Принципы правового регулирования трудовыхотношений.
2.2. Содержание основных принципов трудового права
Основные принципы трудового права, как принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получившие свое выражение в ст. 2 ТК РФ, дополняются ст. 3 и 4 и в совокупности составляют 20 принципов. Краткое содержание указанных принципов рассматривается в той последовательности, как они изложены в ст. 2 ТК РФ.
На первом месте приведен принцип свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Свобода труда несовместима с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными Конституцией РФ (ч. 1 ст. 19, ст. 37) и трудовым законодательством РФ. Принцип свободы труда, включая право на труд, дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах, прежде всего в разд. III ТК РФ "Трудовой договор". Принцип свободы труда дополняется принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор, и принципом определенности трудовой функции (ст. 60 ТК РФ). Принципы свободы трудового договора и определенности трудовой функции являются принципами института трудового договора.
Принцип запрещения дискриминации раскрывается в ст. 3 ТК РФ. Он означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Положения настоящей статьи соответствуют конституционному принципу равенства, не допускающего каких-либо ограничений или предпочтений по обстоятельствам, рассматриваемым как дискриминация по признаку пола, языка, национальности и др. (ст. 19 Конституции РФ) и ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.).
Принцип запрещения принудительного труда в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37) и Конвенциями МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (1930 г.), N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) устанавливается в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд - это выполнение работы, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), от которой он может отказаться, например, в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере (ст. 142 ТК РФ) либо при возникновении непосредственной угрозы вследствие нарушений требований охраны труда (ч. 5, 6 ст. 220 ТК РФ).
Принудительным трудом не считается работа, выполняемая в порядке исполнения наказания по приговору суда, вступившему в законную силу, как отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25 - 30 УПК РФ) или исправительных работ (ст. 50 УПК РФ), отбываемых по основному месту работы осужденного к исправительным работам (ст. 39 УПК РФ). Осужденный к лишению свободы согласно ст. 103 УПК РФ обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. При этом исполнение различных видов наказания по вступившему в законную силу приговору суда с привлечением к труду осужденных осуществляется с соблюдением положений трудового законодательства.
Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве соответствует закрепленному Конституцией РФ принципу, который с точки зрения содержания выражает право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Указанный принцип лежит в основе Закона о занятости, иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест или организацию общественных работ и др. В этом Законе определены направления государственной политики в области занятости, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию программ в целях реализации государственной политики в области занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др. Для отдельных категорий граждан предусматриваются дополнительные гарантии содействия по трудоустройству в счет установленной квоты, например для приема на работу инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда адресован каждому работнику и включает в себя обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, на равенство прав и возможностей работников, права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, а также обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе, на подготовку и дополнительное профессиональное образование.
Данные принципы основываются на положениях Конституции РФ (ст. 7, 37) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 7), а также Европейской социальной хартии 1961 г. (в ред. 1996 г.) (п. 2 - 4 ч. I, ст. 2 - 4 ч. II), иных международных актах.
Статья 7 указанного Международного пакта определяет право каждого: 1) на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; 2) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 3) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни; 4) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 37) в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей и согласно ст. 37 Конституции РФ устанавливается право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ. Эти конституционные положения, обеспечиваемые гарантиями, закрепляются в ТК РФ. Так, в разд. X "Охрана труда" предусмотрены основные направления государственной политики в области труда, требования и организация охраны труда, в том числе обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, и др.
Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы означает, что справедливая заработная плата должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ. Согласно указанной ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37) устанавливается право на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ. Данный принцип подкрепляется гарантиями и находит свое закрепление в нормах ТК РФ: МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133). Трудовым кодексом РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 и др.), предусмотрено регулирование минимальной заработной платы в субъекте РФ (ст. 133.1), установлена выплата заработной платы в денежной форме в валюте РФ (ст. 131), предусмотрено обязательное повышение уровня содержания заработной платы, т.е. индексация (ст. 134), определено ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя и др.
Справедливость заработной платы должна обеспечиваться также действием принципов института заработной платы и нормирования труда, выражающих объективные критерии оплаты по труду (ст. 132 ТК РФ).
Принцип равенства прав и возможностей работников основывается на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом и означает, что работники наделяются равными правами при запрещении любых форм ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данный принцип означает, что не допускаются преимущества или ограничения, несовместимые с равенством прав и возможностей, и в этом проявляется тесная взаимосвязь с принципом запрещения дискриминации (ст. 3 ТК РФ).
Соответственно, права и гарантии, установленные работникам на определенном уровне, не могут быть снижены по сравнению с трудовым законодательством ни при каких обстоятельствах, никакими соглашениями в коллективных или трудовых договорах либо социально-партнерских соглашениях. Более благоприятные условия труда работников, льготы и преимущества по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами могут быть установлены, например, в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).
Принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование также основывается на положениях Конституции РФ (ст. 19) и указанного Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (п. 4 ст. 7). Но, в отличие от предыдущего, данный принцип охватывает более узкую сферу. Им определено право на одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени на основании трудового стажа, производительности труда и квалификации, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Он находит свое выражение в нормах ТК РФ о подготовке и дополнительном профессиональном образовании работников, в том числе в разд. IX (ст. 196 - 208).
Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них, основан на положениях Конституции РФ (ст. 30), закрепляющей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, а также Конвенции МОТ N 87 "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (1948 г.). Указанный принцип в равной мере касается работников и работодателей, создающих либо вступающих в объединения (организации) для защиты своих прав и интересов. Работники создают или вступают в профессиональные союзы РФ, которые выполняют свою защитную функцию. Защите трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами посвящены нормы гл. 58 ТК РФ. Профсоюзы также обеспечивают представительство интересов работников, прежде всего, через систему социального партнерства, путем коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. В ст. 29 - 32 ТК РФ профессиональные союзы и их объединения определены в качестве представителей работников на всех уровнях социального партнерства, начиная с локального уровня, на котором могут быть иные представители в случаях, установленных ТК РФ. Интересы работодателей представляют их объединения, а в установленных случаях - иные представители (ст. 33, 34 ТК РФ). На локальном уровне интересы работодателя представляет руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.
Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией, базирующийся на положениях Рекомендаций МОТ N 94 "О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия" (1952 г.), N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967 г.), получил свое развитие в ТК РФ, который предусматривает как право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы, так и формы такого участия (ст. 52, 53). Наряду с этим, указанный принцип выражается в отдельных статьях ТК РФ, охватывающих социальное партнерство в сфере труда (гл. 6, 7) и др.
Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений находит свое выражение в нормах ТК РФ в зависимости от уровня регулирования. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации. На коллективно-договорном уровне они конкретизируются и дополняются, устанавливаются более благоприятные условия труда, социально-бытовые льготы и другие гарантии, предусматриваемые в коллективных договорах и социально-партнерских соглашениях. Индивидуально-договорное регулирование носит вспомогательный характер и направлено в основном на индивидуализацию и конкретизацию условий трудовых договоров.
Соотношение государственного и договорного регулирования проявляется и в том, что ТК РФ не допускается установление условий коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если же такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Кроме того, ТК РФ установлено, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны (ч. 3 ст. 50). В трудовом договоре могут предусматриваться кроме обязательных и дополнительные условия, не ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).
Принцип социального партнерства воплощается в нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству в сфере труда, включающему как взаимодействие между социальными партнерами - работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления (ст. 23, 45). Данный принцип закрепляется в нормах разд. II ТК РФ (ст. 23 - 55), других статьях, иных федеральных законах: Законе о профсоюзах, Законе о РТК, Законе об объединениях работодателей.
Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, находит свое осуществление при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". На гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании указывает ТК РФ (ст. 184). Их виды, объемы и условия определяются федеральными законами.
Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателя, осуществления государственного контроля (надзора) за их соблюдением соответствует гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной Конституцией РФ (ч. 1 ст. 45).
Система государственной защиты прав и свобод российских граждан, в том числе в области труда, включает в себя перечень государственных органов, наделенных законом соответствующей компетенцией на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ. Федеральный государственный надзор осуществляется федеральной инспекцией труда. За соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности государственный контроль (надзор) ведут федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в различных областях деятельности. К ним отнесены: сфера промышленной безопасности (ст. 366 ТК РФ), государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ), государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ), государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369 ТК РФ). Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 353.1 ТК РФ).
Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его прав и свобод, включая судебную защиту, соответствует положениям Конституции РФ (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Он означает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, закрепленных как в Конституции РФ, так и в иных нормативных правовых актах.
Указанный принцип находит свое проявление и развитие в ряде норм разд. XIII ТК РФ, посвященных защите трудовых прав и свобод как всеми способами, не запрещенными законом (ч. 1 ст. 352 ТК РФ), так и путем использования установленных ТК РФ основных способов защиты (ч. 2 ст. 352), к которым отнесены: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита, включая Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, уполномоченные на рассмотрение любых споров.
Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку основывается на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип получил свое развитие в нормах ТК РФ, устанавливающих на федеральном уровне порядок рассмотрения и разрешения как индивидуальных (гл. 60 ТК РФ), так и коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способ разрешения коллективного трудового спора (гл. 61 ТК РФ).
Принцип, определяемый как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, воплощается во многих нормах ТК РФ. На работника, вступившего в трудовое правоотношение на основе трудового договора, возлагаются обязанности соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные трудовые обязанности (ст. 15, ч. 2 ст. 21, ст. 56 ТК РФ). У работодателя есть право требования от работника надлежащего исполнения его обязанностей, в случае его виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности в случае нанесения ущерба имуществу работодателя (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).
Работник вправе требовать выполнения обязанностей работодателем, прежде всего, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и условий трудового договора; других обязанностей (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). При неисполнении работодателем своих обязанностей работник вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в профсоюз или в федеральную инспекцию труда. Работник может прибегнуть к самозащите трудовых прав. Он также может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, получил свое закрепление и развитие в ТК РФ (гл. 58), в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Профсоюзный (общественный) контроль профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда осуществляют за соблюдением работодателями и их представителями (генеральным директором, директором, иным руководителем, если работодателем является юридическое лицо) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370, другие статьи гл. 58 ТК РФ).
Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан на конституционном положении (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) о достоинстве личности, охраняемом государством. Этот принцип воплощается в ТК РФ, нормы которого обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. 85 - 90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возмещение материального ущерба в случаях, установленных ТК РФ (ст. 234 - 236).
Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников нашел свое закрепление в нормах Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", других законах, иных нормативных правовых актах. К их числу относится Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В ТК РФ предусматриваются гарантии работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (ст. 184).