Распределение времени по видам учебных занятий
Дисциплина Криминология
Вид занятий | Очная форма обучения | Заочная форма обучения |
Всего часов | ||
Из них аудиторных | ||
в том числе | ||
Лекций | ||
Семинарских занятий | ||
Практических занятий | ||
Лабораторных работ | ||
Консультаций | ||
Контрольные работы | + | + |
Рубежные контроли | + | |
Рефераты | ||
Курсовые работы | ||
Зачеты | ||
Экзамены | + | + |
Учебно-тематический план
ДисциплинаКриминология
№ п/п | Тема | Форма обучения | |||||||
очная | заочная | ||||||||
Всего часов | Лекций | Семинаров практических лабораторных | СМР | Всего часов | Лекций | Семинаров практических лабораторных | СМР | ||
6 семестр | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Понятие, предмет, методология и задачи криминологии. История криминологии: основные этапы и концепции ее развития. Преступность и её основные характеристики. Основные причины преступности. Механизм преступного поведения. Учение о личности преступника Виктимология. Понятие, принципы и система предупреждения преступлений. Криминологическое прогнозирование и планирование мер воздействия на преступность. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение имущественных преступлений. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности. Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, ее причины. Консультация ВСЕГО |
Итоговый контроль – экзамен
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. М.: Юридическая литература. 1993.
2. Европейская Конвенция о пресечении терроризма 1977 г. [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3. Ст. 202.
3. Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. [Текст] // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты». Вып. 13. М., 2003. С. 130-136.
4. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3. Ст. 203.
5. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 60-89.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст]. М.: ОМЕГА*Л, 2011. 98 с.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]. М.: Издательство РИОР, 2011. 316 с.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 10 февраля 2012 г.) [Текст]. М.: Юрайт-Издат, 2012. 192 с.
9. Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» [Текст] // Собрание Законодательства Российской Федерации. 28.06.1999 г. № 26. Ст. 3177.
10. Аванесов, Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова. - М., ЮНИТИ –ДАНА, 2007. – 480 с.
11. Антонян, Ю.М. Криминология: Учебник. – М., Юрайт-Издат, 2012. – 523 с.
12. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: ЮСТИЦИН- ФОРМ, 2008. – 321 с.
13. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова. - М., 2009. – 753 с.
14. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - М., 2010. – 1008 с.
15. Криминология: Учебник / И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков. – М., Норма, 2011. - 306 с
16. Криминология: Учебно-методические материалы / Под ред. Лебедев С.Я. – М.: МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2007. – 228 с.
17. Курс мировой и российской криминологии. Том II. Особенная часть. Учебник для магистров / В.В. Лунеев - М.: Юрайт, 2011. - 872 с.
18. Сравнительная криминология: монография / И. М. Клеймёнов. М.: Норма. 2012. - 368 с.
Дополнительная литература:
19. Алексеев, А.И. Криминология. Курс лекций [Текст] / А.И.Алексеев. М.: «Щит-М», 2005.
20. Бурлаков, В.Н. Криминология личности: криминолого-правовое исследование [Текст] / В.Н.Бурлаков. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
21. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи [Текст] / Я.И.Гилинский. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
22. Горшенков, Г.Н. Криминологический словарь [Текст] / Г.Н.Горшенков. Н.Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лоба-чевского, 2004.
23. Горшенков, Г.Н., Костыря Е.А., Лукичев О.В. и др. Криминология и профилактика преступлений: Учебное пособие. Курс лекций [Текст] / Г.Н. Горшенков, Е.А.Костыря, О.В.Лукичев / Под общей ред. В.П.Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2001.
24. Долгова, А.И. Преступность и общество. Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом [Текст] / А.И.Долгова. Выпуск 3. М.: ИНИОН РАН. 2003.
25. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеева. М., 2007.
26. Криминология: Учебник для вузов [Текст] / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005.
27. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
28. Криминология: Учеб. пособие [Текст] / Г.И.Богуш (и др.); под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
29. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. В.Бурлакова, В.П.Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 2001.
30. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. И.И. Карпеца и В.Е.Эминова. М.: Независимое издательство Манускрипт, 1992.
31. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. В.В. Орехова. СПб., 1992.
32. Криминология: Курс лекций [Текст] / Под ред. В.Н.Буpлакова, С.Ф.Ми-люкова, С.А. Сидоpова, Л.И.Спиpидонова. СПб., 1995.
33. Криминология: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой. М., 1996.
34. Криминология. Учебно-методические материалы и альбом схем. Учебное пособие [Текст] / Под ред. С.Е. Вицина и В.А. Уткина. М., 1998.
35. Репецкая, А.Л., Рыбальская В.Я. Криминология. Общая часть [Текст] / А.Л.Репецкая, В.Я.Рыбальская. Иркутск, 1999.
36. Устинов, В.С. Криминология. Общая часть [Текст] / В.С.Устинов. Н. Новгород, 2001.
37. Устинов, В.С. Криминология. Особенная часть [Текст] / В.С.Устинов. Н. Новгород, 2002.
38. Четвериков, В.С., Четвериков В.В. Криминология: Учебное пособие [Текст] / В.С.Четвериков, В.В.Четвериков. М., 2006.
39. Шнайдер, Г.Й. Криминология [Текст] / Г.Й.Шнайдер: Пер. с нем. / Под общ. ред. и с предисл. Л.О.Иванова. М.: Издательская группа «Прогресс»–«Универс», 1999.
40. Шестаков, Д.А. Криминология: Краткий курс. Преступность как свойство общества [Текст] / Д.А.Шестаков. СПб, 2007.
Программное обеспечение:
Редактор видео и аудио-файлов (стандартный Windows).
Интернет-ресурсы:
№ п/п | Название сайта | Адрес сайта | Описание материала, содержащегося на сайте |
Канал юристы | http://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.kriminologiauchebnik.html | электронные варианты учебников по криминологии | |
Научная сеть | http://www.crimpravo.ru/ (криминологи.рф) | Множество материалов криминологической направленности | |
Саратовский центр TRACCC | http://sartraccc.ru | Информация об исследованиях российских и зарубежных ученых, библиография, проекты, конференции и т.д. | |
МВД РФ | http://www.mvd.ru/ | Интернет-сайт Министерства внутренних дел содержит статистические данные, отражающие состояние преступности в Российской Федерации; анализ состояния преступности за отчетные периоды |
Пакеты прикладных профессиональных программ:
СПС ГАРАНТ; СПС Консультант Плюс
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Понятие, предмет, методология и задачи криминологии.
Подготовка к аудиторному занятию:
1. Какова природа криминологии: это общественная, юридическая или естественная наука?
2. Что представляет собой предмет криминологии и каково его отличие от предмета уголовного права?
3. Что такое деликтология (девиантология) и ее практическое значение?
4. В чем сходство и различия предмета российской и американской криминологии?
5. Каково значение криминологии?
6. Перечислите современные задачи криминологии.
7. Назовите основные методы криминологии.
8. Охарактеризуйте новые направления криминологии.
9. Каково практическое значение криминологии?
Практическое задание:
Задание 1
В литературе можно встретить различные определения криминологии:
– наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;
– относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);
– общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности, в целях ее предупреждения.
Внимательно изучите эти определения. Какое из них является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ.
Задание 2. Проведите анонимное анкетирование студентов пятого курса Пензенского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» по следующим вопросам.
1) Понравились ли вам лекции по криминологии:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2) Достаточные ли знания дали вам семинары по криминологии:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
3) Пригодятся ли вам криминологические познания в будущей практической работе:
а) в прокуратуре;
б) в следствии;
в) в судах арбитражной, обшей юрисдикции; на государственной службе;
г) в коммерческих, частных или государственных и других организациях.
Задание 3. Составьте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук.
Задание 4. Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется Вам наиболее правильным (ответ обоснуйте):
а) криминология является частью науки уголовного права, так как она зародилась и развивалась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности;
б) криминология есть наука юридическая;
в) криминология стоит на грани права и социологии;
г) по своим задачам, приемам и методам исследования криминология - это социология; по специфичности круга изучаемых явлений - это криминальная судебная социология.
Задание 5. Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.
Задание 6. Составьте программу исследования и анкету по проблемам:
а) преступность и политика;
б) преступность и материальное положение;
в) преступность и мода;
г) преступность и маргинальность;
д) преступность и наследственность;
е) преступность и семья;
ж) виктимизация населения.
Каждый студент по составленной анкете должен опросить не менее 10 человек.
По усмотрению преподавателя студенты могут изменить предложенные темы опроса.
Обобщите материалы анкетирования и дайте анализ его результатов.
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 2. История криминологии: основные этапы и концепции ее развития.
Темы для сообщений студентов:
1. Зарождение криминологической мысли. Теологические взглядынапреступность и преступников. Периодизация криминологии: классический, позитивистский, плюралистический (современный) периоды ее развития.
2. Особенности развития криминологической мысли в России во второй половине XVIII – первой половине XIX века.
3. Уголовно-социологические теории преступности: социальной дезорганизации (Р. Мертон), теория субкультуры (А. Коэн, Р. Клауорд, Л. Оулин). Социально-психологические теории преступности: теория обучения (Г.-Ю. Айзенк, Г. Траслер), теория дифференциальной ассоциации (Э. Сатерленд, Д. Кресси), теория контроля (А. Рейс, М. Гоулд), социальной связи (Э. Хирш), теория интеракции, теория стигматизации «клеймения» (Р. Куинн и др.).
Практическое задание:
Задание 1. Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:
а) теологическим взглядамна преступность;
б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других представителей просветительно-гуманистического направления;
в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна);
г) криминологическим идеям русских революционных демократов (А.И. Радищева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского).
Задание 2. Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о Чезаре Ломброзо и его взглядах на преступность. Что Вы знаете о современных биопсихологических теориях преступности?
Задание 3. Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и современные социологические теории преступности.
Задание 4. Опишите состояние криминологической науки в России и за рубежом в современный период.
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 3. Преступность и её основные характеристики.
Подготовка к аудиторному занятию:
1. Определите понятие «преступность».
2. Какие дискуссии в криминологии о понятии «преступность» вам известны?
3. Что такое уровень преступности и каковы ее слагаемые?
4. Что такое латентная преступность и каковы методы ее исчисления?
5. Дайте понятие структуры преступности и назовите ее основные показатели.
6. Что такое динамика преступности и какие основные факторы на нее влияют?
7. Как повлияют на преступность изменения в УК РФ от 2012 года?
8. Как измерять цену преступности?
9. Что такое транснациональная преступность, каковы ее виды и источники информации о ней?
10. Охарактеризуйте состояние преступности за десять лет – с 2002 по 2012 гг. в России и в мире в целом.
Практическое задание:
Задание 1. В городе «А» в течении года зарегистрировано 1280 преступлений. Его население – 450 тысяч человек. В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 940 преступлений. Население здесь составляет 390 тысяч человек. Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тысяч населения и определите, в каком из них он выше.
Задание 2. Решите задачу: В области «А» за год зарегистрировано 3 тысячи лиц, совершивших преступления. Ее население – 830 тысяч человек, из них 180 тысяч – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» за тот же период зарегистрировано 2 тысячи лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 780 тысяч человек, из них 75 тысяч дети, не достигшие 14-летнего возраста. Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой он выше.
Задание 3. Опросите нескольких человек (соседей, знакомых, родственников), задав им следующие вопросы:
1. Совершались ли в течение последнего года в отношении Вас такие действия, которые квалифицируются в уголовном законодательстве как
– хулиганство (да, нет);
– обман потребителей (да, нет);
– кража (да, нет);
– грабеж (да, нет);
– нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (да, нет);
– иные преступления (да, нет).
2. Обращались ли Вы в правоохранительные органы с заявлением о совершенном преступлении (да, нет).
3. Если обращались, то какие меры были приняты:
– возбуждено уголовное, дело;
– отказано в возбуждении уголовного дела.
4. Если не обращались, то почему:
– считали преступление малозначительным;
– думали, что такое обращение бесполезно;
– опасались мести со стороны преступника;
– иные мотивы.
Заполненные анкеты обсчитываются, а результаты анализа полученных данных докладываются на практическом занятии.
Задание 4. Проанализируйте официальный сайт МВД РФ на предмет информации о состоянии преступности в России. Изобразите на контурной карте Пензы (Пензенской области) или какого-либо ее района «географию преступности».
Задание 5. Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают высокой, средней или низкой латентностью и объясните почему: дача взятки; получение взятки; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; незаконная порубка деревьев и кустарников; убийство; изнасилование; нарушение правил пожарной безопасности; мошенничество; кража; грабеж; присвоение или растрата; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; нарушение правил охраны рыбных запасов; незаконная охота; хулиганство; вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; самовольное оставление части или места службы; дезертирство; похищение человека; подмена ребенка; злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Задание 6. Ознакомьтесь с отчетами о зарегистрированных преступлениях (форма № 1) и лицах, совершивших преступления (форма № 2), и определите, какие характеристики (показатели) преступности отражаются в этих статистических документах.
Задание 7. В одном из районов города, где проживают 179 486 человек (из них: 91 373-женщины, 17 526-несовершеннолетних) за год было зарегистрировано 1675 преступлений, из них:
а) раскрыто -1485 преступлений;
б) на долю ранее судимых лиц приходится 212 преступлений;
в) мужчинами всех возрастов совершено 1405 преступлений;
г) взрослыми совершено 1095 преступлений. Определите удельный вес в структуре преступности, преступлений, совершенных: несовершеннолетними, женщинами, рецидивистами, и рассчитайте коэффициенты преступности, преступной активности среди несовершеннолетних и лиц мужского пола.
Задание 8. Известно, что преступность обладает определенными статистическими закономерностями в своем развитии.
Определите, какие из нижеприведенных свойств, отражающих различные стороны преступных проявлений, обладают общими, а какие- частными закономерностями:
– общее сокращение преступности;
– устойчивые распределения отдельных видов преступлений;
– систематическое сокращение профессиональной преступности;
– уменьшение общественной опасности рецидивной преступности применительно к ее структуре с сохранением относительно высокого уровня рецидива;
– зависимость между возрастом правонарушителей и видами преступных действий;
– общее снижение преступности несовершеннолетних при временных “всплесках” роста ее в отдельных регионах, областях, городах и районах;
– относительная стабильность хулиганства и преступлений против личности, совершаемых главным образом по бытовым мотивам;
– устойчивые связи между характером преступлений и временем, местом их совершения;
– значительное уменьшение числа корыстных, должностных и ряда других преступлений; общая зависимость роста зарегистрированных преступлений при административно- территориальном преобразовании районов.
Задание 9. Прокомментируйте схему, иллюстрирующую социальные последствия преступности.
Задание 10. Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; преступлениям против собственности; хозяйственным преступлениям; к преступлениям, связанным с наркотиками.
Задание 11. Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой) и объясните почему: дача взятки; получение взятки; побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи; незаконная порубка леса; умышленное убийство; изнасилование; нарушение правил пожарной безопасности; мошенничество; кража; грабеж; присвоение вверенного имущества; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами; незаконная охота; хулиганство; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения; дата и принятие выкупа за невесту; двоеженство или многоженство; самовольная отлучка; дезертирство; похищение человека; подмен ребенка; злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей.
Задание 12. Выделите из общего перечня те преступления, у которых степень латентности могла бы соотноситься с предлагаемой шкалой классификационных групп латентных преступлений:
Виды преступлений | Группы преступлений |
1. Взяточничество 2.Незаконное предпринимательство 3. Разбой 4. Изнасилование 5. Причинение вреда здоровью 6. Убийство 7. Хулиганство 8. Грабеж 9. Заражение венерической болезнью 10. Кража 11. Вымогательство | 1.Преступления латентность не велика (от 0% до 10%) 2. Преступления, латентность которых значительна (от 11% до 50%) 3. Преступления, латентность которых высокая (от 51% до 80%) 4. Преступления, остающиеся, как правило, латентными (от 81% до 100%) |
Задание 13. Вычислите темпы роста и темпы прироста преступности за каждый год.
Количество преступлений в городе
Годы | ||||||||
Количество преступлений | 1 478 |
Опираясь на вышеуказанные сведения, определите тенденцию динамики преступности в городе, используя метод скользящей средней.
Сомкните динамические ряды, исходя из сведений, представленных в таблице:
Динамика преступлений в городе
Годы | ||||||||
Количество преступлений |
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 4. Основные причины преступности
Темы для сообщений студентов:
1. Дайте понятие причин и условий преступности и преступлений.
2. Определите различие между криминальными и некриминальными детерминантами преступности и преступления.
3. Каково содержание и механизм действия причин преступности?
4. Какова доминирующая мотивация преступности?
5. Дайте понятие криминогенных условий, их классификацию.
6. Каковы виды классификаций криминогенных детерминант (причин и условий преступности)?
7. Проанализируйте дискуссионные вопросы о понятии причин и условий преступности в криминологической литературе.
Практическое задание:
Задание 1. Какое из приведенных суждений представляется вам наиболее правильным и почему:
а) в основе причин преступности лежат определенные экономические факторы;
б) причинами преступности прежде всего являются дефекты общественного сознания;
в) причины преступности коренятся в индивидуальном сознании части граждан;
г) в обществе нет социальных корней преступности, и причины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;
д) в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков прошлого в сознании людей;
е) причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семьи, производственного и ближайшего бытового окружения.
Задание 2. Укажите, какие из приведенного ниже перечня детерминант могут быть криминогенными, нейтральными или антикриминогенными:
– несоответствие между возможностями человека и психофизиологическими нагрузками, порождаемыми современными условиями жизни;
– несоответствие между количеством людей, получающих среднее образование, и числом реально поступающих в вузы;
– нарушение правил торговли спиртными напитками;
– повышение уровня правосознания людей;
– увеличение количества свободного времени трудящихся;
– расширение масштабов и темпов жилищного строительства;
– значительное увеличение автомобильного парка страны;
– снижение потребления спиртных напитков на душу населения;
– увеличение уровня доходов тех или иных социальных групп населения;
– увеличение числа лиц, употребляющих наркотики, токсические вещества;
– повышение уровня материальной обеспеченности трудящихся;
– рост численности населения крупных городов;
– повышение общеобразовательного и культурного уровня населения страны;
– расширение культурных связей с зарубежными странами
(кино, туризм, спорт, искусство и т. д.);
– миграция сельского населения;
– снижение уровня рождаемости;
– значительное преобладание женского населения над мужским в отдельных крупных городах;
– отрицательное воздействие СМИ;
– активное участие населения в управлении государством;
– стирание различий между городом и селом;
– коррупция в правоохранительных органах и в судах;
– повышение уровня нравственности и трудового воспитания подрастающего поколения;
– дальнейшее совершенствование уголовного законодательства направлении его гуманизации;
– отсутствие воспитательной работы в семье.
Задание 3. Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:
1) по уровню влияния: на преступность в целом, на совершение Конкретных преступлений;
2) по содержанию: детерминанты социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного (в том числе правового), иного характера.
Попытайтесь классифицировать их как: а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений):
– плотность народонаселения, его миграция;
– дефекты в сфере управления;
– раскрываемость преступлений;
– слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения;
– изменения уголовного законодательства;
– дефектность правосознания;
– «омоложение» структуры населения;
– недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;
– стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;
– бедность, нищета;
– злоупотребление свободой;
– противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;
– пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков;
– нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;
– недостатки в организации и осуществлении профилактики
правонарушений;
– отрицательные последствия научно-технического прогресса;
– бытовые, семейные и трудовые конфликты;
– уменьшение возможностей социально-правового за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ослабления традиционных связей внутри социальных групп населения.
Задание 4. Ранжируйте по значимости нижеперечисленные факторы преступности и аргументируйте свою позицию:
1) отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;
2) обострение межнациональных отношений;
3) негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;
4) изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики;
5) усиление миграционных процессов;
6) изменение половозрастного состава населения;
7) изменение форм и отношений собственности;
8) сокращение расходов на учреждения культуры;
9) неэффективность правоохранительной деятельности;
10) изменение уровня потребления алкоголя;
11) рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;
12) ослабление семейных связей, рост числа разводов;
13) усиление социальной напряженности;
14) усиление социального и иного неравенства между людьми;
15) дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизация государственного аппарата;
16) расширение межгосударственных связей, деловых и туристских контактов;
17) изменение структуры и характера производства, безработица;
18) обесценивание денежных накоплений населения, инфляция.
Определите, какие из перечисленных в задании обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.
Объясните, как обстоятельства, перечисленные в задании, могут влиять на преступность в целом, на отдельные ее структурные части и совершение конкретных преступлений.
Задание 5. Назовите причины и условия преступления.
Бокшин А.А. проживая в зарегистрированном браке с Бокшиной Н.Р., систематически на почве ссор и других семейно-бытовых причин наносил Бокшиной побои и другие телесные повреждения, которые в силу их неоднократности причиняли потерпевшей значительные физические и психические страдания, и поэтому носили характер истязания.
Так, в октябре 1995года, около 23 часов, Бокшин, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, на почве ревности стал избивать свою жену. Нанес ей несколько ударов кулаком по лицу, пнул по ноге, бил по другим частям тела, причинив потерпевшей повреждения в виде кровоподтеков левой молочной железы, левого плеча, левого бедра.
В ноябре 1995 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Бокшин в результате ссоры с женой избил её, сбил её на пол, несколько раз пнул ногой по разным частям тела, причинив потерпевшей побои и телесные повреждения в виде кровоподтеков на теле.
В феврале1996 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, Бокшин на почве неприязненных отношений стал наносить удары кулаками по лицу, сбил с ног, а когда Бокшина упала на пол, стал пинать её ногами по спине, рукам, груди, в результате чего потерпевшей была причинена закрытая черепно-мозговая травма с явлениями сотрясения мозга, кровоподтеки обеих глазнично-подчелюстных областей, межлопаточной области.
Допрошенный в судебном заседании подсудимый Бокшин суду пояснил, что брак с Бокшиной был зарегистрирован два года назад. Отношения сначала были хорошие, заработанные деньги он отдавал жене, спиртное употреблял только по праздникам.
В дальнейшем отношения стали портиться, поскольку, как заявил подсудимый, он не был готов к семейной жизни, к рождению ребёнка. Стесненные бытовые условия (проживание в однокомнатной квартире) не давали ему возможности отдохнуть после работы. В результате Бокшин подал в суд заявление о расторжении брака, но суд брак не расторгнул, а дал срок на примирение.
Некоторые данные о личности преступника: Бокшин А.А., родился в 1968 году, имеет среднее образование; ранее судим: в 1985 году по ст.206 ч.3, ст.108 ч.1 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы; освобождён в 1990 году по отбытию срока.
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 5. Механизм преступного поведения
Подготовка к аудиторному занятию:
1. Каковы основные элементы механизма преступного поведения?
2. Какие функции выполняет мотивация?
3. Раскройте содержание причин цепочки совершения конкретного преступления (по В.Н. Кудрявцеву)
4. Что понимается под антиобщественной направленностью и антиобщественной установкой в криминологии?
5. Какова роль микро и макро среды в формировании личности преступника ?
Тематика сообщений студентов (подготовка мультимедийных презентаций):
1.Понятие детерминант и условий индивидуального преступного поведения.
2. Их соотношение и взаимосвязь с детерминантами преступности.
Практическое задание:
Задание 1. Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
1. Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?
2. Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?
3. На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?
В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник милиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: "Надо бы помочь". С криком: "А что! Попробуем!" В. набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом милиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: "Надо бы помочь", был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику милиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.
В., 32 лет. Образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщест