Южно-российский институт управления ранхигс

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для учебной дисциплины

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Ростов-на-Дону – 2015

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ РАНХиГС

Юридический факультет

Кафедра процессуального права

Рецензент – Назаров С.Н., заведующий кафедрой процессуального права Южно-Российского института управления РАНХиГС, д.ю.н., профессор

Бочарова Н.Н.

Юридическая психология: Фонд оценочных средств дисциплины. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления РАНХиГС, 2015.

Фонд оценочных средств разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от
04.05.2010 г. № 464, и рабочей программы дисциплины.

Предназначен для студентов очной, заочной форм обучения по направлению подготовки 400301 «Юриспруденция», профиль подготовки «Уголовно-правовой».

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт фондов оценочных средств. 4

Тема 1. Введение в Юридическую психологию. 6

Тема 2. Правовая психология . 9

Тема 3. Личность в сфере правоприменительной деятельности. 12

Тема 4. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве. 18

Тема 5. Криминальная психология. 20

Тема 6. Психология профессиональной деятельности юриста………..……..….28

Тема 7. Исправительная (пенитенциарная) психология…………………………………………………………………….…...38

Тематика курсовых работ. 41

Вопросы для подготовки к зачету. 422

Пример билета для проведения итоговой аттестации освоения компетенций. 45

Учебная карта дисциплины………………………………………………………..46

Паспорт фондов оценочных средств

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
Введение в юридическую психологию. ПК-2 ПК-14 Коллоквиум. Доклад. Тест.
Правовая психология. ОК-8 ПК-9 ПК-14 Коллоквиум. Упражнения. Реферирование. Эссе.
Личность в сфере правоприменительной деятельности. ОК-8 ПК-2 ПК-9 ПК-14 Коллоквиум. Доклад. Практические задания. Задания для выполнения лабораторной работы. Тест. Мастер-класс.
Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве. ПК-2 ПК-9   Задание для выполнения лабораторной работы. Реферирование. Тест.
Криминальная психология. ПК-2 ПК-9 ПК-14 Коллоквиум. Упражнения. Тест. Деловая игра.
Психология профессиональной деятельности юриста. ОК-8 ПК-2 ПК-9 Коллоквиум. Доклад. Упражнения. Тест. Задания для выполнения лабораторной работы.
Исправительная (пенитенциарная) психология. ОК-8 ПК-2 ПК-9 ПК-14 Коллоквиум. Реферирование. Упражнения. Тест.



Цель.

Получение профессиональных навыков работы с людьми.

2. Задачи:

- ознакомление с некоторыми общими паттернами поведения людей;

- изучение общих и специфических закономерностей проявления личности в процессе общения (конфликтного и бесконфликтного).

3. Задания для выполнения лабораторной работы:

3.1. Установление психологического контакта в процессе общения.

3.2. Составление сценария поведения различного типа личностей в типичных ситуациях.

3.3. Составление психологического портрета известного человека (политического или культурного деятеля, киногероя (положительного или отрицательного), др.).

Тесты:

Вопрос 1. Лица, пострадавшие в результате преступных посягательств, могут переживать следующее состояние:

А) Депрессия

Б) Эйфория

В) Воодушевление

Г) Внимательность

Д) Стенические эмоции

Вопрос 2. При определении морального вреда потерпевшему учитывается:

А) Объем финансовых потерь

Б) Разочарование

В) Страдание

Г) Недополученная прибыль

Д) Уровень его агрессивности

Вопрос 3. При анализе показаний свидетелей, обвиняемых, потерпевших, необходимо помнить, что на качество ощущений влияет

А) Его возраст

Б) Воздействие побочных раздражителей (алкоголь, наркотики, медицинские препараты)

В) Ситуация

Г) Особенности личности человека, его установки

Д) Все вышеуказанные варианты

Вопрос 4. Причиной искажения при восприятии объектов является такое свойство восприятия, как:

А) Константность внимания

Б) Переключаемость внимания

В) Иллюзии внимания

Г) Осмысленность внимания

Д) Объем внимания

Вопрос 5. Зная закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, прокурор, судья, адвокат и следователь могут активизировать память участников процесса в целях установления истины по делу с помощью специальных приемов. Какой из приведенных ниже приемов не может быть использован?

А) Создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей

Б) Обращение к образной памяти, использование следователем и судом наглядности

В) Установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними

Г) Использование следователем и судом наводящих вопросов, подсказывающих ход событий

Д) Проведение в необходимых случаях повторных допросов

Вопрос 6. Наиболее распространенной формой искажения представлений у потерпевших лиц, у лиц, переживших страх, аффект, находящихся в состоянии посттравматического расстройства, является:

А) Гиперболизация воспринятого

Б) Минимизация воспринятого

В) Селекция воспринятого

Г) Забывание воспринятого

Д) Перекомбинирование воспринятого

Вопрос 7. К психологическим критериям, подтверждающим наличие у субъекта сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы, можно отнести следующие факторы:

А) Сниженный уровень интеллекта

Б) Наличие определенных устойчивых черт характера, составляющих в своей совокупности синдром «сниженной волевой устойчивости»

В) Заниженная самооценка, вызывающая у субъекта чувство собственной неполноценности, ожидание неудач

Г) Сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности

Д) Сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости)

Вопрос 8. К способам самооправдания агрессии можно отнести:

А) Снижение значимости предпринятой агрессии путём сравнения своих действий с более агрессивными действиями других

Б) Оправдание собственных агрессивных действий более значимой целью

В) Разделение своей ответственности с другими лицами

Г) Дегуманизация жертвы и отказ признать за ней личностных человеческих качеств

Д) Все вышеуказанные варианты

Цель.

Получение знаний о таком виде судебных экспертиз, как судебно-психологическая экспертиза.

2. Задачи:

- ознакомление с целями, задачами, методами и возможностями судебно-психологической экспертизы;

- изучение отдельных видов судебно-психологической экспертизы;

- изучение вопросов, выносимых на исследование эксперту-психологу.

3. Задания для выполнения лабораторной работы:

3.1. Описать цели и задачи судебно-психологической экспертизы (СПЭ).

3.2. Описать один из видов СПЭ – по вариантам (в зависимости от номера в списке):

1) СПЭ эмоциональных состояний (аффект и фрустрация);

2) СПЭ потерпевших по делам о сексуальных преступлениях;

3) СПЭ социально-психологических особенностей членов преступной группы;

4) СПЭ определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий;

5) СПЭ индивидуально-психологических особенностей;

6) посмертная СПЭ;

7) СПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой (здесь же – по делам о ДТП);

8) СПЭ в гражданском процессе.

Материал для реферирования:

1. Федеральный закон № 73 от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 21.12.2010 «О судебной экспертизе по уголовным делам»

3. Сафуанов Ф.С. Определение аффекта у обвиняемого: проблемы правоприменительной практики и судебно-психологической экспертизы. // Юридическая психология, 2013, № 4, с. 18-23.

4. Желтов В.М., Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза по гражданским делам: правовое регулирование и правоприменительная практика: монография. – М.: Юрлит-информ, 2014. – 256 с. – для реферирования можно взять любую главу.

5. Сафуанов Ф.С., Исаева И.В. Анализ решений верховных судов по аффективным преступлениям и проблемы судебной экспертизы. // Российский судья, 2015, № 12, с. 37-40.

6. Лузанова А.А. Процессуальные возможности следователя при назначении судебно-психологических экспертиз. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 4 (55), с. 82-86.

Тесты:

Деловая игра «Немой»

Студентам предлагается деловая игра «Немой».

Цель данной игры: развитие профессиональной наблюдательности и способности делать умозаключения на ее основании.

Роли в игре: следователь (можно 2 человека); допрашиваемое лицо – немой свидетель преступления; наблюдатели.

Сценарий: немой свидетель должен с помощью мимики, жестов, поз, иных знаков рассказать следователю картину преступления (предлагается преподавателем), а следователь пытается понять. Наблюдатели во время игры внимательно отслеживают происходящее, затем дают свои комментарии.

Задание для выполнения лабораторной работы.

Цель.

Получение студентами знаний о личностных требованиях к профессии юриста, соотнесение себя с ними.

2. Задачи:

- освоить методику составления профессиограммы;

- научиться правильно оценивать личные и деловые качества личности в профессиональной реализации;

- адекватно оценить свои качества, способности и возможности в перспективе профессиональной юридической деятельности.

Задание.

Составить профессиограмму (на выбор – судьи, прокурора, адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта, государственного служащего, др.).

Тематика курсовых работ

1. История возникновения и развития юридической психологии.

2. Генезис представлений об объекте и предмете юридической психологии и их современное понимание.

3. Роль психологии в научном обеспечении юридической деятельности.

4. Психологические основы юридической деятельности.

5. Понятие и содержание психологической компетентности юриста.

6. Непреднамеренные ошибки свидетельских показаний: источники и предупреждение.

7. Исследование познавательной сферы личности как предмет исследования судебно-психологической экспертизы.

8. Учет и моделирование психических состояний человека в юридической деятельности.

9. Проблема личности в профессиональной деятельности юриста.

10.Понятие и содержание визуальной психодиагностики.

11.Психология личности преступника.

12.Профессионально-значимые свойства и качества личности юриста.

13.Особенности и значение коммуникативных процессов в юридической деятельности.

14.Тактика ведения переговоров.

15.Психологические средства и методы преодоления противодействия раскрытию и расследованию преступлений.

16.Социально-психологические особенности формирования и функционирования преступных групп.

17.Психология виктимности.

18.Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта.

19.Психология несовершеннолетнего преступника.

20.Психология судьи.

Список тем является примерным и открытым. Студентом может быть предложена другая – интересная ему для изучения тема.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии.

2. Краткий исторический обзор развития юридической (судебной) психологии.

3. Междисциплинарные связи в юридической психологии.

4. Методологические принципы изучения психики участников судопроизводства.

5. Психологические методы изучения личности в юридической деятельности.

6. Методы психического воздействия на личность в юридической практике.

7. Правовая социализация и правопослушное поведение.

8. Психология правосознания и правопонимания.

9. Психология правоисполнительного поведения.

10. Психологические аспекты правореализации.

11. Предпосылки эффективности правовых норм на общественном, групповом и личностном уровнях.

12. Психологические аспекты правотворчества.

13. Понятие личности в психологической и правовой науке.

14. Структура и содержание личности.

15. Темперамент. Его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности.

16. Характер, его основные свойства и черты; оценка их юристом.

17. Воля в структуре характера личности; психолого-правовая оценка волеизъявления субъектов уголовного и гражданского процесса.

18. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного, гражданского судопроизводства.

19. Сознание, понимание, их психолого-правовая оценка в уголовном и гражданском праве.

20. Мышление, интеллект; их значение при оценке сознания участников судопроизводства.

21. Воображение; его роль в мышлении, сознании личности.

22. Память, учет ее закономерностей.

23. Ощущения как элементарная форма психического отражения.

24. Закономерности и свойства восприятий; их значение при оценке доказательств.

25. Внимание и его роль в познавательной деятельности юриста.

26. Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях.

27. Состояния психической напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессе.

28. Стресс, фрустрация, посттравматические стрессовые состояния; их психолого-правовая оценка.

29. Аффект, его уголовно-правовое значение.

30. Психические и нравственные страдания.

31. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.

32. Компетенция, вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой в уголовном (административном) судопроизводстве.

33. Компетенция, вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой в гражданском судопроизводстве.

34. Подготовка, назначение судебно-психологической экспертизы, проверка и оценка ее заключения следователем (судом).

35. Общая социально-психологическая характеристика деятельности.

36. Психологический анализ преступной деятельности, противоправного поведения при различных формах вины.

37. Понятие, структура личности преступника, его психологические особенности.

38. Типология личности преступников.

39. Психологические особенности личности преступника, совершающего корыстно-насильственные преступления.

40. Психологические особенности личности преступника, совершающего экономические преступления.

41. Психологические особенности личности преступника, совершающего преступления по неосторожности.

42. Понятие, социально-психологическая характеристика группы.

43. Психолого-правовая характеристика организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.

44. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

45. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.

46. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста.

47. Оценка профессионально-психологических способностей юриста.

48. Психология осмотра места происшествия.

49. Психологические особенности проведения следственного эксперимента, проверки показаний на месте.

50. Психология производства обыска.

51. Психология предъявления для опознания.

52. Общие социально-психологические закономерности общения в профессиональной деятельности юриста.

53. Наиболее распространенные ситуации профессионального общения юриста.

54. Общие социально-психологические условия проведения допроса.

55. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации.

56. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации.

57. Психология допроса на очной ставке.

58. Психологические особенности допроса несовершеннолетних.

59. Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста.

60. Психологические особенности принятия решений юристом.

61. Общая психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности.

62. Психологические особенности коммуникативной подструктуры судебной деятельности.

63. Некоторые психологические вопросы организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов.

64. Психологические аспекты назначения наказания.

65. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

66. Психологический анализ коллектива осужденных.

67. Методы изучения личности и психологического воздействия на осужденных в целях их ресоциализации.

68. Психологическая характеристика адаптации осужденного к местам лишения свободы.

69. Основные средства исправления осужденных.

70. Социальная реадаптация освобожденного.

Пример билетов для проведения итоговой аттестации освоения компетенций

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Юридическая психология
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.
2. Тестовые задания:
Непосредственная предшественница юридической психологии: 1. Криминалистика 2. Общая психология 3. Судебная психология 4. Криминальная психология 5. Правовые дисциплины
Лица, пострадавшие в результате преступных посягательств, могут переживать следующее состояние: 1. Депрессия 2. Эйфория 3. Воодушевление 4. Внимательность 5. Стенические эмоции
3. Практическое задание
Составьте, пожалуйста, профессиограмму судьи.  
Заведующий кафедрой процессуального права, д.ю.н., профессор __________________________________________________________ С.Н. Назаров

Учебная карта дисциплины «Юридическая психология»

№ п/п Виды контрольных мероприятий Текущий контроль Рубежный контроль
  Модуль 1.
1. Посещение лекций  
2. Активность на семинарских занятиях, участие в коллоквиумах  
3. Реферирование  
4. Лабораторная работа  
5. Самостоятельная работа (написание эссе, подготовка докладов)  
7. Выполнение практического задания  
8. Выполнение упражнений  
9. Мастер-класс  
10. Тестирование  
  Модуль 2.
1. Посещение лекций  
2. Активность на семинарских занятиях, участие в коллоквиумах  
3. Реферирование  
4. Лабораторная работа  
5. Самостоятельная работа (написание эссе, подготовка докладов)  
7. Выполнение практического задания  
8. Выполнение упражнений  
9. Деловая игра  
10. Тестирование  
  Всего
  Зачет****

Шкала перевода рейтинговых баллов в традиционные оценки****

Аттестационная оценка по дисциплине Рейтинговые баллы
1. 2 - неудовлетворительно (с повторным изучением дисциплины) менее 31 балла (F)
2. 2 – неудовлетворительно (с возможной пересдачей) 31-59 (FX)
3. 3 – удовлетворительно 60-70 (D, E)
4. 4 – хорошо 71-84 (С)
5. 5 - отлично 85-100 (А, В)

Примечания:

***Баллы, полученные на зачете, складываются с баллами, полученными в течение семестра. Путем сложения этих баллов определяется итоговая оценка по дисциплине.

****Данная шкала перевода рассчитана на курс (дисциплину), изучаемую в течение одного семестра.

***** Допуск к экзамену возможен, если в течение семестра студент набрал не менее 35 баллов.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для учебной дисциплины

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Ростов-на-Дону – 2015

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ РАНХиГС

Юридический факультет

Кафедра процессуального права

Рецензент – Назаров С.Н., заведующий кафедрой процессуального права Южно-Российского института управления РАНХиГС, д.ю.н., профессор

Бочарова Н.Н.

Юридическая психология: Фонд оценочных средств дисциплины. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления РАНХиГС, 2015.

Фонд оценочных средств разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от
04.05.2010 г. № 464, и рабочей программы дисциплины.

Предназначен для студентов очной, заочной форм обучения по направлению подготовки 400301 «Юриспруденция», профиль подготовки «Уголовно-правовой».

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт фондов оценочных средств. 4

Тема 1. Введение в Юридическую психологию. 6

Тема 2. Правовая психология . 9

Тема 3. Личность в сфере правоприменительной деятельности. 12

Тема 4. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве. 18

Тема 5. Криминальная психология. 20

Тема 6. Психология профессиональной деятельности юриста………..……..….28

Тема 7. Исправительная (пенитенциарная) психология…………………………………………………………………….…...38

Тематика курсовых работ. 41

Вопросы для подготовки к зачету. 422

Пример билета для проведения итоговой аттестации освоения компетенций. 45

Учебная карта дисциплины………………………………………………………..46


Наши рекомендации