Предмет и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии
Исправительная (пенитенциарная – от лат. «poenitentiarius» – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
Взаимодействуя с исправительным правом, исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.
Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, с формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, с отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения. Все факторы, механизмы внутриличностной перестройки, необходимые условия формирования социально адаптированного поведения личности должны учитываться исправительным правом.
Наказание – отрицательная социальная санкция, возникающая как следствие допущенной индивидом или социальной группой провинности, правового нарушения и заключающееся в ограничении его возможностей или понижении его (ее) социального статуса.
Одно и то же наказание, одна и та же награда по-разному действуют на разных людей. Различные награды и наказания имеют различное мотивационное влияние на поведение одного человека. Чем больше данный человек нуждается в данной награде, тем больше она определяет его поведение.
Раскаяние – искреннее самоосуждение провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность (и даже желание) нести наказание, глубокое самопорицание личностью своего антисоциального поведения. Чистосердечное раскаяние, – а нечистосердечного раскаяния не бывает – обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность за совершенное преступление. Раскаяние – психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда.
Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании способности осуществлять нравственный самоконтроль, самоопределять свои социальные обязанности.
Исправить провинившуюся личность – это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушаемую до этого социальную ценность.
Пенитенциарная парадигма (основоположение) состоит в исправлении преступника путем побуждения его к самоанализу и самоосуждению, к наложению им наказания на самого себя с последующим катарсисом (очищением).
Покаяние, понимаемое как обретение личностью обновленного нравственного качества, – основная сверхзадача исправительно-воспитательной деятельности. Закоренелый преступник – это многократно судившийся за тяжкие преступления преступник, не испытавший никогда раскаяния по поводу своих злодеяний, утративший способность к адекватной моральной самооценке, индивид с атрофированным нравственным самосознанием.
Кризис нравственного самоанализа – эта психическая деформированность личности имеет широкую социальную базу. Стратегическая задача ИТУ – оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки.
Развращающее влияние криминализированной среды здесь не только не преодолевается, но получает некоторые дополнительные стимулы: скученность, бесконтрольность досуга, ничем не искоренимое господство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному поведению, подчинению «закону». Тюремные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации.Тюрьма (читатель понимает, что под этим собирательным понятием мы подразумеваем все места лишения свободы, в том числе и те, которые фарисейски называются лагерями) переполнена теми униженными «опущенными», которые наказаны так неизмеримо жестоко, что худшей кары вообразить невозможно.
Как отмечают исследователи, сотрудники ИТУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они просто не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им не ведомы, а стало быть, им не ведом и принцип пенитенциарности.
И для того чтобы современные ИТУ стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходима принципиальная их реорганизация, переподчинение их более гуманитарно компетентным органам, насыщение их психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключен здесь ритуал и церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий).
В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИТУ можно указать следующие:
психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;
разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений психологической защиты;
разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентации.