Тема 1.5. Процессуальные правоотношения и их субъекты

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определения следующим понятиям: гражданские (арбитражные) процессуальные правоотношения, субъект гражданских (арбитражных) процессуальных правоотношений, объект гражданских (арбитражных) процессуальных правоотношений, процессуальная правоспособность, процессуальная дееспособность.

2. Составьте схему: «Субъекты гражданских (арбитражных) процессуальных правоотношений».

3. Объясните соотношение понятий: субъекты гражданских процессуальных правоотношений, участники гражданских процессуальных правоотношений, лица, участвующие в деле.

4. Решите задачу:

Супруги Холодовы А.В. и М.Н. обратились в суд с иском о расторжении брака. Исковое заявление было подписано обоими супругами.

В исковом заявлении было указано, что одним из оснований предъявления иска является то обстоятельство, что каждый из супругов создал вторую семью и в настоящее время они проживают раздельно.

Помимо требования о расторжении брака в исковом заявлении содержалась просьба о разделе совместно нажитого имущества, в состав которого входила и приватизированная квартира.

При подготовке дела к рассмотрению судья выяснил, что в составе имущества, подлежащего разделу, имеется указание на холодильник и стереосистему, которые временно находились в квартире и принадлежали сестре Холодовой М.Н. – Проскуриной Л.Н., которая, однако, не знала о том, что в производстве суда находится дело о расторжении брака Холодовых.

Что касается детей Холодовых – дочери Надежды 9 лет и сына Сергея 11 лет, то родители указали, что ими достигнута договоренность о том, с кем они будут проживать после расторжения брака их родителей.

Однако до рассмотрения дела по существу в суд поступило заявление сына, в котором он просил суд удовлетворить его просьбу о том, чтобы вопрос о месте проживания его и сестры после расторжения брака родителей был решен при рассмотрении дела по существу в суде.

Определите процессуальное положение лиц, участвующих в деле.

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

1. Структура процессуальных правоотношений.

2. Процессуальные права и обязанности субъектов гражданского и арбитражного процессов в зависимости от их процессуального положения.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

Для освоения материала и выполнения заданий для самостоятельной работы необходимо изучить лекционный материал, соответствующие разделы учебников из списка основной литературы. В целях более углубленного усвоения темы используйте источники, приведенные в списке дополнительной литературы. Изучение материала следует сопровождать уяснением основных понятий, относящихся к изучаемой теме.

При выполнении второго задания для самостоятельной работы следует исходить из того, что субъекты гражданских процессуальных правоотношений можно разделить на три основные группы: 1) суд; 2) лица, участвующие в деле; 3) участники, содействующие рассмотрению дела. Необходимо установить, кто входит в состав каждой из групп, пользуясь Гражданским процессуальным Кодексом Российской Федерации и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в частности, пунктом 17. Следует обратить внимание на фигуру представителя как участника гражданских процессуальных правоотношений. В пункте 17 указанного Постановления недвусмысленно определен его процессуальный статус как участника, содействующего рассмотрению дела. Однако в теории идут споры относительно статуса представителя, так одни ученые определяют его в группу лиц, содействующих осуществлению правосудия, другие - в отдельную четвертую группу участников.

Выявление соотношения понятий: субъекты гражданских процессуальных правоотношений, участники гражданских процессуальных правоотношений, лица, участвующие в деле, - самым непосредственным образом связано с выполнением предыдущего задания. Для того чтобы прийти к верному выводу, следует изучить взаимосвязи между каждой группой субъектов процессуальных правоотношений.

Рассматривая первый вопрос семинарского занятия, следует исходить из того, что процессуальные правоотношения - это разновидность правовых отношений. Им, как и всем правоотношениям, свойственно то, что они возникают и существуют на основе норм права между конкретными лицами, юридически закрепляют взаимное поведение их участников, обеспечены силой государственного принуждения. Вместе с тем гражданское судопроизводство - специфическая сфера общественной деятельности, поэтому и возникающие в ней правовые отношения имеют свои особенности: гражданские (арбитражные) процессуальные правоотношения возникают на основе норм гражданского (арбитражного) процессуального права, служат средством их применения, отражают динамику процесса, обладают свойством единства предмета и цели, не могут возникать без участия суда. Необходимо проанализировать особенности гражданских процессуальных правоотношений и арбитражных процессуальных правоотношений.

Элементами процессуального правоотношения, как и любого другого правоотношения, являются субъект, объект и содержание.

Субъектами процессуального права являются суд, граждане и организации. Каждый участник преследует в процессе свои цели и соответственно этому занимает в нем строго определенное положение: истца, ответчика, третьего лица без самостоятельных требований, заявителей, заинтересованных лиц и др. Согласно своему положению каждый участник процесса наделяется соответствующими правами и обязанностями.

Объектом является спор, подлежащий рассмотрению и разрешению судом.

Что касается содержания процессуальных правоотношений, то это один из сложных вопросов теории процессуального права. Некоторые авторы считают, что содержанием процессуальных отношений являются права и обязанности суда и других участников процесса. По мнению же других, содержание гражданских процессуальных отношений составляют процессуальные действия его субъектов, совершаемые в соответствии с их правами и обязанностями. Необходимо рассмотреть различные позиции и сформировать собственное мотивированное мнение по данному вопросу.

Подготовку ко второму вопросу семинарского занятия следует начинать со схемы, предусмотренной во втором задании для самостоятельной работы. Затем необходимо дать краткую характеристику правовому положению (проанализировать права и обязанности) каждого из субъектов процессуальных правоотношений.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

2. Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации . - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

3. ФЗ от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.

4. Федеральный закон от 30.05.2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 23. Ст. 2288.

5. Закон РФ № 3132-1 от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. - № 170. - 1992.

6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 года № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 35. - Ст. 3615.

8. Информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 27.01.2003 № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Справочно-поисковая система Консультант Плюс.

Основная литература

Смотри соответствующий раздел к теме 1.1.

Дополнительная литература

1. Аболонин В.О. К вопросу о морали, нравственности и воспитательной роли суда в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - № 4, 5.

2. Афанасьев С.Ф., Борисова В.Ф. О возникновении гражданских процессуальных правоотношений на стадии возбуждения гражданского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - № 6, 7.

3. Бандорина Н. Участие органов государственной власти (государственных органов) в гражданском судопроизводстве в контексте конституционного принципа разделения властей // Арбитражный и гражданский процесс. - 2009. - № 6.

4. Елисеев Н. Понятие процессуального правового отношения в российском и зарубежном праве // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - № 1.

5. Джаникян М.В. Субъекты гражданского и арбитражного процесса (унификация правового регулирования) // Юрист. - 2007. - № 5.

6. Шамшурин Л. Об участии прокурора в разбирательстве гражданских дел: вопросы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. - 2009. - № 1.

7. Юдин А. Изменение и лишение процессуального статуса лиц, участвующих в деле, в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. - 2009. - № 1.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. На какие группы подразделяются все субъекты процессуальных правоотношений?

2. Какие признаки сторон как основных участников процесса Вам известны?

3. Что понимается под процессуальной правоспособностью и дееспособностью?

4. С какового возраста гражданин обладает полной гражданской процессуальной дееспособностью?

5. Какими правами и обязанностями обладают стороны в гражданском процессе?

6. Какими распорядительными правами относительно предмета спора обладают: истец, ответчик, стороны?

7. В чем заключается ключевое отличие лиц, участвующих в деле, от лиц, содействующих рассмотрению и разрешению дела судом?

Тема 1.6. Общие положения о судебном доказывании и судебных доказательствах

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определения следующим понятиям: судебное доказывание, презумпция, бремя доказывания, предмет доказывания. Задание выполните устно.

2*. Изучите понятие судебного доказывания и судебных доказательств.

3*. Составьте конспект: «Определение предмета доказывания в гражданском и арбитражном процессе».

4*. Изучите основания освобождения от доказывания по делу.

5*. Изучите, каким образом распределяется обязанность по доказыванию и представлению доказательств.

6*. Изучите правила оценки доказательств.

7*. Изучите виды средств доказывания, предусмотренных Гражданским процессуальным Кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

8. Решите задачу:

Иванова Е.К. обратилась в суд с иском к Петрову О.Н. об установлении отцовства в отношении сына Игоря. При подготовке дела к судебному разбирательству судья разъяснил истице, что значение для дела имеют следующие обстоятельства: 1) совместное проживание и ведение общего хозяйства с ответчиком до рождения ребенка; 2) совместное воспитание либо содержание ребенка; 3) признание ответчиком отцовства. Судья предложил представить истцу имеющиеся доказательства в подтверждение указанных фактов.

Дайте оценку действиям судьи.

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

1. Классификация средств доказывания.

2. Характеристика средств доказывания.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

Для освоения материала и выполнения заданий для самостоятельной работы необходимо изучить лекционный материал (студентам очной формы обучения), соответствующие разделы учебников из списка основной литературы. В целях более углубленного усвоения темы используйте источники, приведенные в списке дополнительной литературы. Изучение материала следует сопровождать уяснением основных понятий, относящихся к изучаемой теме.

Приступая к изучению темы судебного доказывания, следует обратить внимание на то, что она является центральной в гражданском и арбитражном процессах. Объясняется это тем, что установление фактических обстоятельств, с наличием или отсутствием которых закон связывает возможность возникновения, изменения или прекращения правовых отношений, происходит в процессе судебного доказывания, представляющего собой сложную и многостороннюю деятельность суда и участвующих в деле лиц. Поэтому проблемы совершенствования правового регулирования судебного доказывания являются весьма актуальными. Встречающиеся недостатки в судебной практике нередко связаны именно с ошибками, допускаемыми в ходе доказывания: неправильным определением предмета доказывания, нарушением процессуального порядка собирания, исследования и оценки доказательств, неполнотой доказательственного материала.

Рассматривая виды доказательств, следует учесть, что они выделяются по различным основаниям. Обратите внимание на абзац второй статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Здесь законодатель установил закрытый перечень отдельных средств доказывания, которые могут использоваться в гражданском процессе. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации впервые в истории процессуального законодательства предусмотрел возможность использования такого средства доказывания как аудио- и видеозаписи. Перечень средств доказывания в арбитражном процессе регламентирован статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Каждое доказательство имеет свои отличительные особенности, определяющие специфику их привлечения в процессе, исследования и оценки. Охарактеризовать их. При рассмотрении такого средства доказывания как заключение эксперта целесообразно обратиться к положениям Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности».

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 года).

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации . - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

4. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 23. - Ст. 2291.

Основная литература

Смотри соответствующий раздел к теме 1.1.

Дополнительная литература

1. Войтко И.А. Классификация правил доказывания (Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов) / под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. - М.: Статут, 2008.

2. Исаенкова О.В., Афанасьев С.Ф. О способах правового регулирования в области средств доказывания: вопросы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. - 2005 - № 7.

3. Лебедева Н. Роль суда в процессе доказывания по гражданским делам // Юрист. - 2004. - № 7.

4. Молчанов B.B. Необходимые доказательства в гражданском судопроизводстве // Законодательство. - 2006. - № 3.

5. Пучинский В. Оценка доказательств в гражданском и арбитражном процессе // Хозяйство и право. - 2005. - № 6.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое судебное доказывание?

2. По каким критериям суд оценивает доказательства, собранные по делу при вынесении судебного решения?

3. Возможно ли привлечение к рассмотрению гражданского дела специалиста (не эксперта)?

4. Существуют ли доказательства, которые имеют преимущества перед другими доказательствами?

5. В каких случаях возможно применение мер обеспечения доказательств?

Тема 1.7. Судебные расходы

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определения следующим понятиям: судебные расходы, государственная пошлина, судебные издержки, цена иска. Задание выполните устно.

2. Определите размер государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суд общей юрисдикции (арбитражный суд), если цена иска составляет: 23 450 рублей, 68 880 рублей, 1 000 234 рубля;

3*. Изучите порядок распределения судебных расходов.

4. Имеет ли право свидетель, эксперт, специалист, переводчик:

а) на выплату суточных;

б) на сохранение заработной платы по месту работы (в полном размере, в размере среднего заработка);

в) на получение денежной компенсации за отвлечение от обычных занятий;

г) на получение вознаграждения за исполнение обязанностей свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика?

II. Рекомендации по выполнению

заданий для самостоятельной работы

Данная тема не предполагает проведения семинарских занятий. Для освоения материала и выполнения заданий для самостоятельной работы необходимо изучить лекционный материал (студентам очной формы обучения), соответствующие разделы учебников из списка основной литературы. В целях более углубленного усвоения темы используйте источники, приведенные в списке дополнительной литературы. Изучение материала следует сопровождать уяснением основных понятий, относящихся к изучаемой теме.

Судебным расходам Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации отводит главу 7, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации - главу 9. Законодатель четко установил, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (статья 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Помимо этого в статье 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статье 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что к исковому заявлению помимо прочих документов прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Процессуальное законодательство при этом содержит отсылочные нормы, согласно которым размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (часть 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим, прежде чем выполнять второе задание для самостоятельной работы, необходимо обратиться к главе 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и изучить легальное определение, размеры и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции и арбитражные суды (статьи 333.16 - 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность несения судебных расходов в гражданском и арбитражном процессах возлагается на стороны, а также на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.

Общие правила распределения судебных расходов закреплены в статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, специальные в статьях 99-103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Общие правила распределения судебных расходов закреплены в статьях 110-111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обратите внимание, что в силу части 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указание на распределение судебных расходов является обязательной составляющей резолютивной части судебного решения.

Для того чтобы выполнить третье задание для самостоятельной работы, обратитесь к тексту Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и найдите правильные ответы в соответствующих статьях кодексов.

Наши рекомендации