Раздел 1. Психология как наука
Юридическая психология
образовательная программа направления 030900.62 Юриспруденция
цикл Б3. «Профессиональный цикл», вариативная часть
Профиль подготовки
Общий
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Курс 2 семестр 4
Самара
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления (специальности) 030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 464 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2010 г. № 17337
Составитель рабочей программы:
Проскурина Т.Ю., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент
Рецензент:
Таран А.С., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного процесса и
криминалистики (протокол № ___ от ____________ 2010 г.)
Заведующий кафедрой
«___» __________ 2010 г. _________________ В.А. Лазарева
СОГЛАСОВАНО
Председатель
методической
комиссии факультета
«______»______________2010 г._______________________________________
СОГЛАСОВАНО
Декан
факультета
«____» _________ 2010 г. ______________________________ А.А. Напреенко
СОГЛАСОВАНО
Начальник
Методического отдела
«____»__________ 2010 г. _________________ Н.В. Соловова
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Дисциплина «Юридическая психология» является прикладной, практически ориентированной отраслью научных знаний, направлена на ознакомление студентов с основными психическими закономерностями взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе в ситуациях правового регулирования; формирование некоторых практических навыков саморегуляции и совместной деятельности с другими людьми. Знакомство с психическими процессами, свойствами, состояниями и другими психическими явлениями должно помочь обучающимся в понимании явлений правовой действительности, овладении приемами коммуникации, следственной, судебной и адвокатской тактики, преодоления профессиональной деформации.
Задачи дисциплины:
- формирование у обучающихся осознания социальной значимости своей будущей профессии, развитого профессионального правосознания;
- воспитание способности качественно выполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики и психологии;
- привитие навыков коллективного поведения, умения взаимодействовать с коллегами на основе общих представлений о психических явлениях и индивидуальных особенностей личности;
- усвоение основных понятий общей и юридической психологии и формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций в правоприменительной деятельности;
- формирование умения вести конструктивный диалог, учитывая особенности поведения и настроения собеседника и аудитории;
- воспитание уважения к индивидуальности каждой человеческой личности.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные понятия и категории общей и юридической психологии, понимать физиологические основы психической деятельности;
- основные психические свойства личности, особенности их формирования в процессе воспитания и влияние на поведение человека;
- психологию противоправного поведения, психологические методы предупреждения преступлений;
- требования, предъявляемые обществом к личным и профессиональным качествам субъектов правоприменительной (в том числе, уголовно-процессуальной) деятельности и ее результатам;
- общие свойства и закономерности протекания познавательных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов;
- психологию следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и психологические особенности их труда; причины возникновения и проявления профессиональной деформации;
- психологические основы следственной и судебной тактики.
уметь:
- учитывать психологические закономерности при осуществлении правоприменительной деятельности;
- применять психологические знания для анализа информации и поведения личности;
- распознавать собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние раздражители; управлять своими эмоциями;
- анализировать индивидуальные особенности личности, определять направления и способы коррекции поведения человека;
-определять эффективные с точки зрения психологии тактические приемы, направленные на преодоление лжи и сокрытия информации;
- применять знания о психологии личности для прогнозирования поведения человека и профилактики правонарушений.
владеть:
- представлением о физиологической основе психических явлений, основных законах нервной деятельности человека, внешних проявлениях психических феноменов: осознать роль этих знаний в профессиональной деятельности юриста;
- навыками самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыками анализа психологических явлений;
- приемами корректного общения, возбуждения и удержания внимания слушателей; навыками свободного публичного выступления;
- навыками здорового образа жизни, как необходимым условием преодоления профессиональной деформации.
быть способным:
- вести дискуссию;
- применять приобретенные психологические знания для разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при осуществлении правоприменительной деятельности;
- применять эффективные психологические приемы для организации работы в коллективе, повышения качества принимаемых решений.
владеть компетенциями:
Код компетен- ции | Наименование результата обучения |
ОК-1 | осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания |
ОК-3 | владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-5 | обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
ОК-6 | иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону |
ОК-7 | стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК-8 | быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
ОК-9 | быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы |
ПК-2 | быть способным осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры |
ПК-3 | быть способным обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права |
ПК-9 | уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина |
ПК-10 | быть способным выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения |
ПК-11 | быть способным осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению |
1.3. Место дисциплины в структуре ООП
Изучение дисциплин «Юридическая психология» основывается на знаниях и умениях, полученных и сформированных слушателями при изучении курсов «Суд и правоохранительные органы в РФ», «Профессиональная этика».
Понятия и усвоенные закономерности, навыки, умения и способности, приобретенные в курсе «Юридическая психология», будут использованы в дальнейшем формировании профессиональных компетенций при изучении обязательных курсов «Уголовно-процессуальное право РФ», «Гражданское процессуальное право», «Криминалистика», а также таких дисциплин как «Прокурорский надзор», «Судебная психиатрия», «Российская адвокатура», «Судебная речь», «Следственные действия».
2. Содержание дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Семестр – 4, вид отчетности – зачет
Вид учебной работы | Объем часов/ зачетных единиц |
Трудоемкость изучения дисциплины | 72/2 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
Лекции | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
в том числе: | |
Подготовка к семинарам | |
Самостоятельное изучение тем | |
Подготовка реферата, эссе, кейса (на выбор) | |
Получение индивидуальных консультаций преподавателя |
2.2. Тематический план учебной дисциплины
2.2. Тематический план учебной дисциплины Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов/ зачетных единиц | Образовательные технологии | Формируемые компетенции/ уровень освоения | Формы текущего контроля |
Раздел 1. Психология как наука | |||||
Тема 1.1. Введение в психологию | Лекции | Лекция | ОК-8/1 ПК-2/1 | - | |
Предмет и методы общей и юридической психологии | |||||
Естественно-научные основы психологии | |||||
Понятие психики | |||||
Классификация психических явлений | |||||
Практические занятия | - | - | - | ||
Самостоятельная работа студента | |||||
Значение психологических знаний в профессиональной деятельности юриста (эссе) | Эссе | ОК-1/1; ПК-2/2; ОК-3/2 | Собеседование по эссе | ||
Раздел 2. Психология личности | |||||
Тема 2.1. Личность и ее психические свойства. | Лекции | Лекция визуализация | ОК-7/1 ОК-8/1 ПК-2/1 ПК-9/1 | - | |
Понятие и структура личности | |||||
Темперамент, характер | |||||
Мотивационная сфера личности | |||||
Самосознание личности и профессиональное самосознание | |||||
Предмет и методы изучения личности в судопроизводстве | |||||
Практические занятия | |||||
Знание индивидуально-типологических особенностей личности как залог построения бесконфликтного общения | Групповое обсуждение Тренинг Тестирование | ОК-3/2; ОК-9/2; ПК-11/1; ОК-8/2 | Устный опрос Тестирование | ||
Мотивационная сфера личности. Формирование преступного поведения (анализ кейса). | Групповое обсуждение Кейс-стадии | ОК-7/2; ОК-3/2; ОК-1/2 | Устный опрос | ||
Самостоятельная работа студента | Эссе | ОК-7/2, ОК-3/2 | Собеседование | ||
Прохождение тестов на определение индивидуальных особенностей личности и анализ результатов (в форме эссе) | |||||
Тема 2.2. Познавательная деятельность личности | Лекции | Лекция визуализация | ОК-8/1 ОК-7/1 ОК-3/1 | - | |
Внимание, его основные свойства и роль в познавательной деятельности | |||||
Ощущение и восприятие как познавательные процессы | |||||
Память, виды и процессы памяти | |||||
Мышление и его закономерности. Воображение и его значение | |||||
Практические занятия | |||||
Учет закономерностей ощущений и восприятия при принятии правовых решений и оценке показаний | Групповое обсуждение Тренинг | ОК-3/2, ОК-5/2 ОК-7/2, ОК-8/2 ПК-10/2 | Устный опрос | ||
Память, мышление и воображение в правоприменительной деятельности | Групповое обсуждение Тренинг Тестирование | ОК-3/2, ОК-5/2 ОК-7/2, ОК-8/2 ПК-10/2 | Устный опрос Тестирование | ||
Самостоятельная работа студента | Реферат | ОК-3/2 ОК-8/2 ПК-10/1 | Собеседование | ||
Значение знаний о познавательных процессах для правоприменительной практики (реферат) | |||||
Раздел 3. Психология профессиональной юридической деятельности | |||||
Тема 3.1. Психология правоприменительной деятельности | Лекции | Лекция | ОК-1/1 ОК-5/1 ОК-8/1 ОК-9/1 ПК-2/1 ПК-9/1 ПК-10/1 | - | |
Понятие профессиональной пригодности. Профессиограмма и психограмма | |||||
Коммуникативная компетентность юриста | |||||
Конфликтность в правоприменительной деятельности | |||||
Сочетание единоличного и коллегиального в судопроизводстве | |||||
Практические занятия | |||||
Проблема профессиональной пригодности | Дискуссия | ОК-1/2, ПК-2/2 ОК-6/2 | Устный опрос Наблюдение | ||
Коммуникативная сторона деятельности юриста (анализ кейса). | Кейс-стадии Групповое обсуждение | ОК-5/2, ОК-7/2 ОК-9/2, ПК-2/2 ПК-9/2 | Наблюдение Устный опрос | ||
Психологические техники управления конфликтом, сочетания групповой и индивидуальной деятельности. Защита от манипуляций | Ролевая игра Тренинг | ОК-5/2, ОК-7/2 ОК-9/2, ПК-2/2 ПК-9/2, ПК-3/2 | Наблюдение Устный опрос | ||
Самостоятельная работа студента | Эссе | ОК-3/2, ОК-5/2 ОК-7/2, ПК-2/2 ПК-3/2 | Собеседование | ||
Психологическое влияние и проблема процессуальной самостоятельности (эссе) | |||||
Тема 3.2. Психология профессиональных участников правоприменительной деятельности | Лекции | Лекция визуализация | ОК-1/1 ОК-5/1 ОК-7/2 ОК-8/2 ПК-2/2 ПК-9/1 ПК-11/1 | - | |
Профессиональные качества юриста. Профессиональная деформация | |||||
Интеллектуальные качества юриста | |||||
Воля и ее значение для правоприменительной деятельности | |||||
Роль эмоций в профессиональной деятельности юриста | |||||
Практические занятия | |||||
Профессиональная деформация: причины и способы преодоления | Дискуссия | ОК-1/2, ОК-6/2 ПК-2/2 | Устный опрос Наблюдение | ||
Интеллектуальные качества, необходимые юристу | Тренинг | ОК-3/2, ОК-9/2 ПК-2/2, ПК-10/2 | Устный опрос Наблюдение | ||
Воля и эмоции в регуляции поведения человека | Тренинг | ОК-3/2, ОК-5/2 ОК-9/2, ПК-9/2 | Устный опрос Наблюдение | ||
Самостоятельная работа студента | Реферат | ОК-3/2, ОК-1/1 ОК-8/2, ОК-9/2 ПК-2/1 | Собеседование | ||
Психологические причины профессиональной деформации и способы ее преодоления (реферат) | |||||
Тема 3.3. Использование психологических знаний в судопроизводстве | Лекции | Лекция визуализация | ОК-1/2, ОК-6/1 ПК-2/1 ПК-3/1 ПК-9/1, ПК-10/1, ПК-11/1 | - | |
Психологические особенности следственной и судебной деятельности | |||||
Психологическая природа лжи | |||||
Судебно-психологическая экспертиза | |||||
Практические занятия | |||||
Психологические проблемы допроса в бесконфликтной ситуации и в условиях конфликта (анализ кейса) | Кейс-стадии | ПК-3/2, ПК-10/2, ПК-9/2, ПК-11/2 | Наблюдение | ||
Проблема диагностики и изобличения лжи в правоприменительной деятельности | Ролевая игра | ПК-9/2, ПК-10/2, ПК-11/2, ОК-5/2 | Наблюдение Устный опрос | ||
Самостоятельная работа студента | |||||
Детектор лжи: принцип действия, правомерность использования в судопроизводстве, доказательственное значение результатов (эссе) | Эссе | ОК-3/2, ОК-8/2 ОК-9/2, ПК-3/2 ПК-11/1 | Собеседование | ||
Всего: | 72/2 |
Содержание учебного курса
Курсовая работа
Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена.
Балльно-рейтинговая система
Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине «Юридическая психология», закрываемой семестровой (итоговой) аттестацией, равна 100.
На основе набранных баллов успеваемость студентов в семестре оценивается как «зачтено» и «не зачтено».
- «Зачет» - от 61 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено, пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, некоторые из выполненных заданий, возможно. Содержат ошибки.
- « Незачет» - 60 и менее баллов – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Баллы, характеризующие успеваемость студента пор дисциплине, набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ.
Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины «Юридическая психология» в течение 18 недель 4-го семестра:
1. Посещение занятий (1 балл в неделю) до 18 баллов
Посещение лекций (за каждую лекцию) 1 балл
Посещение практических занятий до 12 баллов
2. Контрольные мероприятия до 30 баллов
Тестирование-I до 10 баллов
Тестирование- II до 8 баллов
Выступление на семинарском занятии до 12 баллов
1 выступление – 1 балл
3. Выполнение заданий по дисциплине в течение до 16 баллов
семестра
Написание эссе до 8 баллов
Анализ кейса до 8 баллов
4. Дополнительный объем активной учебной до 16 баллов
деятельности
Участие в ролевой игре до 10 баллов
Участие в тренинге до 6 баллов (1 участие – 1 балл)
5. Выполнение дополнительных практико-
ориентированных заданий до 20 баллов
Реферат до 10 баллов
Самостоятельное моделирование обучающимся
кейсов по заданной проблеме до 10 баллов
Итого: 100 баллов
4. Сведения о материально-техническом обеспечении дисциплины
№п/п | Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий | Перечень оборудования и технических средств обучения |
Лекционная аудитория | Мультимедийное оборудование | |
Компьютерный класс | Мультимедийное оборудование | |
Криминалистическая лаборатория | Специальное, криминалистическое оборудование, компьютеры, видеофильмы | |
Кабинет уголовно-процессуального права | Специальная научная литература, периодические издания |
Литература
5.1. Основная.
1. Васильев, Владислав Леонидович. Юридическая психология : Учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд.,перераб.и доп. - СПб : Питер, 2005. - 655с : ил. - (Учебник для вузов).
2. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология : С основами общей и социальной психологии : учеб. для вузов / М.И. Еникеев. - 2-е изд., перераб. - М. : НОРМА, 2006. - 640 с.
3. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология : Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 480 с. : ил. - (Учебник для вузов). (Рекомендован Министерством образования)
4. Красникова, Елена Александровна. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для сред. проф. образования / Е.А. Красникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Форум : Инфра-М, 2009. - 223 с. - ([Профессиональное образование]). (Допущен Министерством образования)
5. Романов, Владимир Владимирович. Юридическая психология : учебник для вузов / В.В. Романов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2005. - 588 с. : ил. - (Institutiones). (Рекомендован Министерством образования)
6. Романов, Владимир Владимирович. Юридическая психология : учебник для вузов / В.В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 525 с. : ил. - (Основы наук). (Рекомендован Министерством образования).
7. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии : Учебник для вузов / И.Б. Лебедев [и др.]; Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право , 2006. - 463 с. : ил. (Реком. УМЦ)
Дополнительная
1. Аминов, Илья Исакович. Юридическая психология : учеб. пособие для вузов / И.И. Аминов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с. (Реком. МО)
2. Васильев, Владислав Леонидович. Юридическая психология : Учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд., доп.и перераб. - СПб. : Питер, 2004. - 655с. : ил. - (Учебник для вузов).
3. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология / Еникеев. - 5-е изд. - СПб : Питер , 2004. - 480с. : ил. - (Учебник для вузов).
4. Еникеев, Марат Исхакович. Общая, социальная и юридическая психология : Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 5-е изд. - М.-СПБ.-Киев : Питер, 2003. - 752c : ил. - (Учебник для вузов).
5. Еникеев, Марат Исхакович. Практикум по юридической психологии : Учебное пособие. - М. : НОРМА-ИНФРА*М, 2001. - 592с.
6. Еникеев, Марат Исхакович. Общая и юридическая психология : [Учебное пособие для вузов] / М.И. Еникеев. - СПб : Питер, 2005. - 320с. : ил. - (Краткий курс).
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2002 г.
5.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для организации самостоятельной работы студентов(содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы)
1. Айзенк Г. Структура личности/ Г.Айзенк. СПб: Ювента. 1999. С.12-45.
2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология/ Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. М., 1991.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2001. Гл.1-14.
4. Асмолов А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 132-172, 328-336.
5. Афанасьева, Ольга Викторовна. Этика и психология профессиональной деятельности юриста : Учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. - М. : Академия: Мастерство, 2001. - 224с. - (Среднее профессиональное образование).
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ Э. Берн. СПб., 1998.
7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник/ Г.В. Бороздина. М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Васильев, Владислав Леонидович. Юридическая психология : учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002. - 656с. : ил. - (Учебник нового века). (Реком. МО РФ)
9. Васильев, Владислав Леонидович. Юридическая психология : Учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд.,перераб.и доп. - СПб : Питер, 2005. - 655с : ил. - (Учебник для вузов).
10. Васильев, Владислав Леонидович. Юридическая психология : Учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд., доп.и перераб. - СПб. : Питер, 2004. - 655с. : ил. - (Учебник для вузов).
11. Васильев, Владислав Леонидович. Юридическая психология : Учебник для вузов / В.Л. Васильев. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2003. - 655с : ил. - (Учебник для вузов). (Реком. МО РФ)
12. Волков, Виталий Николаевич. Юридическая психология : Учеб. для вузов / В.Н Волков. - М. : ЮНИТИ-Дана: Закон и право, 2002. - 384с
13. Волков, Виталий Николаевич. Юридическая психология : учебник для вузов / В.Н. Волков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-Дана : Закон и право, 2009. - 416 с. (Допущ. МО)
14. Димитров, Александр Владимирович. Юридическая психология : Краткий курс / А.В. Димитров. - М. : Камерон, 2006. - 288 с.
15. Дмитриев, Юрий Альбертович. Пенитенциарная психология : учебник для образоват. учреждений Минюста РФ / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 682 с. : ил., табл., схемы. - (Высшее образование).
16. Емельянов С.М. Практикум по кнфликтологии/ С.М. Емельянов. 3-е изд. СПб.:Питер, 2009.
17. Еникеев, Марат Исхакович. Общая, социальная и юридическая психология : Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 5-е изд. - М.-СПБ.-Киев : Питер, 2003. - 752c : ил. - (Учебник для вузов).
18. Еникеев, Марат Исхакович. Основы юридической психологии : Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М. : Приор, 2001. - 416с.
19. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология : Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М. : Норма, 2003. - 512с. - (Учебник для вузов).
20. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология : учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби : Проспект, 2007. - 336 с. : ил.
21. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология : Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 480 с. - (Учебник для вузов).
22. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология : С основами общей и социальной психологии : учеб. для вузов / М.И. Еникеев. - М. : Норма, 2005. - 640 с. : ил., схемы, табл.
23. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология : Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 480 с. : ил. - (Учебник для вузов). (Реком. МО)
24. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология : Краткий учебный курс / М.И. Еникеев. - М. : Норма, 2004. - 244 с. - (Краткие учебные курсы юридических наук).
25. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология : С основами общей и социальной психологии : учеб. для вузов / М.И. Еникеев. - 2-е изд., перераб. - М. : НОРМА, 2006. - 640 с. : ил.
26. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом /В.В. Козлов, А.А. Козлова. – М.: Издательство «Эксмо», 2006.
27. Косолапова, Наталья Валерьевна. Юридическая психология : конспект лекций / Н.В. Косолапова, А.И. Иванова. - М. : Юрайт, 2008. - 144 с. - (Хочу все сдать).
28. Красникова, Елена Александровна. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для сред. проф. образования / Е.А. Красникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Форум : Инфра-М, 2009. - 223 с. - ([Профессиональное образование]). (Допущ. МО)
29. Мариновская, Ирина Давидовна. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности : Учеб. пособие / Мариновская И.Д.,Тихомиров С.Н.,Цветков В.Л. - М. : Щит, 2001. - 240с.
30. Мариновская, Ирина Давидовна. Юридическая психология : [Учеб. пособие] / И.Д. Мариновская, С.Н. Тихомиров. - М. : Дело, 2005. - 383с. : схемы.
31. Прикладная юридическая психология : Учеб. пособие для вузов по юрид. специальностям / Под ред. Столяренко А.М. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 639с.
32. Романов, Владимир Владимирович. Юридическая психология : Учебник для вузов / В.В. Романов. - М. : Юристъ, 2003. - 448с. : ил. - (Disciplinae).
33. Романов, Владимир Владимирович. Юридическая психология : Учебник для вузов / В.В. Романов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2004. - 588с. : ил. - (Institutiones).
34. Романов, Владимир Владимирович. Юридическая психология : учебник для вузов / В.В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 525 с. : ил. - (Основы наук). (Реком. МО)
35. Романов, Владимир Владимирович. Юридическая психология : учебник для вузов / В.В. Романов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2005. - 588 с. : ил. - (Institutiones). (Реком. МО)
36. Сорокотягина, Джуалета Александровна. Практикум по юридической психологии : учебное пособие для вузов / Д.А. Сорокотягина, И.Н. Сорокотягин. - Феникс; Ростов н/Д., 2007. - 224 с. - (Высшее образование).
37. Технология формирования социальных навыков /Под общ. ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005.
38. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Психология оперативно-розыскной деятельности : Учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский. - М. : Проспект, ТК Велби, 2004. - 208с.
39. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Психология оперативно-розыскной деятельности : Учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский. - М. : ТК Велби, 2003. - 208с.
40. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология : учебник для вузов / Ю.В. Чуфаровский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2004. - 472с.
41. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология : Учебник для вузов / Ю.В. Чуфаровский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект : ТК Велби, 2004. - 472 с. : ил.
42. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология : Вопросы и ответы / Ю.В. Чуфаровский. - М. : Эксмо, 2005. - 320 с. - (Российское юридическое образование).
43. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология : вопросы и ответы / Ю.В. Чуфаровский. - М. : Эксмо, 2007. - 320 с. - (Российское юридическое образование).
44. Шиханцов, Геннадий Григорьевич. Юридическая психология : Учеб. для вузов / Г.Г. Шиханцов; Московский гос.ун-т; Под ред. В.А. Томсинов. - М. : Зерцало-М, 2002. - 352с.
45. Чалдини Р. Психология влияния/ Р. Чалдини. СПб. 2000.
46. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь/ П. Экман. СПб.: Питер, 2010.
47. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 607с.
48. Юридическая психология / Сост. и общ. ред. Курбатовой Т.Н. - СПб.,М.,Харьков,Минск : Питер, 2001. - 480с. : ил. - (Хрестоматия по психологии).
49. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии : Учебник для вузов / И.Б. Лебедев [и др.]; Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право , 2006. - 463 с. : ил. (Рекоменд. УМЦ)
50. http://www.psychology.ru/library/
51. http://www.psychology-online.net/docs/index.html
52. http://legalpsychology.net/ - сайт на английском.
53. http://www.potehechas.ru/illusion/illusion_1.shtml - иллюзии
Юридическая психология
образовательная программа направления 030900.62 Юриспруденция
цикл Б3. «Профессиональный цикл», вариативная часть
Профиль подготовки
Общий
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Курс 2 семестр 4
Самара
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления (специальности) 030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 464 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2010 г. № 17337
Составитель рабочей программы:
Проскурина Т.Ю., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент
Рецензент:
Таран А.С., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного процесса и
криминалистики (протокол № ___ от ____________ 2010 г.)
Заведующий кафедрой
«___» __________ 2010 г. _________________ В.А. Лазарева
СОГЛАСОВАНО
Председатель
методической
комиссии факультета
«______»______________2010 г._______________________________________
СОГЛАСОВАНО
Декан
факультета
«____» _________ 2010 г. ______________________________ А.А. Напреенко
СОГЛАСОВАНО
Начальник
Методического отдела
«____»__________ 2010 г. _________________ Н.В. Соловова
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Дисциплина «Юридическая психология» является прикладной, практически ориентированной отраслью научных знаний, направлена на ознакомление студентов с основными психическими закономерностями взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе в ситуациях правового регулирования; формирование некоторых практических навыков саморегуляции и совместной деятельности с другими людьми. Знакомство с психическими процессами, свойствами, состояниями и другими психическими явлениями должно помочь обучающимся в понимании явлений правовой действительности, овладении приемами коммуникации, следственной, судебной и адвокатской тактики, преодоления профессиональной деформации.
Задачи дисциплины:
- формирование у обучающихся осознания социальной значимости своей будущей профессии, развитого профессионального правосознания;
- воспитание способности качественно выполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики и психологии;
- привитие навыков коллективного поведения, умения взаимодействовать с коллегами на основе общих представлений о психических явлениях и индивидуальных особенностей личности;
- усвоение основных понятий общей и юридической психологии и формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций в правоприменительной деятельности;
- формирование умения вести конструктивный диалог, учитывая особенности поведения и настроения собеседника и аудитории;
- воспитание уважения к индивидуальности каждой человеческой личности.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные понятия и категории общей и юридической психологии, понимать физиологические основы психической деятельности;
- основные психические свойства личности, особенности их формирования в процессе воспитания и влияние на поведение человека;
- психологию противоправного поведения, психологические методы предупреждения преступлений;
- требования, предъявляемые обществом к личным и профессиональным качествам субъектов правоприменительной (в том числе, уголовно-процессуальной) деятельности и ее результатам;
- общие свойства и закономерности протекания познавательных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов;
- психологию следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и психологические особенности их труда; причины возникновения и проявления профессиональной деформации;
- психологические основы следственной и судебной тактики.
уметь:
- учитывать психологические закономерности при осуществлении правоприменительной деятельности;
- применять психологические знания для анализа информации и поведения личности;
- распознавать собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние раздражители; управлять своими эмоциями;
- анализировать индивидуальные особенности личности, определять направления и способы коррекции поведения человека;
-определять эффективные с точки зрения психологии тактические приемы, направленные на преодоление лжи и сокрытия информации;
- применять знания о психологии личности для прогнозирования поведения человека и профилактики правонарушений.
владеть:
- представлением о физиологической основе психических явлений, основных законах нервной деятельности человека, внешних проявлениях психических феноменов: осознать роль этих знаний в профессиональной деятельности юриста;
- навыками самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыками анализа психологических явлений;
- приемами