Эфирные СМИ (телевидение, радио)

Ключевое достоинство эфирных СМИ – возможность масштабного и оперативного охвата аудитории, поэтому эфирные СМИ, особенно телевидение, относятся к числу наиболее эффективных каналов распространения информации социального характера.

Виды: федеральные, региональные, кабельные каналы, интернет-вещание

Инструменты: репортаж в программе новостей, передача (фильм), ролик социальной рекламы

Что может сделать представитель органов власти для обеспечения информационной поддержки НКО на телевидении:

ƒ. лично участвовать в проекте НКО, увеличивая шансы на освещение проекта в репортажах и новостях;

ƒ. рекомендовать СМИ в выпусках новостей приводить примеры постановки и решения социальных проблем территории силами НКО;

ƒ. поддержать выпуск тематических программ о деятельности региональных НКО, программ о проблемах социальной сферы с участием НКО;

ƒ. поддерживать производство и размещение роликов социальной рекламы с обязательным указанием адресов и контактов НКО, берущих на себя решение той или иной социальной проблемы;

ƒ. поддерживать инициативы СМИ по проведению телемарафонов и других специальных

проектов, направленных на развитие благотворительности.

Печатные СМИ

Виды: глянцевые и профильные журналы, газеты (федеральные, региональные, районные, вложения), справочные издания (путеводители, желтые страницы и т.п.)

Инструменты: статья, колонка, рубрика, макет социальной рекламы, вложения (листовки, анкеты и пр.)

Что может сделать представитель органов власти для обеспечения информационной поддержки НКО в печатных СМИ:

ƒ. рекомендовать СМИ выпускать тематические номера, создавать тематические рубрики, посвященные деятельности СО НКО или проблемам, в решении которых СО НКО участвуют;

ƒ. рекомендовать СМИ регулярно освещать проектную деятельность СО НКО в формате репортажей, фоторепортажей, публикации анонсов акций НКО, использования новостных

лент НКО;

ƒ. стимулировать проведение совместных акций власти, НКО и СМИ – встреч, дискуссий на базе СМИ и т.д.;

ƒ. поддерживать разработку и размещение макетов социальной рекламы по значимым темам.

Наружная реклама

Виды: билборды, щитовые конструкции; перетяжки; крышные установки; рекламно-информационные тумбы; ситиборды; реклама на остановках, на транспорте

Инструменты: общий тренд развития этой индустрии – сокращение объемов при повышении качества контакта, в связи с этим возрастают требования к коммуникационным проектам на базе наружной рекламы – использование одной, но крупногабаритной поверхности, объединение нескольких щитов для их взаимодействия между собой, использование дополнительных физических

объектов и эффектов (особая подсветка, светоотражение, движение под воздействием ветра) и т.д.

Что может сделать представитель органов власти для обеспечения информационной поддержки НКО средствами наружной рекламы:

ƒ. предоставлять льготные варианты размещения конструкций операторам и владельцам наружной рекламы на условиях размещения от 5% до 15% (по желанию владельца и больше) информации о деятельности СОНКО;

ƒ. содействовать использованию не только крупноформатных конструкций, но и небольших форматов, включая доски для объявлений, поверхности для размещения рекламы или информационных материалов, публикации печатных СМИ в социальных и торговых учреждениях;

ƒ. поддерживать инициативы НКО и рекламных агентств по проведению совместных проектов – например, по благоустройству и освещению города на основе рекламной уличной мебели и подсветки рекламных поверхностей.

Интернет

Виды: тематические сайты, поисковые системы, социальные сети

Нетрадиционные инструменты: интерактивные, игровые баннеры, развлекательные брендированные сюжеты, размещение «вирусного» контента на YouTube и др.

Что может сделать представитель органов власти для обеспечения информационной поддержки НКО в Интернете:

ƒ. поддерживать и размещать информацию о СО НКО на официальных порталах органов власти, территориального самоуправления, новостных порталах, сайтах ведомств и т.д.;

ƒ. поддерживать инициативы граждан и НКО по размещению собственных материалов о жизни на территории, о проблемах и примерах решения социальных проблем, в том числе с участием НКО;

ƒ. инициировать создание сайтов, предназначенных для независимого самостоятельного наполнения информацией, – каталогов, карт с возможностью внесения значимых данных, лент новостей, региональных порталов с фото- и видеоматериалами, создание региональных досок почета и позора, сервисов для оперативных опросов населения и получения обратной связи и др.

Окружающая среда (Ambient-медиа) как канал коммуникации

Виды: все виды объектов окружающей среды, которые могут стать местом размещения информации

Инструменты: вместе с технологическими решениями меняется и городской, средовой дизайн, позволяя размещать прямые рекламные сообщения в форматах Ambient-медиа и малых архитектурных форм

Что может сделать представитель органов власти для обеспечения информационной поддержки НКО в городской среде:

ƒ. создать условия для максимального упрощения технологии согласования размещения информации на разных видах поверхностей городской среды;

ƒ. поддерживать инициативы СО НКО по созданию арт-объектов;

ƒ. поддерживать конкурсы и фестивали малых архитектурных форм с учетом специфики местности, точек традиционного досуга и времяпровождения местных жителей;

ƒ. поддерживать создание городской, уличной навигации (в том числе сообщающей контактную информацию НКО), установку различных знаков, скульптур и т.д.;

ƒ. поддерживать установку боксов для сбора пожертвований;

ƒ. поддерживать создание площадок для проведения акций СО НКО и т.д.

Выбирая медиаканал для поддержки СО НКО, необходимо подбирать инструменты таким образом, чтобы они дополняли друг друга, обеспечивая целостное решение задачи продвижения информационного сообщения. И очень важно не отставать от информационных технологий – сегодня у каждого жителя России есть как минимум один номер мобильного телефона, а 60% населения имеют свои страницы в социальных сетях. Говоря об этом, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подчеркнул: «...для огромного количества молодых людей и не очень молодых – таких, как я, – Интернет уже стал довольно значительным каналом получения информации, для кого-то – эксклюзивным каналом. Я на самом деле могу сказать то, что уже неоднократно говорил: с учетом того, что у нас уже в онлайне существуют трансляции каналов, собственно, телевизор зачастую не нужен, тем более сами новостные каналы выкладывают новости на свои сайты. О чем это говорит? Говорит о

банальной вещи: информационная революция произошла... Грядет эпоха возвращения в известной степени от представительной демократии к демократии непосредственной, прямой, при помощи Интернета. С учетом того, какой уровень образования у наших граждан и вообще в мире, я абсолют-

но уверен, что элементы прямой демократии, не только обсуждение животрепещущих вопросов, не только социологии, не только просто дискуссии в блогах, а именно прямой демократии, они будут появляться в нашей жизни».

„. Типовые ошибки:

ƒ. Начинать любую коммуникационную активность, информационные кампании без фиксации текущей ситуации и постановки цели для готовящейся информационной поддержки.

ƒ. Вмешиваться в деятельность поддерживаемых СО НКО, пытаться манипулировать ими через управление доступом к информационной поддержке.

ƒ. Ограничивать тематику деятельности поддерживаемых СО НКО.

ƒ. Запускать в производство коммуникационные материалы – оригинал-макеты, просветительские и информационные материалы и пособия, социальную рекламу без проведения предварительной оценки и тестирования.

ƒ. Пропускать этапы анализа затруднений по итогам выполненной информационной поддержки и подготовки отчета с выводами и рекомендациями для следующих информационных кампаний.

ƒ. Стимулировать в социальной рекламе социальное иждивенчество при продвижении и реализации проектов и программ СО НКО.

ƒ. Демонстрировать и продвигать образ проблемы, а не решения проблемы СО НКО.

Контроль управления социальными проектами.В последнее время органы федеральной власти начинают осознавать важность системной поддержки общественных инициатив. В течение нескольких лет раздаются так называемые президентские гранты, Министерство экономического развития России реализует пилотный проект выдачи субсидий субъектам РФ и социально ориентированным негосударственным некоммерческим организациям – на осуществление проектов развития самих СО НКО и социально значимых проектов, реализуемых СО НКО. Публичность и прозрачность процедур выдачи грантов, а также контроля качества их последующего выполнения представляются, пожалуй, наиболее важными компонентами данного процесса.

В лучшем случае – экспертиза документов. Вместе с тем до сих пор в России практически нет нормативно-правовой, кадровой, образовательно-методической базы для оценочной деятельности. Основная сфера применения оценочной деятельности сегодня в лучшем случае – это экспертиза документов, касающихся проектного режима осуществления политики, и самих программ и проектов.

Отдельные примеры. Есть, правда, хотя и многочисленные, но разрозненные источники информации, есть отдельные структуры и даже части того или иного сектора публичной активности, которые используют в своем инструментарии оценочную деятельность¹. Например, Счетная палата Российской Федерации лишьнедавно озаботилась созданием такого, безусловно необходимого стандарта своей деятельности, как аудит эффективности². В конце 2009 года данным органом был создан Стандарт аудита эффективности³. Однако масштабы применения этого стандарта даже в самой Счетной палате совсем невелики.

Роль «деятельностной линейки». В то же время актуальность формирования системы контроля всей «деятельностной линейки» проекта, начиная от анализа и оценки потребности и заканчивая оценкой влияния (последействия), для любой сферы деятельности и в особенности для социальной сферы остается столь же острой. Если даже коротко перечислить сферы применения оценочной деятельности, то получится довольно внушительный перечень: мониторинг, анализ, диагностика, аудит документов, оценка, инспекция, прогноз, моделирование, планирование, проектирование, исследование – во всех этих действиях роль оценочной деятельности представляется едва ли не центральной. Вслед за этапом проектирования и оценки текста проекта (естественно, если проект получил требуемую и соответствующую ресурсную поддержку) наступает этап его выполнения.

1 При этом следует иметь в виду, что под первым сектором мы понимаем органы публичной власти, под вторым сектором – бизнес, под третьим – неправительственные некоммерческие организации.

2 См. доклад «О методологическом обеспечении деятельности Счетной палаты Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/metod_obespech-tree_files-fl-46.pdf.

3 http://www.ach.gov.ru/ru/expert/material/?id=353.

Наши рекомендации