Тема 1. Понятие, предмет, метод, источники финансового права

Проверяемые результаты обучения: З 1, З 2.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте схему финансовой системы Российской Федерации.

2. На основе классификации методов осуществления финансовой деятельности государства приведите примеры их выражения и реализации.

3. Укажите, какие финансово-правовые методы используются в деятельности органов управления института, в котором вы обучаетесь.

4. Составьте таблицу полномочий в сфере финансов следующих органов: Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Федерального казначейства РФ, Центрального банка РФ.

Образец таблицы

Название органа Полномочия в сфере финансов Нормативный акт
       

5. Приведите не менее пяти примеров правовых и не правовых форм осуществления финансовой деятельности государства.

Задачи

Задача.

При написании контрольной работы по финансовому праву студент Савин ответил утвердительно на вопросы:

‑ Как вы считаете, методы финансовой деятельности и методы регулирования финансово-правовых отношений – это одно и тоже?

‑ Совпадают ли понятия «финансовое право» и «финансовое законодательство»?

‑ Совпадают ли предметы регулирования административно-правовых и финансово-правовых правоотношений?

Точен ли ответ Савина? Ответьте на вопросы, поставленные в контрольной работе.

Задача.

Как Вы считаете, верно, ли высказывание: «Поскольку отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования, а предмет финансового права частично входит в область регулирования конституционного и гражданского права, метод же совпадает с методом административного права, постольку говорить о существовании финансового права как отрасли права и одноименной отраслевой науки весьма затруднительно?

Обоснуйте свою точку зрения.

Задача.

На занятии по финансовому праву студент Казаков на вопрос, какие методы финансового контроля он знает, дал следующий ответ:

‑ наблюдение;

‑ собеседование;

‑ ревизия;

‑ документальная проверка;

‑ обследование;

‑ фактический анализ;

‑ реальная сверка.

Проанализируйте ответ Казакова и выскажите Ваше мнение по заданному вопросу.

Задача.

Студент Некрасов, классифицируя финансы по административно-территориальному признаку, выделил следующие их виды:

‑ финансы Российской Федерации;

‑ федеральные финансы;

‑ финансы субъекта Федерации:

‑ совместные финансы;

‑ местные финансы;

‑ государственные финансы;

‑ негосударственные финансы;

‑ финансы предприятий;

‑ финансы государственных предприятий;

‑ финансы кредитных организации;

‑ международные финансы.

Некоторые студенты усомнились в правильности такой классификации.

Каково Ваше мнение? Определите данные понятия.

Задача.

На семинаре по финансовому праву студент Серов, раскрывая методы финансового права, сказал, что финансово-правовые отношения регулируются методами, свойственными административному праву.

Дайте оценку данному высказыванию. Обоснуйте свою точку зрения.

Темы 2. Нормы финансового права. Финансово-правовые отношения

Проверяемые результаты обучения: З 1, З 2.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите соотношение понятий «наука финансового права», «отрасль финансового права», «дисциплина финансовое право».

2. Определите объективный и субъективный состав финансовых отношений. Приведите примеры.

Задачи

1 задача.

Законодательное собрание Кировской области приняло решение выпустить «в целях нормализации денежных расчетов» собственные денежные знаки, которые «имеют право хождения на территории области наравне с официальной денежной единицей Российской Федерации», и поручило приступить к их изготовлению в типографии г. Омутнинска.

Дайте юридическую оценку данной ситуации на основании анализа статей Конституции РФ.

Задача.

Постановлением Правительства РФ от уплаты налога на прибыль были освобождены санаторий для детей, больных туберкулезом, туристическая фирма «Луч» и ликероводочный завод «Алмаз».

Оцените правомерность действий Правительства РФ. Кто и каким образом может предоставить подобную льготу указанным субъектам финансово-правовых отношений?

Задача.

Студент Сурков 10 апреля 2006 г. за курение в тамбуре пригородного электропоезда был подвергнут штрафу, который с него взыскали на месте правонарушения. Сурков штраф уплатил, но на следующий день обжаловал действия сотрудника МПС в вышестоящей инстанции, мотивируя тем, что в отношении него «был незаконно применен бесспорный порядок взыскания штрафа, что противоречит нормам финансового права».

Проанализируйте действия студента, дайте им оценку. Назовите вопросы, изучаемые в курсе финансового права, которые следует изучить Суркову.

Наши рекомендации