Распределение времени по видам учебных занятий

Дисциплина Криминология

Вид занятий Очная форма обучения Заочная форма обучения
Всего часов
Из них аудиторных
в том числе    
Лекций
Семинарских занятий
Практических занятий    
Лабораторных работ    
Консультаций
Контрольные работы + +
Рубежные контроли +  
Рефераты    
Курсовые работы    
Зачеты    
Экзамены + +

Учебно-тематический план

ДисциплинаКриминология

№ п/п Тема Форма обучения
очная заочная
Всего часов Лекций Семинаров практических лабораторных СМР Всего часов Лекций Семинаров практических лабораторных СМР
6 семестр
  1.   2.   3.   4. 5. 6. 7.   8.     9.     10.     11.     12.     13.     14.     15.     16.     17.     18.     Понятие, предмет, методология и задачи криминологии. История криминологии: основные этапы и концепции ее развития. Преступность и её основные характеристики. Основные причины преступности. Механизм преступного поведения. Учение о личности преступника Виктимология.   Понятие, принципы и система предупреждения преступлений.   Криминологическое прогнозирование и планирование мер воздействия на преступность. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.   Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение имущественных преступлений. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности. Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, ее причины. Консультация   ВСЕГО

Итоговый контроль – экзамен

Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература:

1. Конституция Российской Федерации [Текст]. М.: Юридическая литература. 1993.

2. Европейская Конвенция о пресечении терроризма 1977 г. [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3. Ст. 202.

3. Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. [Текст] // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты». Вып. 13. М., 2003. С. 130-136.

4. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3. Ст. 203.

5. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 60-89.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст]. М.: ОМЕГА*Л, 2011. 98 с.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]. М.: Издательство РИОР, 2011. 316 с.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 10 февраля 2012 г.) [Текст]. М.: Юрайт-Издат, 2012. 192 с.

9. Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» [Текст] // Собрание Законодательства Российской Федерации. 28.06.1999 г. № 26. Ст. 3177.

10. Аванесов, Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова. - М., ЮНИТИ –ДАНА, 2007. – 480 с.

11. Антонян, Ю.М. Криминология: Учебник. – М., Юрайт-Издат, 2012. – 523 с.

12. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: ЮСТИЦИН- ФОРМ, 2008. – 321 с.

13. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова. - М., 2009. – 753 с.

14. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - М., 2010. – 1008 с.

15. Криминология: Учебник / И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков. – М., Норма, 2011. - 306 с

16. Криминология: Учебно-методические материалы / Под ред. Лебедев С.Я. – М.: МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2007. – 228 с.

17. Курс мировой и российской криминологии. Том II. Особенная часть. Учебник для магистров / В.В. Лунеев - М.: Юрайт, 2011. - 872 с.

18. Сравнительная криминология: монография / И. М. Клеймёнов. М.: Норма. 2012. - 368 с.

Дополнительная литература:

19. Алексеев, А.И. Криминология. Курс лекций [Текст] / А.И.Алексеев. М.: «Щит-М», 2005.

20. Бурлаков, В.Н. Криминология личности: криминолого-правовое исследование [Текст] / В.Н.Бурлаков. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

21. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи [Текст] / Я.И.Гилинский. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

22. Горшенков, Г.Н. Криминологический словарь [Текст] / Г.Н.Горшенков. Н.Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лоба-чевского, 2004.

23. Горшенков, Г.Н., Костыря Е.А., Лукичев О.В. и др. Криминология и профилактика преступлений: Учебное пособие. Курс лекций [Текст] / Г.Н. Горшенков, Е.А.Костыря, О.В.Лукичев / Под общей ред. В.П.Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2001.

24. Долгова, А.И. Преступность и общество. Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом [Текст] / А.И.Долгова. Выпуск 3. М.: ИНИОН РАН. 2003.

25. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеева. М., 2007.

26. Криминология: Учебник для вузов [Текст] / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005.

27. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

28. Криминология: Учеб. пособие [Текст] / Г.И.Богуш (и др.); под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

29. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. В.Бурлакова, В.П.Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 2001.

30. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. И.И. Карпеца и В.Е.Эминова. М.: Независимое издательство Манускрипт, 1992.

31. Криминология: Учебник [Текст] / Под ред. В.В. Орехова. СПб., 1992.

32. Криминология: Курс лекций [Текст] / Под ред. В.Н.Буpлакова, С.Ф.Ми-люкова, С.А. Сидоpова, Л.И.Спиpидонова. СПб., 1995.

33. Криминология: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой. М., 1996.

34. Криминология. Учебно-методические материалы и альбом схем. Учебное пособие [Текст] / Под ред. С.Е. Вицина и В.А. Уткина. М., 1998.

35. Репецкая, А.Л., Рыбальская В.Я. Криминология. Общая часть [Текст] / А.Л.Репецкая, В.Я.Рыбальская. Иркутск, 1999.

36. Устинов, В.С. Криминология. Общая часть [Текст] / В.С.Устинов. Н. Новгород, 2001.

37. Устинов, В.С. Криминология. Особенная часть [Текст] / В.С.Устинов. Н. Новгород, 2002.

38. Четвериков, В.С., Четвериков В.В. Криминология: Учебное пособие [Текст] / В.С.Четвериков, В.В.Четвериков. М., 2006.

39. Шнайдер, Г.Й. Криминология [Текст] / Г.Й.Шнайдер: Пер. с нем. / Под общ. ред. и с предисл. Л.О.Иванова. М.: Издательская группа «Прогресс»–«Универс», 1999.

40. Шестаков, Д.А. Криминология: Краткий курс. Преступность как свойство общества [Текст] / Д.А.Шестаков. СПб, 2007.

Программное обеспечение:

Редактор видео и аудио-файлов (стандартный Windows).

Интернет-ресурсы:

№ п/п Название сайта Адрес сайта Описание материала, содержащегося на сайте
Канал юристы http://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.kriminologiauchebnik.html электронные варианты учебников по криминологии
Научная сеть http://www.crimpravo.ru/ (криминологи.рф) Множество материалов криминологической направленности
Саратовский центр TRACCC http://sartraccc.ru Информация об исследованиях российских и зарубежных ученых, библиография, проекты, конференции и т.д.
МВД РФ http://www.mvd.ru/ Интернет-сайт Министерства внутренних дел содержит статистические данные, отражающие состояние преступности в Российской Федерации; анализ состояния преступности за отчетные периоды

Пакеты прикладных профессиональных программ:

СПС ГАРАНТ; СПС Консультант Плюс

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Понятие, предмет, методология и задачи криминологии.

Подготовка к аудиторному занятию:

1. Какова природа криминологии: это общественная, юридиче­ская или естественная наука?

2. Что представляет собой предмет криминологии и каково его отличие от предмета уголовного права?

3. Что такое деликтология (девиантология) и ее практическое значение?

4. В чем сходство и различия предмета российской и американ­ской криминологии?

5. Каково значение криминологии?

6. Перечислите современные задачи криминоло­гии.

7. Назовите основные методы криминологии.

8. Охарактеризуйте новые направления криминологии.

9. Каково практическое значение криминологии?

Практическое задание:

Задание 1

В литературе можно встретить различные определения криминологии:

– наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

– относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правово­го явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для про­шлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилакти­ки преступлений (в целях совершенствования теории и практики пре­дупреждения преступности);

– общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социаль­ную сущность и формы проявления преступности, причины и законо­мерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономер­ности социального воздействия на причины и условия преступности, в целях ее предупреждения.

Внимательно изучите эти определения. Какое из них является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ.

Задание 2. Проведите анонимное анкетирование студентов пятого курса Пензенского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» по следующим вопросам.

1) Понравились ли вам лекции по криминологии:

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

2) Достаточные ли знания дали вам семинары по криминоло­гии:

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

3) Пригодятся ли вам криминологические познания в будущей практической работе:

а) в прокуратуре;

б) в следствии;

в) в судах арбитражной, обшей юрисдикции; на государствен­ной службе;

г) в коммерческих, частных или государственных и других орга­низациях.

Задание 3. Составьте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук.

Задание 4. Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется Вам наиболее правильным (ответ обоснуйте):

а) криминология является частью науки уголовного права, так как она зародилась и развивалась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности;

б) криминология есть наука юридическая;

в) криминология стоит на грани права и социологии;

г) по своим задачам, приемам и методам исследования криминология - это социология; по специфичности круга изучаемых явлений - это криминальная судебная социология.

Задание 5. Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.

Задание 6. Составьте программу исследования и анкету по проблемам:

а) преступность и политика;

б) преступность и материальное положение;

в) преступность и мода;

г) преступность и маргинальность;

д) преступность и наследственность;

е) преступность и семья;

ж) виктимизация населения.

Каждый студент по составленной анкете должен опросить не менее 10 человек.

По усмотрению преподавателя студенты могут изменить предло­женные темы опроса.

Обобщите материалы анкетирования и дайте анализ его резуль­татов.

Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1

Тема 2. История криминологии: основные этапы и концепции ее развития.

Темы для сообщений студентов:

1. Зарождение криминологической мысли. Теологические взглядынапреступность и преступников. Периодизация криминологии: классический, позитивистский, плюралистический (современный) периоды ее развития.

2. Особенности развития криминологической мысли в России во второй половине XVIII – первой половине XIX века.

3. Уголовно-социологические теории преступности: социальной дезорганизации (Р. Мертон), теория субкультуры (А. Коэн, Р. Клауорд, Л. Оулин). Социально-психологические теории преступности: теория обучения (Г.-Ю. Айзенк, Г. Траслер), теория дифференциальной ассоциации (Э. Сатерленд, Д. Кресси), теория контроля (А. Рейс, М. Гоулд), социальной связи (Э. Хирш), теория интеракции, теория стигматизации «клеймения» (Р. Куинн и др.).

Практическое задание:

Задание 1. Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:

а) теологическим взглядамна преступность;

б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других пред­ставителей просветительно-гуманистического направления;

в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна);

г) криминологическим идеям русских революционных демо­кратов (А.И. Радищева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского).

Задание 2. Дайте характеристику биологического направления в крими­нологии. Расскажите о Чезаре Ломброзо и его взглядах на преступность. Что Вы знаете о современных биопсихологических теориях преступ­ности?

Задание 3. Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и современные социологические теории преступности.

Задание 4. Опишите состояние криминологической науки в России и за рубежом в современный период.

Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1

Тема 3. Преступность и её основные характеристики.

Подготовка к аудиторному занятию:

1. Определите понятие «преступность».

2. Какие дискуссии в криминологии о понятии «преступность» вам известны?

3. Что такое уровень преступности и каковы ее слагаемые?

4. Что такое латентная преступность и каковы методы ее исчис­ления?

5. Дайте понятие структуры преступности и назовите ее основ­ные показатели.

6. Что такое динамика преступности и какие основные факто­ры на нее влияют?

7. Как повлияют на преступность изменения в УК РФ от 2012 года?

8. Как измерять цену преступности?

9. Что такое транснациональная преступность, каковы ее виды и источники информации о ней?

10. Охарактеризуйте состояние преступности за десять лет – с 2002 по 2012 гг. в России и в мире в целом.

Практическое задание:

Задание 1. В городе «А» в течении года зарегистрировано 1280 преступлений. Его население – 450 тысяч человек. В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 940 преступлений. Население здесь составляет 390 тысяч человек. Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тысяч населения и определите, в каком из них он выше.

Задание 2. Решите задачу: В области «А» за год зарегистрировано 3 тысячи лиц, совершивших преступления. Ее население – 830 тысяч человек, из них 180 тысяч – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» за тот же период зарегистрировано 2 тысячи лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 780 тысяч человек, из них 75 тысяч дети, не достигшие 14-летнего возраста. Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой он выше.

Задание 3. Опросите нескольких человек (соседей, знакомых, родствен­ников), задав им следующие вопросы:

1. Совершались ли в течение последнего года в отношении Вас такие действия, которые квалифицируются в уголовном законодательстве как

– хулиганство (да, нет);

– обман потребителей (да, нет);

– кража (да, нет);

– грабеж (да, нет);

– нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (да, нет);

– иные преступления (да, нет).

2. Обращались ли Вы в правоохранительные органы с заявле­нием о совершенном преступлении (да, нет).

3. Если обращались, то какие меры были приняты:

– возбуждено уголовное, дело;

– отказано в возбуждении уголовного дела.

4. Если не обращались, то почему:

– считали преступление малозначительным;

– думали, что такое обращение бесполезно;

– опасались мести со стороны преступника;

– иные мотивы.

Заполненные анкеты обсчитываются, а результаты анализа полученных данных докладываются на практическом занятии.

Задание 4. Проанализируйте официальный сайт МВД РФ на предмет информации о состоянии преступности в России. Изобразите на контурной карте Пензы (Пензенской области) или какого-либо ее района «географию преступности».

Задание 5. Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают высокой, средней или низкой латентностью и объясните почему: дача взятки; получение взятки; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; незаконная порубка деревьев и кустар­ников; убийство; изнасилование; нарушение правил пожарной безо­пасности; мошенничество; кража; грабеж; присвоение или растрата; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; нарушение правил охраны рыбных запасов; незакон­ная охота; хулиганство; вовлечение несовершеннолетнего в соверше­ние преступления; вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; самовольное оставление части или мес­та службы; дезертирство; похищение человека; подмена ребенка; зло­стное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудо­способных родителей.

Задание 6. Ознакомьтесь с отчетами о зарегистрированных преступлениях (форма № 1) и лицах, совершивших преступления (форма № 2), и оп­ределите, какие характеристики (показатели) преступности отра­жаются в этих статистических документах.

Задание 7. В одном из районов города, где проживают 179 486 человек (из них: 91 373-женщины, 17 526-несовершеннолетних) за год было зарегистрировано 1675 преступлений, из них:

а) раскрыто -1485 преступлений;

б) на долю ранее судимых лиц приходится 212 преступлений;

в) мужчинами всех возрастов совершено 1405 преступлений;

г) взрослыми совершено 1095 преступлений. Определите удельный вес в структуре преступности, преступлений, совершенных: несовершеннолетними, женщинами, рецидивистами, и рассчитайте коэффициенты преступности, преступной активности среди несовершеннолетних и лиц мужского пола.

Задание 8. Известно, что преступность обладает определенными статистическими закономерностями в своем развитии.

Определите, какие из нижеприведенных свойств, отражающих различные стороны преступных проявлений, обладают общими, а какие- частными закономерностями:

– общее сокращение преступности;

– устойчивые распределения отдельных видов преступлений;

– систематическое сокращение профессиональной преступности;

– уменьшение общественной опасности рецидивной преступности применительно к ее структуре с сохранением относительно высокого уровня рецидива;

– зависимость между возрастом правонарушителей и видами преступных действий;

– общее снижение преступности несовершеннолетних при временных “всплесках” роста ее в отдельных регионах, областях, городах и районах;

– относительная стабильность хулиганства и преступлений против личности, совершаемых главным образом по бытовым мотивам;

– устойчивые связи между характером преступлений и временем, местом их совершения;

– значительное уменьшение числа корыстных, должностных и ряда других преступлений; общая зависимость роста зарегистрированных преступлений при административно- территориальном преобразовании районов.

Задание 9. Прокомментируйте схему, иллюстрирующую социальные последствия преступности.

Распределение времени по видам учебных занятий - student2.ru

Задание 10. Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе при­менительно к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и достоинс­тва личности; преступлениям против собственности; хозяйственным прес­туплениям; к преступлениям, связанным с наркотиками.

Задание 11. Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой) и объясните почему: дача взятки; получение взятки; побег из мест лишения свободы, предварительного зак­лючения или из-под стражи; незаконная порубка леса; умышленное убийс­тво; изнасилование; нарушение правил пожарной безопасности; мошенничество; кража; грабеж; присвоение вверенного имущества; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами; неза­конная охота; хулиганство; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения; дата и принятие выкупа за невесту; двоеженство или многоженство; самовольная отлучка; дезертирство; похищение человека; подмен ребенка; злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей.

Задание 12. Выделите из общего перечня те преступления, у которых степень латентности могла бы соотноситься с предлагаемой шкалой классификационных групп латентных преступлений:

Виды преступлений Группы преступлений
1. Взяточничество 2.Незаконное предпринимательство 3. Разбой 4. Изнасилование 5. Причинение вреда здоровью 6. Убийство 7. Хулиганство 8. Грабеж 9. Заражение венерической болезнью 10. Кража 11. Вымогательство 1.Преступления латентность не велика (от 0% до 10%) 2. Преступления, латентность которых значительна (от 11% до 50%) 3. Преступления, латентность которых высокая (от 51% до 80%) 4. Преступления, остающиеся, как правило, латентными (от 81% до 100%)

Задание 13. Вычислите темпы роста и темпы прироста преступности за каждый год.

Количество преступлений в городе

Годы
Количество преступлений 1 478

Опираясь на вышеуказанные сведения, определите тенденцию динамики преступности в городе, используя метод скользящей средней.

Сомкните динамические ряды, исходя из сведений, пред­ставленных в таблице:

Динамика преступлений в городе

Годы
Количество преступлений

Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1

Тема 4. Основные причины преступности

Темы для сообщений студентов:

1. Дайте понятие причин и условий преступности и преступле­ний.

2. Определите различие между криминальными и некриминальными детерминантами преступности и преступления.

3. Каково содержание и механизм действия причин преступности?

4. Какова доминирующая мотивация преступности?

5. Дайте понятие криминогенных условий, их классификацию.

6. Каковы виды классификаций криминогенных детерминант (причин и условий преступности)?

7. Проанализируйте дискуссионные вопросы о понятии причин и условий преступности в криминологической литературе.

Практическое задание:

Задание 1. Какое из приведенных суждений представляется вам наибо­лее правильным и почему:

а) в основе причин преступности лежат определенные экономические факторы;

б) причинами преступности прежде всего являются дефекты общественного сознания;

в) причины преступности коренятся в индивидуальном сознании части граждан;

г) в обществе нет социальных корней преступности, и причины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;

д) в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков прошлого в сознании людей;

е) причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семьи, производственного и ближайшего бы­тового окружения.

Задание 2. Укажите, какие из приведенного ниже перечня детерминант могут быть криминогенными, нейтральными или антикриминогенными:

– несоответствие между возможностями человека и психофи­зиологическими нагрузками, порождаемыми современными условиями жизни;

– несоответствие между количеством людей, получающих среднее образование, и числом реально поступающих в вузы;

– нарушение правил торговли спиртными напитками;

– повышение уровня правосознания людей;

– увеличение количества свободного времени трудящихся;

– расширение масштабов и темпов жилищного строительства;

– значительное увеличение автомобильного парка страны;

– снижение потребления спиртных напитков на душу населения;

– увеличение уровня доходов тех или иных социальных групп населения;

– увеличение числа лиц, употребляющих наркотики, токсиче­ские вещества;

– повышение уровня материальной обеспеченности трудящихся;

– рост численности населения крупных городов;

– повышение общеобразовательного и культурного уровня населения страны;

– расширение культурных связей с зарубежными странами
(кино, туризм, спорт, искусство и т. д.);

– миграция сельского населения;

– снижение уровня рождаемости;

– значительное преобладание женского населения над мужским в отдельных крупных городах;

– отрицательное воздействие СМИ;

– активное участие населения в управлении государством;

– стирание различий между городом и селом;

– коррупция в правоохранительных органах и в судах;

– повышение уровня нравственности и трудового воспитания подрастающего поколения;

– дальнейшее совершенствование уголовного законодательства направлении его гуманизации;

– отсутствие воспитательной работы в семье.

Задание 3. Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:

1) по уровню влияния: на преступность в целом, на совершение Конкретных преступлений;

2) по содержанию: детерминанты социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного (в том числе правового), иного характера.

Попытайтесь классифицировать их как: а) причины преступно­сти (преступлений); б) условия преступности (преступлений):

– плотность народонаселения, его миграция;

– дефекты в сфере управления;

– раскрываемость преступлений;

– слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения;

– изменения уголовного законодательства;

– дефектность правосознания;

– «омоложение» структуры населения;

– недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;

– стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;

– бедность, нищета;

– злоупотребление свободой;

– противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;

– пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков;

– нарушение принципов неотвратимости ответственности, ин­дивидуализации наказания;

– недостатки в организации и осуществлении профилактики
правонарушений;

– отрицательные последствия научно-технического прогресса;

– бытовые, семейные и трудовые конфликты;

– уменьшение возможностей социально-правового за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ослабления традиционных связей внутри социальных групп населения.

Задание 4. Ранжируйте по значимости нижеперечисленные факторы пре­ступности и аргументируйте свою позицию:

1) отступление от норм социальной справедливости в различ­ных сферах общественной жизни;

2) обострение межнациональных отношений;

3) негативное воздействие «массовой культуры» через средст­ва массовой информации;

4) изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики;

5) усиление миграционных процессов;

6) изменение половозрастного состава населения;

7) изменение форм и отношений собственности;

8) сокращение расходов на учреждения культуры;

9) неэффективность правоохранительной деятельности;

10) изменение уровня потребления алкоголя;

11) рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессо­вых ситуаций;

12) ослабление семейных связей, рост числа разводов;

13) усиление социальной напряженности;

14) усиление социального и иного неравенства между людьми;

15) дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизация государственного ап­парата;

16) расширение межгосударственных связей, деловых и тури­стских контактов;

17) изменение структуры и характера производства, безрабо­тица;

18) обесценивание денежных накоплений населения, инфля­ция.

Определите, какие из перечисленных в задании обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.

Объясните, как обстоятельства, перечисленные в задании, могут влиять на преступность в целом, на отдельные ее структурные части и совершение конкретных преступлений.

Задание 5. Назовите причины и условия преступления.

Бокшин А.А. проживая в зарегистрированном браке с Бокшиной Н.Р., систематически на почве ссор и других семейно-бытовых причин наносил Бокшиной побои и другие телесные повреждения, которые в силу их неоднократности причиняли потерпевшей значительные физические и психические страдания, и поэтому носили характер истязания.

Так, в октябре 1995года, около 23 часов, Бокшин, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, на почве ревности стал избивать свою жену. Нанес ей несколько ударов кулаком по лицу, пнул по ноге, бил по другим частям тела, причинив потерпевшей повреждения в виде кровоподтеков левой молочной железы, левого плеча, левого бедра.

В ноябре 1995 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Бокшин в результате ссоры с женой избил её, сбил её на пол, несколько раз пнул ногой по разным частям тела, причинив потерпевшей побои и телесные повреждения в виде кровоподтеков на теле.

В феврале1996 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, Бокшин на почве неприязненных отношений стал наносить удары кулаками по лицу, сбил с ног, а когда Бокшина упала на пол, стал пинать её ногами по спине, рукам, груди, в результате чего потерпевшей была причинена закрытая черепно-мозговая травма с явлениями сотрясения мозга, кровоподтеки обеих глазнично-подчелюстных областей, межлопаточной области.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Бокшин суду пояснил, что брак с Бокшиной был зарегистрирован два года назад. Отношения сначала были хорошие, заработанные деньги он отдавал жене, спиртное употреблял только по праздникам.

В дальнейшем отношения стали портиться, поскольку, как заявил подсудимый, он не был готов к семейной жизни, к рождению ребёнка. Стесненные бытовые условия (проживание в однокомнатной квартире) не давали ему возможности отдохнуть после работы. В результате Бокшин подал в суд заявление о расторжении брака, но суд брак не расторгнул, а дал срок на примирение.

Некоторые данные о личности преступника: Бокшин А.А., родился в 1968 году, имеет среднее образование; ранее судим: в 1985 году по ст.206 ч.3, ст.108 ч.1 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы; освобождён в 1990 году по отбытию срока.

Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1

Тема 5. Механизм преступного поведения

Подготовка к аудиторному занятию:

1. Каковы основные элементы механизма преступного поведения?

2. Какие функции выполняет мотивация?

3. Раскройте содержание причин цепочки совершения конкретного преступления (по В.Н. Кудрявцеву)

4. Что понимается под антиобщественной направленностью и антиобщественной установкой в криминологии?

5. Какова роль микро и макро среды в формировании личности преступника ?

Тематика сообщений студентов (подготовка мультимедийных презентаций):

1.Понятие детерминант и условий индивидуального преступного поведения.

2. Их соотношение и взаимосвязь с детерминантами преступности.

Практическое задание:

Задание 1. Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

2. Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

3. На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник милиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: "Надо бы помочь". С криком: "А что! Попробуем!" В. набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом милиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: "Надо бы помочь", был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику милиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 лет. Образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщест

Наши рекомендации