особое положение церкви отразилось в соборном уложении. Впервые предусматривалась ответственность за церковные преступления. Решительным политическим актом стала опричнина. Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория гос-ва была разделена на опричнину и земщину. Были сформированы спец подразделения (опричники). Сложилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика.
В первом общероссийском ("великокняжеском") Судебнике 1497 г. нашли применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Главной целью Судебника были распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.
К моменту принятия Судебника далеко не все отношения регулировались централизованно. Учреждая свои судебные инстанции, московская власть некоторое время вынуждена была идти на компромиссы: наряду с центральными судебными учреждениями и разъездными судами, создавались смешанные ("смесные") суды, состоявшие из представителей центра и мест.