Радио и телевидение как средства массовой информации

Технические средства радио и телевидения. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение. Информация на телеэкране: жанры, проблемы, тенденции. Телевидение и проблема манипуляции общественным сознанием. Роль и место радиовещания в современном обществе. Современные тенденции развития радиовещания как одного из средств СМИ: приоритет информационной, коммуникативной, рекламной функции.

Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций в первой половине 20-го века стало создание технических устройств, позволяющих осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Средства массовой коммуникации — организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации.

Технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп,телевизор и т.д. журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

К концу двадцатого века в традиционной системе массовой инфор­мации — печать, радио, телевидение — окончательно оформилась группа так называемых «новейших» средств коммуникации, связанных с теле­визионными и компьютерными технологиями. Это прежде всего кабель­ное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компью­терной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации (цифровое телевидение, во­локонно-оптические системы на 500 и более интерактивных каналов, сотовое радио и телевидение и т.д.).

Кабельное ТВ.

С технической точки зрения разница между эфирным, кабельным и спутниковым телевидением состоит в способе доставки сигнала. В эфир­ном телевидении сигнал передается по цепочке студия - передатчик - телевизор. В кабельном: любая вещательная станция (в том числе ве­щающая через спутник) - принимающая станция (иногда со своей студи­ей) - кабель - телевизор. В спутниковом: наземная передающая станция -спутник - антенна (параболическая) - телевизор.

Сегодня кабельное и спутниковое вещание трудно представить друг без друга, хотя кабельная связь появилась в 30-40-е гг. XX в., а спутни­ковая лишь в 60-е гг. Как же функционирует кабельное телевидение? В общих чертах это выглядит следующим образом. Фирма или организация заключает кон­тракт с местными властями на прокладку кабеля, соединяющего дома телезрителей с общей приемной антенной, установленной этой же фир­мой, а также с небольшой местной телестудией. По кабелю можно передать не только местные и национальные программы, но и программы с иностранных спутников или специальные программы, покупаемые владельцами кабельной сети. Раз­нообразие программ зависит от мощности, финансовых возможностей и связей владельцев сети с другими телеорганизациями

Кабельное телевидение обеспечивает более качественное изображе­ние, которому не мешают эфирные помехи. По кабелю, можно передавать практически не ограниченное число ка­налов. В зависимости от масштабов и технических особенностей сетей, кабельное телевидение помогает наладить разные типы коммуникации: между отдельными людьми, между группами людей, между сообщества­ми. В активной обратной связи участников коммуникации, «интерактив­ности» телевидения - и состоит самая важная общественная миссия ка­бельной связи.

Спутниковое телевидение- понятие общее, означает пере­дачу и прием телевизионного сигнала через искусственный спутник Зем­ли. Непосредственное телевизионное вещание - это веща­ние, осуществляемое прямо со спутника на домашние антенны потреби­телей. Разработка и использование спутниковых систем всегда были под­чинены в первую очередь решению военно-технических задач. До сере­дины 80-х годов большая часть из запущенных во всем мире нескольких тысяч спутников служила целям военной разведки и связи.

Спутниковое вещание является одной из многочисленных областей спутниковой техники, которая интересует нас в связи с непосредственным (прямым) телевизионным вещанием. Именно оно позволи­ло говорить о вступлении человечества в «век глобального телевидения», «телевидения без границ».

Спутники выводятся на орбиту, которая удобна тем, что расположенный на ней аппарат движется синхронно с вращением планеты, совершая оборот ровно за сутки. Спутник принимает посылае­мые земной телестанцией сигналы, усиливает их и передает обратно на Землю. Именно такие спутники позволяют принимать сигналы на домашние антенны. Потребитель должен приобрести параболическую антенну и декодер. Во многих странах продаются специальные комплекты оборудования для прямого приема программ разных спутников.

Спутниковая связь незаменима для оперативной передачи новостей. Формы различны: от ведения прямого репортажа из горячих точек до возможности ведущего в студии взять интервью у людей в разных угол­ках планеты в момент выхода передачи в эфир (экран при этом, как правило, разделен на две, три или несколько частей - по числу собеседников, разделенных тысячами километров).

Итак, содержательный стержень спутникового вещания - прямые трансляции и передача новостей, главная особенность - возможность практически неограниченного расширения аудитории. Учитывая это, создатели крупных спутниковых телекомпаний основали круглосуточные специализированные информационные, спортивные, музыкальные кана­лы.

В настоящее время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения.

Любая информация полученная через ТВ или другое СМИ, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением через ТВ. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать ее без вопросов.

Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений, религиозных сект). Эта деятельность осознанна и целенаправленна, у ее организаторов есть определенные цели, намерения получить выгодные для себя результаты.

Жанры на ТВ.

  1. Информационные (сюжет,опрос, отчет, корреспонденция)
  2. Аналитические(отчет опрос комментарии беседа, мониторинг, давняя история)
  3. Художественные(ток-шоу, викторина, сатирич передачи)

Так же существуют спец проекты – смешивают несколько жанров и стилей.

Проблемы современного ТВ обшеизвестны от форм собственности СМИ и учредительского произвола, до морально-этических аспектов информации выданных по Тв – сцены насилия, проблема терроризма и журналиста на войне. Намечаются тенденции к увеличению социальной рекламы, наконец то государство стало осознавать проблемы и начало борьбу с ними через самый уже долгое время популярный канал МК.

Не остались незаметными и тенденции глобализации, мировые новости, инф о разных странах… Телевидение и проблема манипуляции общественным сознанием по прежнему остра. Эффект акцентуации события, при котором оно переводится в событие первого ранга для общественного сознания. Специалисты называют это управлением повесткой дня. К примеру, НТВ делало это в период ареста В. Гусинского путем концентрации своих новостных программ только на одном этом событии.

Информационные приоритеты в этом плане побеждают реальность. Информационные приоритеты определяются как чувствительностью аудитории к тем или иным событиям, так и возможностями канала, например, телевидения, когда более зрелищное визуально событие побеждает менее зрелищное, хотя их реальные роли могут быть иными.

В случае военного конфликта образуется несовпадение интересов военных и журналистов. Естественно, что последние имеют возможность более серьезного влияния на общественное мнение. "Подогрев" общественного мнения вынуждает политиков влиять на военных.

Реально, в рамках паблик рилейшнз, что особенно видно в случае правительственных паблик рилейшнз, речь идет о контроле над «повесткой дня». Пресса привлекает внимание общественного сознания, задавая приоритеты определенным темам, которые затем обсуждаются населением. Контроль над прессой подразумевает контроль именно над повесткой дня. Различные общества пытаются решить контроль повестки дня по-разному. Но это делается не за счет диктата над прессой, а за счет предоставления прессе материалов, сделанных в рамках ее потребностей

Советская (и, по сути, постсоветская) система пыталась контролировать прессу сквозь непосредственный контроль над ней (финансовый, налоговый, политический). Западная система старается контролировать ситуацию, контролируя непосредственно повестку дня. Такой подход является как бы продолжением первого, но явно интеллектуально сложнее, ибо требуется «переигрывать» прессу на ее же поле (см. раздел «Правительственные паблик рилейшнз» в кн.: Г. Г. Почепцов. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. - М., 1998).Можно попытаться выстроить следующие две схемы влияния на повестку дня:

При этом очень существенной является ориентация на конечного потребителя информации. Не журналисты должны интересовать, к примеру, власть, а население. Поэтому возможны выходы на население и вне привычной журналистской схемы. Так, американцы во времена Р. Рейгана поставили четкие задачи выхода на «молчаливое американское большинство», для чего особое внимание уделялось региональной, а не столичной прессе как более приближенной к основному потребителю информации.

Имиджелогия может заинтересовать нас в аспекте входа в массовое сознание в наиболее эффективном виде. Имидж как бы выполняет требования двух сторон: канала коммуникации и массового сознания. В соответствии с их требованиями и формируется результирующий продукт.

Радиовещание и его свойства:

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наибо­лее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхот­ливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовы­ми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях веща­ния — от музыкальных программ, новостных выпусков до пере­дач литературно-драматических композиций и «радиокниг» — со­ставляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимули­ровало значительное расширение жанрово-тематических парамет­ров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержа­тельной направленности и дифференциации).

3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое вли­яние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на вооб­ражение человека. На это обращают внимание многие современ­ные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сече­новым и И.П. Павловым. Еще до появления радио было доказа­но, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциа­тивного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.

Функции радиовещания

Слово функция словари трактуют как обязанности, назначение, роль, круг деятельности. Опираясь на это определение, мы рассматриваем разнообразные функции радиовещания. А так как роль в обществе возложена на радиовещание достаточно ответственная, круг деятельности очень широкий (обязанности вытекают из того ведущего положения, которое радио занимает в системе СМК), а назначение обусловлено многообразием целей, задач и проблем, стоящих перед обществом.

Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом.

I. Информационные:собственно информационная функция, рекламная.

II. Обеспечивающие социальное управление обществом:интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

III. Культурно-просветительские:эстетическая, просветитель­ская, функция развлечения — рекреативная.

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробно на описании информационной, коммуникативной и рекламной функции.Информационные функции.Все средства массовой информа­ции получили свое название потому, что первым и главным их качеством — тем, ради чего и создавались, скажем, петровские («Ведомости», — была способность удовлетворить информационные потребности личности, общества и государства. Радио распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее других СМИ. Из общетеоретических курсов по журна­листике известно разнообразие толкований понятия «информа­ция». Здесь мы употребляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить соб­ственно информационнуюфункцию радио. Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача об­ретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня. Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между пусками новостей.

Иногда в выпуски новостей включается прямой репортаж места события, но это происходит лишь тогда, когда это событие совпадает по времени с выходом в эфир новостей и если каждый момент его достаточно динамичен, красноречив, достоин расска­за (например, Олимпийские игры).

Доступность информации для широких слоев населения, воз­можность свободного выбора ее источников и уровень информи­рованности считаются признаками благополучия общества и ци­вилизованности. Спрос на определенную информацию диктуется прежде всего общей политической ситуацией в стране. Во време­на политических стрессов очень важно информировать общество о том, когда и какие решения приняты, а какие отменены, кто у власти, а кто отстранен, как идут референдумы, выборы, — все это влияет на поступки, действия и поведение людей. Политиче­ские катаклизмы на уровнях регионов, «горячие точки», в кото­рые втягиваются не только местные жители, но и многие россия­не, также требуют оперативной информации.

Во время изменений экономической ситуации в стране ин­формация становится жизненно важной. Необходимо освещать многие постоянно меняющиеся реалии жизни: уровень цен, пен­сий, зарплаты, курс рубля, уровень инфляции, правовые нормы. Таким образом, происходит расширение зон, сфер и тем инфор­мации, ее видов и направлений. Активизируется процесс потреб­ления информации, ее использования и переработки. И здесь специфические возможности радио оказываются незаменимыми: оперативность, вплоть до синхронного освещения события (что расширяет рамки повседневности слушателя); доступность с точки зрения и технической, и смысловой (информационные выпуски— это передачи «для всех»); благоприятный режим потребления — возможность сочетать прослушивание с другими занятиями (на чем основаны, например, получившие развитие передачи автомобилистов); возможность передавать звуковую картину событий.

Рекламная функциярадио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо выделяют как состоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков.

Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций (станций, программ, рубрик). Для многих негосударственных станций она является главным источ­ником дохода.

Радиореклама, начавшись практически с нуля, к середине 90-х годов буквально захлестнула эфир. Происходит экспансия рекламы как элемента дикого рынка. Сразу обнаружилось множество дисфункциональных моментов: отсутствие четких законодательных норм относительно финансовых вопросов, содержания, качества и количества эфирной рекламы, а также правил и норм размеще­ния ее в программах.

Функции, обеспечивающие социальное управление обще­ством.Радио, обладающее уникальными возможностями воздей­ствия на население страны, вполне естественно используется ве­сьма активно как инструмент социального управления обще­ством. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столь­ко о регулировании общественного поведения сотен тысяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможности радио стимулировать тот или иной поступок людей (например, выйти или нет на демонстрацию или на субботник, заняться тем или иным видом благотворительных работ и т.д. и т.п.), — речь идет о воз­действии на глубинные процессы развития общества, именно на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей суще­ствующей общественной и государственной системы в целом.

Функция выражения и формирования общественного мнения.Еероль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания, органически связанной с этим феноменом. Среди форм и механизмов прояв­ления общественного мнения следует назвать выборы и референ­думы. Во времена политических перемен редакции радиовещания не остаются в стороне от этих событий. А возможности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики. Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории).

Общественное мнение связано с дискуссионными ситуациями, коллизиями и проблемами. Нет необходимости доказывать, что уровень дискуссионности в нашем обществе за последнее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Обсуждение социальных проблем в различных видах и формах занимает зна­чительное место в программах радиостанций всех уровней. Тут и полемика, и дискуссии, и диспуты, и "круглые столы" с привле­чением аудитории к прямому эфиру. В жизни постоянно проис­ходит столкновение мнений, позиций, порой резких, непримири­мых. Радио и другие СМИ выступают своего рода школой для политиков и аудитории.

Среди дисфункциональных моментов прежде всего следует от­метить манипулирование общественным мнением. Силы, кото­рые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при этом проигрывает общество в целом и сами СМИ, теряя доверие аудитории. К указанной функции формирования общественного мнения примыкает очень важная функция — функция общения.Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушателями. В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредованный, приобретен­ный, в частности из СМИ. Такой вид общения имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые зависят от мировоззренческой и идеологической установок, вещательной политики, редакций и профессионального мастерства журналистов. Функ­ция общения приобретает особенно большое значение в период дезинтеграции общества.

Радио в какой-то мере поддерживает разорванные человеческие связи. В них нуждаются миллионы соотечественников, оказавшихся вдали от этнической родины, в странах так называемого «ближнего зарубежья». Многие из них находятся в условиях информационной блокады. Необходима тщательно продуманная вещательная политика на эту многомиллионную русскоязычную аудиторию.

34.Информационные службы

Возникновение телеграфных агентств в России и за рубежом. Создание в 1904г. Санкт-Петербургского телеграфного агентства. СПбТА и Российская пресса. Роль и значение ТАСС в системе средств массовой информации страны. Ведущие информационные службы сегодня. Мировые, центральные и региональные информационные агентства. Особенность работы информационных агентств.

Возникновение телеграфных агентств в России и за рубежом. Создание в 1904г. Санкт-Петербургского телеграфного агентства. СПбТА и Российская пресса. Роль и значение ТАСС в системе средств массовой информации страны.

Первые информационные агентства в России возникли во вто­рой половине XIX в., когда после «великих реформ» 1860-х годов стали бурно развиваться промышленность, торговля, сельскохозяй­ственное производство. Стремительно набирающей обороты, втяги­вающейся в мировую систему капитализма российской экономике необходима была оперативная и достоверная информация о состоя­нии мировых рынков, а также о политической ситуации. В то время периодическая печать не могла получать телеграммы политического содержания напрямую, не пройдя цензуры в Министерстве ино­странных дел. Однако в 1866 г. высочайшим разрешением была созда­на отечественная информационная служба — Российское телеграф­ное агентство (РТА). На основе полученных из-за рубежа и прошед­ших цензуру телеграмм составлялись бюллетени, которые 2—3 раза в день рассылались подписчикам по телеграфу. Вскоре РТА стало со­бирать внутреннюю информацию и через немецкое агентство Воль­фа распространять ее за границей. В 1870—1880-е годы действовали также Международное и Северное телеграфные агентства.

«Покровительство» Вольфа над новостями из России не было добровольным и не отвечало нашим национальным интересам. Было решено создать независимое российское агентство. Инициатива и решение исходили от российских властей, почувствовавших необ­ходимость своевременно сообщать миру то, что необходимо стра­не. России нужен был политический имидж, а бурно развивающемуся российскому капиталу — простор мировых рынков: Так и было создано СПТА (Санкт-Петербургское телеграфное агентство) — первое независимое российское агентство: на государственные день­ги и под контролем правительства. Датой его рождения принято считать 1 сентября 1904 г.

Осведомленность и информативность были присущи небольшому числу наиболее крупных изданий того периода, так как остальные более или менее серьезные газеты вследствие материальных или цензурных ограничений были лишены возможности давать обширную информацию и вынуждены были ограничиваться перепечатками и материалами пресс-бюро. По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. Русско-японская война 1904-1905 годов позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революция 1905 года вынудили правительство пойти на уступки. Только две газеты («Новое время» Суворина и «Русское слово» Сытина) имели достаточное количество своих корреспондентов, в том числе и за границей. Остальную русскую прессу информацией снабжало Санкт-Петербургское телеграфное агентство (СПТА), организованное в 1904 году. В 1912 оно было переименовано в Петербургское телеграфное агентство (ПТА) и перешло в ведение Совета министров, а с 1915 года стало именоваться Петроградским. Петербургское телеграфное агентство имело свыше 200 корреспондентов в России и за границей и активно снабжало печать России информацией о внутренней и международной жизни.

Следующий период в истории российских информационных агентств начался с захвата в дни октябрьского переворота 1917 г. наряду с телеграфом, вокзалами, мостами и другими средствами коммуникации и Петроградского телеграфного агентства (так СПТА стало называться с 1914 г.). В течение короткого времени все ин­формационные учреждения в столице, на местах и корпункты за границей были слиты в единый информационный орган — РОС­ТА, деятельность которого строго контролировалась. Это агентство получало прямые указания, что передавать, какую информацию распространять. Его основной задачей было обеспечение партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о событиях на фронтах гражданской войны. Газеты и журналы в свою очередь были обязаны публиковать эти материалы.

В дальнейшем деятельность советского информационного аген­тства многократно реформировалась, менялось название (с 1925 г. — Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС; всего название менялось четыре раза). Длительный период ТАСС оставалось един­ственным источником официальной информации. Деятельность агентства находилась под строгим контролем власти и в целом была подчинена пропагандистским задачам.

В 1961 г., во время хрущевской «оттепели», рядом обществен­ных организаций на базе Совинформбюро было учреждено еще одно информационное агентство, АПН, которое по статусу было негосударственным, однако так же жестко контролирующимся. АПН специализировалось на распространении информации сре­ди зарубежных подписчиков, это была своего рода «витрина со­циализма». За ТАСС закрепилась обязанность передавать новостную оперативную информацию. К этому времени ТАСС стало круп­нейшим агентством в мире, а его репортеры накопили немалый профессиональный опыт. АПН больше внимания уделяло интер­вью, репортажам, очеркам, издавало большое число вестников. До начала 1990-х годов эти агентства оставались естественными монополистами.

Информационный «бум» начала 1990-х годов не обошел сто­роной и информационные агентства. Создававшиеся новые агент­ства были прежде всего альтернативой государственной инфор­мационной службе. В 1989 г. в Москве было всего 80 факсов, и «Интерфакс», располагая списком этих факсов и машиной (единственной) для одновременной рассылки факс-сообщений, оказался в выгодном положении, хотя и пере­жил несколько драматических моментов в период своего станов­ления. Впрочем, монополия ТАСС и АПН была разрушена довольно быстро: как только агентства стали учитывать реальные запросы информационного рынка, спрос на их информационные продукты возрос.

Успешному развитию сети информационных агентств, повы­шению качества их продукции способствовало и то, что они дей­ствовали в условиях острой конкуренции друг с другом. Суще­ствуя исключительно за счет получения средств от собственной деятельности, они стремились расширять круг своих подписчиков. Используя чисто рыночные механизмы — в частности потреби­тельский спрос, — информационные агентства становились эко­номически независимыми, обеспечивая таким образом самостоя­тельность проведения информационной политики.

Наши рекомендации