Получение взятки (ст. 430 УК)
В п. 1.8ч. 1 ст. 22 закона «О государственной службе в Республике Беларусь» регламентировано, что государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность.
Несоблюдение указанных ограничений признается противоправным деянием, посягающим на общественные отношения, охраняемые ст. 430 УК.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, которые составляют содержание нормальной деятельности отдельного звена государственного аппарата, т. е. интересы службы.
Дополнительнымобъектом рассматриваемого преступления могут являться права и законные интересы граждан.
Нормы уголовной ответственности за получение взятки размещены в гл. 35 «Преступления против интересов службы». В эту главу законодатель включил только те преступные деяния должностных лиц, которые представляют опасность для интересов службы безотносительно к той конкретной сфере деятельности, на которую распространяется или с которой связана служебная деятельность должностного лица. Поэтому преобладающей является точка зрения, согласно которой непосредственным объектом получения взятки являются те конкретные общественные отношения, которые составляют содержание нормальной деятельности отдельного звена государственного аппарата. Существуют и другие точки зрения по данному вопросу.
Например, Н.А. Бабий в качестве непосредственного объекта получения взятки выделяет общественные отношения, определяющие порядок материального вознаграждения должностного лица за осуществление им своих служебных обязанностей1. Действительно, во всех случаях совершения преступлений данного вида, в том числе и когда взяткополучатель совершает в пользу взяткодателя вполне законные действия и даже такие, которые он обязан был совершить по долгу службы, порядок материального вознаграждения должностных лиц нарушается. Однако взятка не является оплатой труда или служебной деятельности должностного лица. Взятка может даваться и за незаконные действия. В связи с этим ущерб при получении взятки выражается в подрыве авторитета и престижа органов государственного управления в глазах населения, т. е. он причиняется интересам службы.
Особое значение имеет и предмет получения взятки. И это неслучайно. В уголовно-правовой литературе этот вопрос до сих пор является дискуссионным. Он представляет большую сложность для практических работников правоохранительных органов, которые сталкиваются с самыми необычными, скрытыми формами взяточничества.
В теории уголовного права под предметом взятки обычно понимаются материальные ценности либо выгоды имущественного характера, принимаемые должностным лицом за использование своего служебного положения в интересах дающего такую взятку2. Согласно п. 5 постановления пленума Верховного суда от 26 июня 2003 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т. п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением. Это могут быть, например, различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате (предоставление льготной санаторной путевки, производство строительных, ремонтных, иных работ и т. п.).
Исходя из вышеизложенного предмет взятки можно разделить на две большие группы:
1)деньги, ценные бумаги и предметы, имеющие материальную ценность;
2)выгоды имущественного характера.
В судебной практике среди предметов взятки наличествуют самые различные объекты: автомашины, мотоциклы, бытовая техника, алкогольные напитки. В большинстве случаев (83 %) предметом взятки являются деньги1. К деньгам следует относить как национальную, так и иностранную валюту, находящуюся в официальном денежном обороте государства.
Ценной бумагой в соответствии со ст. 143 ГК является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, акция, приватизационные ценные бумаги и т. п.). Обязательный признак денег и ценных бумаг - нахождение их в обращении. Поэтому старинные монеты не могут быть признаны деньгами в смысле ст. 430 УК, а должны относиться к предмету взятки в виде предметов, имеющих материальную ценность. По этому же основанию к предмету взятки должны относиться и платежные средства, не являющиеся ценными бумагами (пластиковые карточки, чековые книжки, чеки и иные платежные средства).
К предметам, имеющим материальную ценность, следует относить всякого рода имущество, как движимое, так и недвижимое, валютные ценности в виде драгоценных камней и металлов.
Общепризнанной является точка зрения, согласно которой предмет взятки в любом случае имеет ценность, выраженную в денежной единице, и возможность его реализации. Следовательно, к предмету взятки не относятся вещи, имеющие ценность лишь для взяткополучателя. Например, только для родственника или близкого человека являются ценными фотографии близких людей, письма, предметы их обихода и т. д., не представляющие исторической значимости, которые не могут быть оценены в денежном выражении.
Наряду с деньгами, ценными бумагами и предметами, имеющими материальную ценность, предметом взятки могут быть и выгоды имущественного характера, т. е. различного рода услуги, оказываемые должностному лицу бесплатно (безвозмездно), но подлежащие оплате. К выгодам имущественного характера относятся также замаскированные виды вознаграждения: передача части акций с учетом их оплаты за счет дивидендов, занижение стоимости приватизируемых объектов, уменьшение ставок арендной платы за пользование банковским кредитом и т. д. Выгода, как и услуга имущественного характера, должна иметь денежную оценку для взяткодателя. В качестве взятки не может рассматриваться предоставление должностному лицу выгодной работы, поскольку здесь нет приобретения выгод имущественного характера. Не могут быть предметом взятки услуги неимущественного характера (хвалебный очерк, статья в газете, положительная характеристика или рекомендация, соавторство в научной работе и т. д.), оказываемые должностному лицу, хотя бы и за совершение определенных действий по службе.
До сих пор в литературе по уголовному праву, судебной и следственной практике не находит однозначного решения вопрос о том, следует ли относить к предмету взятки услуги сексуального характера. По мнению белорусских ученых, есть основания относить к выгоде имущественного характера и предоставленную бесплатно должностному лицу, но оплаченную кем-либо, о чем ему известно, сексуальную услугу1. Представляется обоснованным мнение о том, что платные сексуальные услуги, независимо от легализации проституции в государстве, объективно представляют собой услуги имущественного характера. Вряд ли можно назвать такую услугу неимущественной лишь потому, что проституция запрещена законом. Совершенно иная ситуация складывается тогда, когда тот, кто заинтересован в совершении обусловленных от должностного лица служебных действий, сам оказывает должностному лицу интимные услуги, В этом случае такого рода услуги не могут иметь стоимостного выражения и не будут являться взяткой.
Изучение уголовных дел по фактам взяточничества свидетельствует о том, что в качестве предмета взятки очень редко фигурирует выгода имущественного характера: лишь в 5 % случаев2.
Объективная сторона характеризуется принятием должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретением выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением:
1) за покровительство или попустительство по службе;
2)благоприятное решение вопросов, входящих в компетенцию должностного лица;
3)выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера должно быть обусловлено использованием служебных полномочий в интересах дающего взятку. При этом под использованием служебных полномочий применительно к получению взятки понимается совершение таких действий по службе, которые входили в круг служебной компетенции должностного лица и совершены лично им или другим лицом, подчиненным ему по службе3.
Понятие служебных полномочий было раскрыто при рассмотрении преступления, предусмотренного ст. 428 УК.
В п. 4 постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о взяточничестве» дается разъяснение, что следует понимать под покровительством и попустительством по службе, а также под благоприятным решением вопросов, входящих в компетенцию должностного лица.
Под покровительством по службе следует понимать действия, связанные с незаслуженным поощрением, продвижением (повышением) по должности, установлением персональной надбавки к заработной плате, созданием льготного режима работы и т. п.
К попустительству в интересах дающего взятку, в частности, относятся бездействие по фактам упущений по службе или неисполнения служебных полномочий, сокрытие фактов, свидетельствующих об отсутствии у работника должной квалификации, непринятие мер по аттестации.
Благоприятное решение вопросов в интересах взяткодателя предполагает совершение действий, направленных на удовлетворение просьбы в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, в обеспечение которой получена взятка.
Под выполнением или невыполнением в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия следует понимать активно-пассивное поведение лица, характеризующееся обязанностью действовать определенным образом (лицо должно было совершить с использованием своих служебных полномочий) либо возможностью совершения или несовершения определенных действий по службе (лицо могло совершить с использованием своих служебных полномочий).
Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения желательного для взяткодателя действия или бездействия. Основную роль здесь играет предварительная договоренность о получении вознаграждения.
Состав получения взятки формальный. Преступление признается оконченным с момента принятия должностным лицом или его близкими материального вознаграждения.
Субъективная сторонапреступления, предусмотренного ст. 430 УК, характеризуется только умышленной формой вины в виде прямого умысла. Должностное лицо осознает, что принимает для себя или для близких материальные ценности либо приобретает выгоды имущественного характера, предоставляемые исключительно в связи с использованием им своего служебного положения в интересах взяткодателя.
Субъектполучения взятки специальный - должностное лицо, понятие и признаки которого рассматриваются в ч. 4, 5 ст. 4 УК. Ответственность наступает с 16 лет.
При этом для признания того или иного лица должностным не имеет значения, выполняет оно эти специфические функции на постоянной основе или они предоставлены ему на определенный период, входят они непосредственно в его компетенцию или осуществляются по специальному полномочию'.
Одним из важных вопросов, касающихся субъекта получения взятки, является вопрос о том, кто может быть признан должностным лицом по признаку выполнения им юридически значимых действий. Данный вопрос возник в связи с неоднозначным пониманием субъекта получения взятки как должностного лица по указанному признаку. Следствием этого явилась противоречивая правоприменительная практика. Так, в одних случаях преподаватели, получавшие вознаграждение за положительную оценку на экзамене или зачете, привлекались к уголовной ответственности и осуждались за получение взятки. В других же случаях при аналогичных обстоятельствах преподаватели должностными лицами не признавались ввиду того, что выставление ими зачетов и экзаменационных оценок не рассматривалось судами как совершение юридически значимых действий.
В связи с этим встал вопрос, могут ли быть признаны должностными лицами преподаватели учебных заведений, наделенные функциями официально оценивать знания обучаемых со всеми вытекающими из такой оценки правовыми последствиями. В своем заключении «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» Конституционный суд, основываясь на общепринятом понятии юридически значимых действий как действий, в результате совершения которых наступают или могут наступить правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, отметил, что лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение таких действий, являются по смыслу УК должностными лицами, независимо от того, занимают они или не занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Конституционный суд однозначно высказался в пользу признания преподавателей техникумов и вузов, уполномоченных в установленном порядке на принятие у обучаемых зачетов или экзаменов, должностными лицами по признаку совершения ими юридически значимых действий.
Квалифицирующие признакиполучения взятки нашли свое законодательное закрепление в ч. 2 и 3 ст. 430 УК.
В ч. 2 ст. 430 УК содержится четыре квалифицирующих признака - получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере.
Разъяснения относительно признака повторности при получении взятки содержатся в п. 8 постановления пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о взяточничестве».
Получение взятки признается совершенным повторно, если ему предшествовало совершение любого из преступлений, предусмотренных ст. 430, 431, 432 УК, и при этом не истекли предусмотренные ст. 83 УК сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
При повторном получении взятки, если в первом и повторно совершенных преступлениях содержатся признаки, предусмотренные различными частями соответствующих статей (ст. 430, 431 и 432 УК), за исключением факта повторности, содеянное в целом квалифицируется самостоятельно. Наказание в этом случае назначается по правилам ст. 71 УК.
Признак повторности имеет место при одновременном получении взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельное действие.
Систематическая передача ценностей и оказание услуг имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или попустительство по службе не может квалифицироваться как дача или получение взятки повторно, если эти действия охватывались единым умыслом взяткодателя и взяткополучателя и имели характер продолжаемого преступления.
Не может рассматриваться как повторное получение взятки принятие должностным лицом в несколько приемов заранее обусловленного вознаграждения, обеспечивающего наступление желаемого результата, а также дача взятки группе должностных лиц, совершающих преступление по предварительному сговору между собой.
Одним из наиболее спорных вопросов, касающихся квалифицирующих признаков получения взятки, является вопрос о ее вымогательстве. Изучение и обобщение высказанных суждений на этот счет свидетельствует, что в научной юридической литературе доминирует определение вымогательства, данное в п. 10 постановления пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о взяточничестве». В соответствии с ним белорусские ученые под получением взятки путем вымогательства понимают требование должностного лица дать ему взятку под угрозой совершения им таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо под угрозой поставить гражданина посредством своего бездействия по службе в такие условия, при которых последний будет вынужден дать взятку должностному лицу для предотвращения вреда его правоохраняемым интересам1. Из этого следует, что требование дать взятку за действие (бездействие) по службе, направленное на удовлетворение противоправных интересов гражданина, исключает вымогательство взятки.
Получение взятки группой лиц по предварительному сговору имеет место тогда, когда в данном преступлении участвовало два или более должностных лица, заранее договорившихся о совместном совершении или несовершении в интересах дающего взятку какого-либо конкретного действия (бездействия) по службе. При этом не имеет значения, как были распределены роли среди соисполнителей.
Получение взятки группой лиц должно признаваться оконченным преступлением, если взятка принята хотя бы одним из должностных лиц. При этом не требуется, чтобы взяткодатель был осведомлен о том, что в получении взятки участвуют несколько должностных лиц.
При получении взятки группой лиц по предварительному сговору ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг, а если взятка получена в крупном либо в особо крупном размере, то каждый из соучастников преступления, которому об этом было известно, несет ответственность с учетом данного квалифицирующего признака.
Получением взятки в крупном размере признается ее получение в сумме, в 250 и более раз превышающей размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (ч. 2 примечаний к гл. 35 УК).
В ч. 3 ст. 430 УК также нашли свое отражение четыре квалифицирующих признака - действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 430 УК, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные ст. 430, 431 и 432 УК, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 13. постановления пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о взяточничестве», под лицами, ранее судимыми за преступления, предусмотренные ст. 430, 431 и 432 УК, следует понимать лиц, имеющих не погашенную и не снятую в установленном порядке судимость за деяния, предусмотренные как названными статьями, так и ст. 169, 169' и 170 УК 1960 г.
В п. 14 указанного постановления дается разъяснение относительно такого квалифицирующего признака, как получение взятки организованной группой. Получение взятки организованной группой (ч. 3 ст. 430 УК) предполагает, что для совершения этого, а равно и других преступлений два и более должностных лица объединились в устойчивую, управляемую группу. При этом в организованную группу взяточников могут входить и недолжностные лица.
Под получением взятки в особо крупном размере признается ее получение в размере, в 1000 и более раз превышающем размер базовой величины (ч. 2 примечаний к гл. 35 УК).
Квалификация по признаку получения взятки лицом, занимающим ответственное положение, имеет место в случае ее получения лицами, указанными в ч. 5 ст. 4 УК.
Если при получении взятки имеется сразу несколько квалифицирующих признаков, предусмотренных различными частями ст. 430 УК, то содеянное следует квалифицировать по той части статьи, которая устанавливает ответственность за наиболее тяжкое преступление.
При квалификации действий соучастников такие квалифицирующие признаки, как вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, в крупном либо в особо крупном размере, организованной группой либо лицом, занимающим ответственное положение, должны учитываться только в том случае, если они охватывались их умыслом.
В то же время квалифицирующие признаки, характеризующие личность одних соучастников преступления (повторность получения взятки, судимость за взяточничество), не должны учитываться при квалификации действий других соучастников.
Получение должностным лицом материального вознаграждения якобы за совершение соответствующих действий (бездействия) по службе, которые оно заведомо не может осуществить из-за отсутствия надлежащих полномочий, при наличии умысла на завладение указанным вознаграждением следует квалифицировать как мошенничество (ст. 209 УК). Так же квалифицируются действия лица, которое получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки, и, не намереваясь это сделать, присваивает их.
Все участники организованной группы независимо от выполняемой роли признаются исполнителями получения взятки, и их действия квалифицируются по ч. 3 ст. 430 УК без ссылки на ст. 16 или 18 УК.
Совершение за взятку какого-либо преступления с использованием своих служебных полномочий должно квалифицироваться по совокупности преступлений: получение взятки за бездействие - по ст. 430 и 425 УК; вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта - по ст. 430 и 392 УК и т. д.