Наука: понятие и критерии. Психология как наука

Т.В. Климова, Н.В. Тельных

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

Часть I

Психология

Учебное пособие

Ростов-на-Дону

УДК 371 (075.32)

ББК 88:74.00я73

Климова, Т.В.

Психология и педагогика. Опорные схемы. Ч. I. Психология: учеб. пособие /Т.В. Климова, Н.В. Тельных; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – 84 с.

Учебное пособие содержит структурно-логические схемы, таблицы и определения по актуальным проблемам учебного курса «Психология и педагогика», читаемого в Ростовском государственном университете путей сообщения.

Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам − в самостоятельной работе над осмыслением проблем психологии, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Психология и педагогика».

Рецензенты: канд. психол. наук, доц. В.А. Дорофеев (ЮФУ);

канд. пед. наук, доц. О.В. Задорожная (РГУПС)

© Климова Т.В., 2008

© Тельных Н.В., 2008

© Ростовский государственный университет путей сообщения, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Психология и педагогика» входит в перечень обязательных к изучению дисциплин, установленных государственными стандартами в подготовке специалистов вуза. Пособие, которое Вы держите в руках, является составной частью общего руководства к курсу и призвано донести до студентов в структурированном виде основы педагогической теории и практики. Материал, который представлен в пособии, охватывает все основные темы и разделы, а сама структура пособия продиктована логикой преподавания учебной дисциплины.

Предлагаемые структурно-логические схемы по педагогике можно отнести к учебно-методическим материалам, обладающим целым рядом преимуществ по сравнению с распространенным в вузах линейно-текстовым изложением учебного материала. Использование схем, таблиц позволяет получить целостную картину изучаемой дисциплины, определить структуру изучаемых педагогических явлений, процессов, выделить существенные связи между компонентами. Визуализация информации способствует более глубокому овладению предметом педагогики, формированию рациональных приемов работы с учебным материалом, а также лучшему его запоминанию. Опыт представления учебной информации в системе структурно-логических схем свидетельствует о целесообразности их использования в качестве средств организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.

Вместе с тем данное пособие не является полным и исчерпывающим руководством к курсу, так как любой схематизм способствует некоторой упрощенности понимания. Это может создать иллюзию, что для изучения предмета вполне достаточно изображенного материала. Очевидно, что схемы, предложенные в пособии, представляют собой один из возможных вариантов решения поставленных задач и не могут содержательно охватить все изучаемые в рамках данной дисциплины вопросы. Наилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании текстового и структурно-логического способов представления информации.

Данное пособие будет полезно при подготовке к прослушиванию лекционного материала, на практических занятиях, для контроля глубины усвоения материала, а также для восстановления в памяти основных положений изложенного курса. Материалы пособия будут полезны студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.

Представленные в пособии научно-методические разработки неоднократно использовались в ходе преподавания раздела «Педагогика» учебного курса «Психология и педагогика». Накопленный опыт их применения позволяет заключить, что они могут быть взяты за основу при изготовлении дидактических средств с применением проекционной аппаратуры (слайдоскопа, оверхеда) и мультимедийных компьютерных технологий.

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1 Психология как наука

Наука: понятие и критерии. Психология как наука

Наука: понятие и критерии. Психология как наука - student2.ru

Предмет, объект, задачи и функции психологии

Наука: понятие и критерии. Психология как наука - student2.ru

Наши рекомендации