Тема 2. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гражданского права и процесса

Угрин Т.С.

Щербачева Л.В.

Юзефович Ж.Ю.

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Планы семинарских и практических занятий для курсантов факультета подготовки следователей, факультета подготовки оперативных сотрудников полиции, факультета подготовки полиции общественной безопасности, экспертно-криминалистического факультета, факультета подготовки иностранных специалистов, факультета подготовки дознавателей, слушателей факультета заочного и вечернего образования, студентов Института права экономики и судебной экспертизы обучающихся по специальности 030501.65 – «Юриспруденция»

на 2011/ 2012 учебный год

Москва – 2011

I.Организационно-методический раздел

Планы семинарских и практических занятий подготовлены в соответствии рабочей учебной программой дисциплины «Гражданский процесс».

Преподавание гражданского процессуального права направлено на изучение гражданской процессуальной теории в сочетании с действующим гражданским процессуальным законом и судебной практикой.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования современный юрист обязан осуществлять сбор нормативной и фактической информации; проводить анализ юридических норм и правовых отношений; толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; анализировать судебную и административную практику; квалифицированно разрешать правовые ситуации, уметь составлять соответствующие юридические (процессуальные) документы.

Целью изучения дисциплины является формирование у курсантов и студентов практических навыков по разрешению конкретных гражданских дел, составлению процессуальных документов, правильному толкованию нормативных правовых актов.

Для глубокого познания гражданского процесса необходима выработка навыков в разрешении конкретных правовых конфликтов, в составлении различных процессуальных документов, из которых и состоит гражданское дело в суде. Позитивный результат для достижения поставленной цели дает использование практического метода преподавания гражданского процесса, и самостоятельная работа курсантов, слушателей, (студентов).

Задачами изучаемой дисциплины являются овладение теоретическими основами гражданского процессуального права, формирование у курсантов, слушателей, (студентов) Московского университета МВД России правового менталитета и навыков юриста, закрепление полученных знаний на практических и семинарских занятиях, что позволяет применять полученные знания на высоком профессиональном уровне в практической деятельности.

Содержание курса «Гражданский процесс» органически связано с такими учебными дисциплинами, как «Гражданское право», «Семейное право», «Трудовое право», «Административное право» и др.

Структуру занятия составляют:

1) Вопросы по теме занятия для теоретической подготовки курсантов, слушателей, (студентов). В выступлении кратко формулируется цель, дается сравнительный анализ ГПК РФ и других нормативных актов и судебной практики, указывается на имеющиеся точки зрения ученых-процессуалистов, обосновывается личная точка зрения по спор­ному вопросу. Выступление должно быть кратким, не больше 5 - 10 минут.

2) Правовые ситуации (задачи), максимально приближенные к реальным судебным делам. Курсант, слушатель, (студент) должен кратко пересказать условия задачи и предложить обоснованное решение. При решении задач обязательны ссылки на ГПК РФ, иные нормативные правовые акты, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Возможны ссылки на судебные решения по аналогичным гражданским делам.

3) Практическое задание, которое может включать составление схем, таблиц по изучаемой теме, составление и написание процессуальных документов.

Специфика преподавания гражданского процессуального права, состоит в формировании у будущих юристов практических навыков по разрешению конкретных гражданских дел, составлению процессуальных документов, правильному толкованию норм нормативных правовых актов.

Следует подчеркнуть, что для решения указанных задач требуется не только хорошее знание курсантами, слушателями, (студентами) собственно процессуального законодательства, но и умение правильно ориентироваться в нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Это относится не только к разрешению материально-правового спора по существу, но и к принятию решения по многим процессуальным вопросам.

В методических рекомендациях по данной дисциплине для облегчения самостоятельной рабо­ты курсантов, слушателей, (студентов) прилагается список нормативных актов и постановлений высших судов страны. Однако следует учитывать, что законодательство и судебная практика не остаются неизменными. При решении задачи необходимо проверять, продолжает ли действовать та или иная норма, не изменилась ли практика ее применения Верховным Судом или Высшим Арбитражным Судом РФ.

Наряду с задачами, списком основных нормативных актов и ссылками на судебную практику, к каждой теме приводится примерный перечень литературы, который поможет не только в подготовке к семинарским и практическим занятиям, но и при написании рефератов.

Самостоятельная деятельность курсантов, слушателей и студентов.

Важная роль в процессе обучения курсантов, слушателей, (студентов) в высшем учебном учреждении отводится его самостоятельной работе. Без самостоятельной работы с учебниками, монографиями, и необходимыми правовыми источниками, а также постановлениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации невозможно приобрести знания, достаточные для квалифицированной работы в области правоприменения. При подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам; при написании рефератов, курсовых и дипломных работ по гражданскому процессу курсант, слушатель, (студент) должен подробно анализировать нормы ГПК РФ, касающиеся его темы исследования. Необходимо обращаться не только к учебной, но и к научной литературе, судебной практике. Использование постановлений Пленума Верховного Суда РФ при подготовке по дисциплине «Гражданское процессуальное право» обязательно.

Необходимо использовать и системы «Консультант Плюс», «Гарант», «ЮСИС» и др.; пользоваться Интернетом. К прочитанному (найденному в Интернете) материалу нужно относиться критически, поскольку зачастую в анализируемом студентом материале не учтены последние изменения законодательства, судебная практика по какому-либо вопросу.

В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины

«Гражданский процесс» по специальности 030501.65 – «Юриспруденция» отводится:

- факультет подготовки следователей: 120 учебных часов, в т.ч. 60 часов – на аудиторные занятия и 60 часов – на самостоятельную работу курсантов;

- факультета подготовки оперативных сотрудников полиции: 120 учебных часов, в т.ч. 60 часов – на аудиторные занятия и 60 часов – на самостоятельную работу курсантов;

- факультета подготовки полиции общественной безопасности: 120 учебных часов, в т.ч. 60 часов – на аудиторные занятия и 60 часов – на самостоятельную работу курсантов;

- экспертно-криминалистический факультет: 120 учебных часов, в т.ч. 60 часов – на аудиторные занятия и 60 часов – на самостоятельную работу курсантов;

- факультет подготовки иностранных специалистов: 120 учебных часов, в т.ч. 60 часов – на аудиторные занятия и 60 часов – на самостоятельную работу курсантов;

- факультет подготовки дознавателей всего 120 учебных часов, в т.ч. 60 часов – на аудиторные занятия и 60 часов – на самостоятельную работу курсантов;

- факультет заочного и вечернего обучения (6 лет обучения): 120 учебных часов, в т.ч. 12 – на аудиторные занятия и 108 часов – на самостоятельную работу слушателей.

В рамках изучения дисциплины курсанты, слушатели должны выполнить контрольную работу.

Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами, слушателями зачета.

В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины

«Гражданский процесс» по специальности 030501.65 – «Юриспруденция» Института права экономики и судебной экспертизы Московского университета МВД России отводится:

- на базе Высшего образования (срок обучения 4 года, заочная форма): 240 часов, в т.ч. 24 – на аудиторные занятия и 216 часов – на самостоятельную работу студентов;

- на базе среднего профессионального образования (срок обучения 4 года, заочная форма): 200 часов, в т.ч. 20 – на аудиторные занятия и 180 – на самостоятельную работу студентов;

- (срок обучения 6 лет, заочная форма) 240 часов, в т.ч. 24 – на аудиторные занятия и 216 часов – на самостоятельную работу студентов.

В рамках изучения дисциплины студенты должны выполнить курсовую работу.

Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей студентами экзамена.

Перечень тем дисциплины

№ № п/п п Наименование тем
  Раздел I. Общие положения. Теория гражданского процесса.
1. Гражданское процессуальное право: понятие, предмет, метод, принципы, источники правового регулирования.
2. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты.
3. Подведомственность и подсудность гражданских дел.
4. Представительство в суде. Оформление полномочий представителя.
5. Иск и его элементы. Классификация исков.
6. Доказывание и доказательства.
7. Процессуальные сроки. Судебные расходы и штрафы. Судебные извещения и вызовы.
  Раздел II. Производство в суде первой инстанции.
8. Понятие и сущность искового производства. Возбуждение гражданского дела в суде.
9. Значение и сущность стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
10. Судебное разбирательство.
11. Решение и определения суда первой инстанции.
12. Упрощенный порядок рассмотрения гражданских дел (приказное и заочное производство).
13. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
14. Особое производство.
  Раздел III. Пересмотр судебных постановлений.
15. Апелляционное и кассационное производство по обжалованию решений и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.
16. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу: производство в суде надзорной инстанции, пересмотр постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
  Раздел IV. Исполнительное производство.
17. Исполнение судебных актов и актов других органов.
  Раздел V. Основы знаний об арбитражном процессе.
18. Особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел арбитражными судами.
  Раздел VI. Несудебные формы защиты права.
19. Несудебные формы защиты права: нотариальная форма и рассмотрение споров в третейских судах.

Тема 1. Гражданское процессуальное право: понятие, предмет, метод, принципы, источники правового регулирования.

Вопросы:

1. Понятие гражданского процессуального права, гражданского процесса. Предмет и система.

2. Методы регулирования гражданских процессуальных отношений.

3. Понятие и значение принципов гражданского процессуального права.

4. Состав и система принципов гражданского процессуального права, их классификации.

5. Источники гражданского процессуального права. Действие процессуального закона во времени и в пространстве.

6. Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления Конституционного Суда РФ – источник гражданского процессуального права, важный источник правовой информации или толкование закона? Обоснуйте существующие точки зрения, а также собственную точку зрения.

Практическое задание

1. Составить схему «Суды, входящие в судебную систему» – с указанием всех звеньев судебной системы, структуры каждого звена. Указать стадии процесса (судебные инстанции).

2. Используя Конституцию РФ, ГПК РФ, АПК РФ, а также указанные ниже федеральные конституционные законы, составьте таблицу сравнительного анализа наименования и содержания конституционных принципов гражданского процесса

Задача № 1.

При рассмотрении дела об ограничении родительских прав в заседание не явился переводчик, вызванный по ходатайству ответчика Эркенова З.И. На вопрос председательствующего, Эркенов З.И. пояснил, что русский язык он понимает сносно, но плохо говорит и не может полно излагать свои мысли, по его сведениям переводчик прибудет через полчаса.

В связи с этим прокурор предложил продолжить разбирательство дела без переводчика, допустив его в процесс сразу же после прибытия и, во всяком случае, обеспечить перевод во время заслушивания объяснений ответчика. Эркенов З.И. оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.

Как должен поступить суд в данной ситуации с учетом требований процессуального законодательства?

Задача № 2.

При рассмотрении дела, связанного с государственной тайной, представитель ответчика заявил ходатайство об удалении истца и его адвоката из зала судебного заседания, поскольку они не имеют соответствующего допуска; если же суд не найдет оснований для этого, то не знакомить их с секретными материалами дела и не оглашать данные документы.

Прокомментируйте ходатайство с точки зрения требований процессуального законодательства.

Задача № 3.

После окончания рассмотрения дела по существу ответчик заявил ходатайство о предоставлении ему времени для подготовки к судебным прениям. Согласившись с ходатайством, суд вынес определение об отложении разбирательства дела на 9 часов утра следующего дня и начал рассмотрение другого гражданского дела. Поскольку к окончанию рабочего дня рассмотрение данного дела не было окончено, суд объявил перерыв в судебном заседании до 10 часов следующего дня.

На следующий день с утра суд приступил к заслушиванию судебных прений по первому делу, после вынесения по нему решения объявил его и в 10 часов продолжил разбирательстве второго дела.

Прокомментируйте действия суда с точки зрения требований процессуального законодательства.

Задача № 4.

Прокурор района предъявил в суд иск к Лисиной Т.Е. об отобрании у нее восьмилетнего сына. В обоснование требования он указал, что Лисина Т.Е. в январе 2003 г. вступила в брак с Петровым С.И., который страдает психическим расстройством, жестоко обращается с ребенком и своим поведением создает для него реальную опасность.

Местная телекомпания обратилась к прокурору района и председателю районного суда с просьбой разрешить трансляцию по телевидению судебного заседания по данному делу. Такое разрешение было получено, однако Лисина Т.Е. в подготовительной части судебного заседания заявила хода­тайство об удалении телекамер из зала, поскольку не желает предавать широкой огласке свою семейную жизнь. Она попросила также обсудить вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании.

Представитель органа опеки и попечительства не согласился с ходатайством и пояснил, что оснований для закрытого судебного заседания не имеется, а трансляция процесса послужит хорошим уроком нерадивым матерям, которые думают лишь об устройстве личной жизни и забывают об интересах своих детей.

Помощник прокурора, участвующий в рассмотрении дела, попросил суд оставить ходатайство без удовлетворения, поскольку вопрос уже разрешен руководством прокуратуры и суда, при этом учитывалось большое значение телевизионной трансляции процесса для укрепления законности и правопорядка в сфере семейных отношений.

Определением председательствующего по делу судьи ходатайство Лисиной Т.Е. в части запрета трансляции судебного заседания по телевидению было удовлетворено, в остальной части оставлено без удовлетворения.

Правильно ли поступил председательствующий? Прокомментируйте позицию других участников судопроизводства с учетом требований процессуального законодательства.

Задача № 5.

В районном суде слушалось дело по иску Потапова П.С. к Петелину С.С. о взыскании 60 тыс. руб. - ущерба, связанного с повреждением автомашины «Волга», причиненного автомо­бильной аварией.

Ответчик Петелин С.С. иска не признал, утверждая, что не виновен в аварии. Во время произошедшего случая дорога была покрыта льдом, и столкновение автомашин произошло в связи с непреодолимой силой.

Истец Потапов П.С. заявил ходатайство об отложении граж­данского дела и об истребовании материалов уголовного дела, которое в свое время было возбуждено, но прекращено.

Судья Бубнов С.П. вынес определение об отложении дела на другую дату и время, но в истребовании уголовного дела от­казал, указав в определении, что в соответствии с принципом состязательности каждая сторона должна доказать факты, на которые ссылается. Поэтому истец должен представить материа­лы из уголовного дела.

Как правильно поступать сторонам и судье в изложенной ситуации?

Задача № 6.

Вкаких случаях рассмотрение дела должно осуществлять­ся тремя профессиональными судьями:

а) подано заявление об оспаривании нормативного правового акта;

б) подано заявление о признании гражданина недееспособным;

в) подано исковое заявление о расторжении брака;

г) решение суда о признании брака недействительным обжаловано в кассационную инстанцию;

д) подано исковое заявление о восстановлении на работе;

е) подана апелляционная жалоба на решение мирового судьи по делу о возврате денежной суммы по договору займа;

ж) на решение по делу о признании забастовки незаконной подана надзорная жалоба;

з) подано заявление о расформировании комиссии по проведению референдума;

и) подано заявление об обжаловании бездействия судебного при­става-исполнителя;

к) судебный приказ обжалован в апелляционном порядке;

л) подано заявление о ликвидации политической партии.

Тема 2. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты.

Вопросы:

1. Понятие, структура гражданских процессуальных правоотношений.

2. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений. Их классификация, общая характеристика.

3. Гражданская процессуальная правоспособность: понятие, круг субъектов.

4. Гражданская процессуальная дееспособность: понятие, круг наделенных ею субъектов, обстоятельства, определяющие объем гражданской процессуальной дееспособности.

5. Состав лиц, участвующих в деле. Понятие, особенности, права.

6. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве: цель, основание, формы участия.

Задача № 1.

Решите вопрос о процессуальной право- и дееспособности лиц в следующих случаях:

а) Иванов по решению суда признан недееспособным. Может ли он подать заявление о признании его дееспособным?

б) Петрова (17 лет) вступила в брак с Абрамовым (17 лет). Может ли она подать иск о расторжении брака?

в) Сидорова (16 лет) намерена обратиться в суд с иском к Ермакову о взыскании алиментов на дочь. Может ли она подать такой иск?

г) Карениной (14 лет) причинен вред здоровью в результате произ­водственной травмы. Может ли она обратиться с иском в суд?

д) Матвеев ограничен по решению суда в дееспособности. Может ли он подать иск о взыскании алиментов?

е) родительский комитет школы обратился в суд с иском о лише­нии родительских прав. Может ли суд в данном случае принять заяв­ление?

ж) Тараненко (15 лет), работающий по трудовому договору, обра­тился в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным.

Примет ли суд такое заявление?

Вправе ли указанные субъекты самостоятельно защищать свои права в гражданском процессе в случае принятия судом их заявлений?

Задача № 2.

Слесарь НПО «Автоматика» Ильин обратился с заявле­нием о взыскании заработной платы за время выполнения сверхуроч­ных работ в комиссию по трудовым спорам (администрация предпри­ятия в выплате заработной платы за время выполнения сверхурочных работ отказала). Комиссия требования Ильина удовлетворила, обязав предприятие выплатить указанную заработную плату. Администрация предприятия, не согласившись с решением комиссии, обратилась с иском в суд.

Определите участников процесса.

Задача № 3.

Прокурор предъявил в суде иск в интересах Пушкова С.И. к Военно-страховой компании о взыскании в его пользу страхо­вой суммы.

В исковом заявлении прокурора было указано, что Пушков СИ. является инвалидом I группы вследствие ранения, полу­ченного им в период прохождения военной службы.

В судебном заседании прокурор отказался от иска и просил прекратить производство по делу.

Присутствовавший в зале судебного заседания Пушков СИ. утверждал, что произошло недоразумение, и возражал против прекращения дела. При этом Пушков СИ. посчитал сумму иска заниженной и просил увеличить размер исковых требова­ний до 20 млн. руб. в соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих».

Определите процессуальное положение прокурора. Расскажите о его правах и формах участия в процессе. Какое процессуальное положение занимает Пушков С.И.?

Задача № 4.

Укажите, в каких случаях допустимо возбуждение граж­данского дела на основании ст. 46 ГПК. Определите участвующих в деле лиц и вид производства:

а) по требованию, органа опеки и попечительства о признании не­действительным соглашения родителей ребенка об уплате алиментов на его содержание;

б) по заявлению гражданина к совладельцу жилого дома и покупа­телю части этого дома о признании недействительной сделки купли-продажи, совершенной с нарушением правил о преимущественной покупке;

в) по заявлению психиатрической больницы о признании пациента недееспособным;

г) по требованию комиссии по делам несовершеннолетних об отмене усыновления ввиду грубого обращения усыновителя с ребенком.

Задача № 5

Якупова Л.В. обратилась в суд с иском о признании недействи­тельным брака, заключенного между ее отцом – Якуповым В.В. и Артемь­евой А.А., так как Артемьева А.А. на момент регистрации брака состояла в заре­гистрированном браке с Поповым. В судебном заседании Артемьева А.А. заявила, что Якупова Л.В. — ненадлежащий истец, поскольку не является субъектом спорного правоотношения.

Оцените доводы Артемьевой А.А.

Вариант. Изменится ли решение задачи, если отец Якуповой Л.В. умер?

Задача № 6

Петров (17 лет), управляя по доверенности мотоциклом, принадлежащим его матери Котовой, совершил наезд на Дымова, ехавшего на мотоцикле. В результате столкновения Дымову причинены легкие телесные повреждения, а его мотоцикл разбит и восстановлению не подлежит. Дымов предъявил иск к Котовой о возмещении ущерба. Суд иск удовлетворил.

Дайте оценку действиям суда. Определите участников процесса.

Задача № 7

Определите, в каких случаях участие прокурора является обя­зательным?

1) По иску о компенсации морального вреда и опроверже­нии порочащих сведений, содержащихся в статье, опублико­ванной в газете «Коммерсант».

2) По заявлению Ганушкиной Н.А. о признании ее мужа безвестно отсутствующим.

3) По иску Саратовского музея изобразительных искусств к компании «Стройинвест» о запрете на использование при мар­кировке продукции фирменного наименования и символики музея.

4) По иску инвалида 1 группы, участника боевых действий в Афганистане к Институту стали о выплате ему повышенной студенческой стипендии.

Наши рекомендации